Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 мая 2020 г. N 753

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГАРАНТИИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ РОССИЙСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ПО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

РАЗВИТИЯ "ВЭБ.РФ", ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ

ПОРУЧИТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ РАЗВИТИЯ "ВЭБ.РФ"

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2020 N 824)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2020 году государственной гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации (далее - государственная гарантия) по обязательствам российских юридических лиц, отобранных в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил (далее - принципалы), перед государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" (далее - государственная корпорация), возникающим в связи с исполнением поручительств, предоставляемых государственной корпорацией в 2020 году в валюте Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств принципалов, являющихся заемщиками по кредитам, предоставляемым российскими банками (далее - кредиторы) в 2020 году в валюте Российской Федерации на срок до 36 месяцев на цели, указанные в пункте 6 настоящих Правил (далее соответственно - кредиты, кредитные договоры), по возврату сумм кредитов (погашению основного долга) в установленный кредитными договорами срок, в объеме до 50 процентов указанных обязательств принципалов (заемщиков) перед кредиторами (далее - поручительства государственной корпорации, договоры поручительства государственной корпорации), а также порядок и условия исполнения обязательств по государственной гарантии.

2. Государственная гарантия предоставляется в соответствии со статьей 115.1-2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пользу государственной корпорации в обеспечение исполнения в установленный договорами поручительства государственной корпорации срок денежных обязательств принципалов по возмещению государственной корпорации в полном объеме сумм, выплаченных государственной корпорацией в пользу кредиторов в соответствии с условиями поручительств государственной корпорации в связи с неисполнением обязательств принципалов по возврату сумм кредитов (погашению основного долга) по кредитным договорам в установленный кредитными договорами срок. Государственная гарантия обеспечивает до 100 процентов указанных обязательств принципалов перед государственной корпорацией.

3. Государственная гарантия не обеспечивает исполнение иных обязательств принципалов перед государственной корпорацией, кроме обязательств, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в том числе не обеспечивает исполнение установленных законодательством Российской Федерации, договорами поручительства государственной корпорации или иными договорами обязательств принципалов по возмещению или уплате государственной корпорации процентов, комиссий, неустоек (пеней, штрафов), не обеспечивает ответственность принципалов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и причинение убытков.

4. Государственная гарантия предоставляется без взимания вознаграждения гаранта.

5. Российская Федерация по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность.

6. Кредиты, обеспечиваемые поручительствами государственной корпорации, привлекаются принципалами на цели пополнения оборотных средств для осуществления расходов, предусмотренных Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям и их дочерним обществам на пополнение оборотных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 582 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям и их дочерним обществам на пополнение оборотных средств" (далее - Правила предоставления субсидий).

Не допускается привлечение кредитов на цели рефинансирования (погашения) ранее привлеченных принципалами кредитов и займов.

7. Не допускается обеспечение поручительствами государственной корпорации обязательств принципалов по кредитам (кредитным договорам), исполнение обязательств принципалов по которым также обеспечивается государственными гарантиями Российской Федерации.

8. Отбор принципалов для целей предоставления поручительств государственной корпорации и оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами осуществляется государственной корпорацией согласно правилам, утвержденным правлением государственной корпорации и подготовленным в соответствии с требованиями к принципалам, установленными настоящими Правилами. Решение государственной корпорации об отборе принципалов принимается правлением государственной корпорации и оформляется протоколом заседания правления государственной корпорации.

9. К указанному в пункте 8 настоящих Правил отбору допускаются российские юридические лица, соответствующие следующим требованиям:

а) отрасль, в которой осуществляет деятельность юридическое лицо соответствует требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 4 Правил предоставления субсидий;

б) юридическое лицо является заемщиком по кредиту, предоставляемому кредитором 2020 году в валюте Российской Федерации на цели, указанные в пункте 6 настоящих Правил;

в) юридическое лицо является системообразующей организацией, включенной в перечень (перечни) системообразующих организаций и соответствующей критериям или дополнительным основаниям, утвержденным Правительственной комиссией по повышению устойчивости российской экономики, или ее дочерней организацией (при наличии согласия системообразующей организации на получение таким заемщиком кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий);

