5.3.1. Учебный план

Примерный учебный план для образовательных организаций, реализующих ООП НОО на основе ИП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с ТМНР (вариант 6.4.)

Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования <23>, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

--------------------------------

<23> Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации").

Образовательная организация самостоятельна в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии и т.д.).

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

- учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;

- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с НОДА, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края, этика, музыкальные занятия и др.).

Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется через учебные предметы, включающие в себя систему фронтальных и индивидуальных занятий с обучающимися.

В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, адаптивно-спортивное).

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Одно из направлений внеурочной деятельности - проведение коррекционно-развивающих занятий, которые являются обязательными для обучающихся с НОДА и ТМРН.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.

Для обучающихся с ТМНР с подготовительного по 4 классы устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (33 учебные недели в год).

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Продолжительность урока составляет: в подготовительных и 1 классах - 35 минут; во 2 - 4 классах - 35 - 45 минут (по решению образовательной организации).

Образовательную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся подготовительных и первых классов - не более 4 уроков, и один день в неделю - не более 5 уроков с учетом урока адаптивной физической культуры;

- для обучающихся вторых - четвертых классов - не более 5 уроков.

Обучение в классах для детей с ТМНР осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

При обучении по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования школьники с НОДА обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей с двигательными нарушениями и сходными образовательными потребностями. Наполняемость в классах для детей с множественными нарушениями развития - до 5 детей.

Предметы (курсы) коррекционно-развивающей направленности (индивидуальные занятия по логопедии, по психологической коррекции, по двигательной коррекции, а также занятия, направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости) являются основой для развития жизненных компетенций. Чем сложнее дефект развития, тем более необходимы данные коррекционно-развивающие занятия.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка.

При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.

Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации.

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ТМНР предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные занятия по коррекции и развитию когнитивных функций. Все эти занятия проводятся в индивидуальной форме. Продолжительность занятий до 25 - 30 минут, занятий по ЛФК - до 45 минут.

Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:

предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;

исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;

формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;

формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.

Комплексная абилитация учащихся с НОДА предусматривает медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и лечебной физической культуры, логопедическую работу, психологическую коррекцию.

Коррекционно-компенсаторный подход реализуется всеми участниками образовательного процесса. Ведущими специалистами при этом являются врачи, учителя АФК и инструкторы ЛФК, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции развития ребенка и проводят коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по включению коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.

В коррекционно-развивающей области учитывается специфика контингента учащихся, ее содержание направлено на коррекцию психофизического развития личности, создание компенсаторных и социально-адаптационных способов деятельности.

В области "Физическая культура" в учебном плане должен быть предмет "Адаптивная физическая культура" (АФК). В случае необходимости целесообразно замены групповых занятий АФК индивидуальными занятиями для детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Учитель АФК в таком случае может эффективно работать по коррекции индивидуального двигательного дефекта. Решение об изучении учебного предмета "Адаптивная физическая культура" принимается образовательной организацией исходя из степени тяжести двигательных нарушений. В случае исключения данного предмета из учебного плана, освободившиеся часы могут быть добавлены на изучение каких-либо предметов из обязательной части учебного плана.

Количество индивидуальных часов по коррекции двигательного дефекта для каждого учащегося определяется медицинской службой в зависимости от тяжести двигательного нарушения (от 2 до 5 час/нед.).

Учебный план для обучающихся с ТМНР (вариант 6.4.) разработан на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей относится к пропедевтическому уровню образованности. Это отражается в названиях учебных предметов: альтернативное чтение, графика и письмо, развитие речи и окружающий мир, математические представления и конструирование, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, музыка и движение, социально-бытовая ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура.

Коррекционно-развивающие занятия для варианта 6.4. строятся на основе предметно-практической деятельности детей, осуществляются учителем через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.

Коррекционная работа проводится в виде индивидуально-групповых занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются учителем, исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния детей.

Примерный учебный план

АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с ТМНР (вариант 6.4) годовой

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Подгот.

I

II

III

IV

Всего

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Общение и чтение

132

132

132

132

132

660

Письмо

99

99

99

99

99

495

Математика

Математические представления

132

132

132

132

132

660

Естествознание

Развитие речи и окружающий природный мир

33

33

66

66

66

264

Человек

Жизнедеятельность человека

33

33

33

33

33

165

Самообслуживание

33

33

33

33

33

165

Искусство

Музыка

33

33

33

33

33

165

Изобразительное искусство

33

33

33

33

33

165

Технология

Предметные действия

33

33

33

33

33

165

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

99

99

99

99

99

495

Итого:

660

660

693

693

693

3399

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе

33

33

66

66

66

264

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

693

693

759

759

759

3663

Внеурочная деятельность:

330

330

330

330

330

1650

- коррекционно-развивающая работа:

165

165

165

165

165

825

индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия

165

165

165

165

165

825

- другие направления внеурочной деятельности

165

165

165

165

165

825

Всего к финансированию

1023

1023

1089

1089

1089

5313

Примерный учебный план

АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с ТМНР (вариант 6.4) недельный

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Подгот.

I

II

III

IV

Всего

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Общение и чтение

4

4

4

4

4

20

письмо

3

3

3

3

3

15

Математика

Математические представления

4

4

4

4

4

20

Естествознание

Развитие речи и окружающий природный мир

1

1

2

2

2

8

Человек

Жизнедеятельность человека

1

1

1

1

1

5

Самообслуживание

1

1

1

1

1

5

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

5

Технология

Предметные действия

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

15

Итого:

20

20

21

21

21

103

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе

1

1

2

2

2

8

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

21

23

23

23

111

Внеурочная деятельность:

10

10

10

10

10

50

- коррекционно-развивающая работа:

5

5

5

5

5

25

индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия

5

5

5

5

5

25

- другие направления внеурочной деятельности

5

5

5

5

5

25

Всего к финансированию

31

31

33

33

33

161