г) организационно-правовая форма юридического лица соответствует требованиям, установленным пунктом 3 статьи 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

10. Поручительства государственной корпорации, при исполнении которых возникающие денежные обязательства принципалов перед государственной корпорацией обеспечиваются государственной гарантией, предоставляются государственной корпорацией при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие у принципала по состоянию на 1-е число месяца, в котором предоставляется поручительство государственной корпорации (заключается договор поручительства государственной корпорации), просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией либо ее погашение на указанную дату, а также отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) кредитный договор и договор поручительства государственной корпорации содержат условие о запрете на объявление и выплату дивидендов (распределение прибыли) принципалом в течение периода действия договора поручительства государственной корпорации и оказания гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами (за исключением случаев, предусмотренных отдельными решениями Правительства Российской Федерации), а также условие о сокращении вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу принципала и управляющей организации, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа принципала (членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа, единоличному исполнительному органу и его заместителям, главному бухгалтеру (иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), руководителям самостоятельных структурных подразделений принципала и управляющей организации), индивидуальному предпринимателю (управляющему), которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа принципала, на период действия договора поручительства государственной корпорации и оказания гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами;

в) удовлетворительное финансовое состояние принципала, определенное на 1 января 2020 г. по результатам анализа, проведенного в соответствии с методикой проведения анализа финансового состояния принципала, в случае если государственной гарантией Российской Федерации обеспечиваются обязательства принципала по кредиту или облигационному займу, привлекаемому на цели, не связанные с реализацией инвестиционного проекта, предусмотренной приложением N 1 к Правилам определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также осуществления анализа финансового состояния принципала, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2020 г. N 92 (далее - Правила определения объема обеспечения);

г) соответствие принципала требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

д) принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении принципала в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

е) исполнение обязательств принципала по кредитному договору, обеспечиваемому поручительством государственной корпорации, не обеспечивается государственной гарантией Российской Федерации;

ж) кредитный договор содержит положения об обязательствах кредитора осуществлять контроль за целевым использованием заемщиком (принципалом) средств кредита, обеспечиваемого поручительством государственной корпорации. Исключение из кредитного договора положений об указанных обязательствах кредитора не допускается;

з) договор поручительства государственной корпорации содержит положения о прекращении поручительства государственной корпорации в любом из следующих случаев:

внесение не согласованных в предварительном порядке с государственной корпорацией изменений в кредитный договор, обеспечиваемый поручительством государственной корпорации, влекущих изменение суммы или валюты кредита, цели кредита, порядка начисления и уплаты процентов за пользование кредитом, иных платежей (комиссий, процентов, неустойки (пеней, штрафов)), объема, сроков (графика) либо порядка установления объема, сроков (графика) исполнения обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и уплате процентов за пользование кредитом, ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств принципала по кредитному договору, условий перемены лиц в обязательстве (в том числе уступки (передачи) прав требований (прав и обязанностей), перевода долга), положений о праве (обязанности) принципала досрочно исполнять обязательства по кредитному договору, о праве (обязанности) кредитора потребовать досрочного исполнения обязательств принципала по кредитному договору, положений, устанавливающих обязательства кредитора осуществлять контроль за целевым использованием принципалом средств кредита, влекущих увеличение размера (ставки) процентов за пользование кредитом, иных платежей (комиссий, процентов, неустойки (пеней, штрафов)), влекущих установление новых платежей (в том числе комиссий, процентов, неустойки (пеней, штрафов)), иных (новых) видов ответственности принципала за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств принципала по кредитному договору, новых положений о праве (обязанности) принципала досрочно исполнять обязательства по кредитному договору, о праве (обязанности) кредитора потребовать досрочного исполнения обязательств принципала по кредитному договору;

установление факта нецелевого использования средств кредита, обеспеченного поручительством государственной корпорации;

установление факта несоответствия принципала требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, произошедшего в дату или после выдачи поручительства государственной корпорации;

предоставление государственной гарантии Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств принципала по кредитному договору, обеспеченному поручительством государственной корпорации;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 05.06.2020 N 824;

(см. текст в предыдущей редакции)

и) предоставление в пользу государственной корпорации иного, наряду с государственной гарантией, обеспечения исполнения денежных обязательств принципалов, обеспечиваемых государственной гарантией (далее - иное обеспечение), соответствующего требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил;

к) процентная ставка по кредиту подлежит субсидированию в соответствии с Правилами предоставления субсидий.

11. Обязательства принципалов, указанные в пункте 2 настоящих Правил, перед государственной корпорацией считаются обеспеченными государственной гарантией при условии соблюдения и выполнения установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами требований (условий) в отношении принципалов, кредитных договоров и договоров поручительства государственной корпорации, а также наличия иного обеспечения, предоставленного в пользу государственной корпорации, и соответствия иного обеспечения требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил.

12. Предоставляемое в пользу государственной корпорации иное обеспечение должно соответствовать требованиям, установленным настоящими Правилами, а также иным требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации в отношении обеспечения исполнения обязательств принципалов по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации (гаранта) к принципалам, возникающих в связи с исполнением государственных гарантий Российской Федерации, в том числе в отношении лиц, предоставляющих указанное обеспечение.

13. В качестве иного обеспечения может приниматься:

а) поручительство российского юридического лица;

б) банковская гарантия российского банка, имеющего генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, который по состоянию на 1 января года, в котором предоставляется банковская гарантия, по величине собственных средств (капитала) входил в число первых ста крупнейших российских банков;

в) залог движимого и (или) недвижимого имущества принципала или иного российского юридического лица. Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) передаваемого в залог имущества проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и удовлетворяющим условиям, установленным статьей 15.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - оценщик), не ранее чем за 6 месяцев до даты заключения договора залога. Соответствие отчета об оценке рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждаются положительным заключением эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков. Передаваемое в залог имущество должно быть застраховано от всех рисков утраты и повреждения на сумму не менее его рыночной стоимости, и выгодоприобретателем по договору страхования указанного имущества должна быть указана государственная корпорация. Оценка рыночной стоимости и страхование передаваемого в залог имущества осуществляются залогодателем за свой счет. Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав третьих лиц на него и не должно быть предметом залога по другим договорам. Последующий залог имущества, переданного в залог государственной корпорации, не допускается.

14. Иное обеспечение принимается государственной корпорацией при условии, что само иное обеспечение (поручительство, банковская гарантия, предмет залога), а также юридическое лицо, предоставляющее иное обеспечение (далее - поручитель, банк-гарант, залогодатель), соответствуют требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, в том числе следующим требованиям:

а) поручитель (банк-гарант, залогодатель) не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении него не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

б) у поручителя (банка-гаранта) отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

в) поручитель (банк-гарант) имеет удовлетворительное финансовое состояние, определенное в соответствии с приложением N 6 или 8 (в зависимости от вида обеспечения) к Правилам предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 549 "О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития" (далее - Правила антикризисных гарантий);

г) с даты создания поручителя прошло не менее 3 лет;

д) обеспечение предоставляется на срок не менее срока действия поручительства государственной корпорации, увеличенного на 3 года.

15. Для целей принятия государственной корпорацией в соответствии с настоящими Правилами иного обеспечения минимальный объем (сумма) иного обеспечения, предоставляемого в пользу государственной корпорации, определяется при предоставлении поручительства государственной корпорации в соответствии с Правилами определения объема обеспечения (в порядке, аналогичном порядку определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации, установленному Правилами определения объема обеспечения) с учетом результатов анализа финансового состояния принципала, проведенного в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 настоящих Правил, и отнесения принципала в соответствии с Правилами определения объема обеспечения к соответствующей группе.

16. В отдельных случаях на основании соответствующих мотивированных решений правления государственной корпорации может быть установлен меньший минимальный объем (сумма) иного обеспечения, предоставляемого в пользу государственной корпорации, чем установлен пунктом 6 Правил определения объема обеспечения для соответствующих групп принципалов, который при этом не может составлять менее:

5 процентов предельной суммы поручительства государственной корпорации - для группы принципалов с высокой степенью удовлетворительности финансового состояния;

10 процентов предельной суммы поручительства государственной корпорации - для группы принципалов со средней степенью удовлетворительности финансового состояния;

20 процентов предельной суммы поручительства государственной корпорации - для группы принципалов с низкой степенью удовлетворительности финансового состояния.

В случае принятия указанного в настоящем пункте решения правления государственной корпорации в нем указываются обоснования установления минимального объема (суммы) иного обеспечения, отличного от установленного пунктом 6 Правил определения объема обеспечения для соответствующих групп принципалов.

17. Сокращение общего объема (общей суммы) предоставленного в пользу государственной корпорации иного обеспечения осуществляется по обращению принципала только в случае превышения общего объема (общей суммы) указанного обеспечения над общей суммой неисполненных обязательств принципала перед кредитором, обеспечиваемых поручительством государственной корпорации, при условии отсутствия у принципала неисполненных денежных обязательств перед государственной корпорацией, возникших в связи с исполнением поручительства государственной корпорации, и отсутствия у принципала неисполненных денежных обязательств перед Российской Федерацией, возникших в связи с уступкой прав требований, указанных в пункте 43 настоящих Правил, и только в пределах суммы указанного превышения.

Сокращение объема иного обеспечения, предоставленного принципалом на этапе предоставления поручительства государственной корпорации, в иных случаях не допускается.

18. В случае отсутствия на дату проведения государственной корпорацией анализа финансового состояния принципала (поручителя) утвержденной уполномоченным органом принципала (поручителя) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (поручителя) за 2019 год анализ финансового состояния принципала (в том числе при применении Правил определения объема обеспечения) и анализ финансового состояния поручителя осуществляются государственной корпорацией на основании заверенной принципалом (поручителем) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (поручителя) за 2019 год (по установленной форме), заверенных принципалом (поручителем) копий утвержденной уполномоченным органом принципала (поручителя) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (поручителя) за 2018 и 2017 годы (по установленным формам). В этом случае положения Правил определения объема обеспечения в части требований к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (поручителя) за 2019 год применяются с особенностями, установленными настоящим пунктом.

В случае отсутствия на дату заключения договора поручительства государственной корпорации (договора об ином обеспечении) утвержденной уполномоченным органом принципала (лица, предоставляющего иное обеспечение) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (лица, предоставляющего иное обеспечение) за 2019 год проверка обстоятельств одобрения (предоставления согласий на совершение) сделок уполномоченным органом принципала (лица, предоставляющего иное обеспечение) осуществляется на основании заверенной принципалом (лицом, предоставляющим иное обеспечение) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (лица, предоставляющего иное обеспечение) за 2019 год (по установленной форме) и промежуточной (если обязанность ее составления установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации) бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (лица, предоставляющего иное обеспечение) (по установленным формам) на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения договора о предоставлении поручительства государственной корпорации (договора о предоставлении иного обеспечения).

19. Общий объем (общая сумма) предоставленного в пользу государственной корпорации иного обеспечения (отдельно по каждому кредитному договору), соответствующего требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, должен составлять не менее минимального объема (суммы) иного обеспечения, определенного в соответствии с пунктом 15 или 16 настоящих Правил.

20. В случае полной или частичной утраты иного обеспечения (в том числе вследствие уменьшения его рыночной стоимости, и (или) прекращения договора поручительства, банковской гарантии, договора залога по каким-либо основаниям, не связанным с исполнением обязательств по ним в пользу государственной корпорации, и (или) признания договора поручительства, банковской гарантии, договора залога недействительной сделкой), в случае существенного ухудшения финансового состояния поручителя (банка-гаранта) (в результате которого поручитель (банк-гарант) перестал соответствовать требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, и (или) гражданского законодательства Российской Федерации, и (или) настоящих Правил), в случае, указанном в абзаце первом пункта 18 настоящих Правил, в случае передачи в последующий залог имущества, ранее переданного в залог государственной корпорации в качестве иного обеспечения, в случае введения в отношении поручителя (банка-гаранта), залогодателя процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве), в случае принятия решения о ликвидации указанных юридических лиц иное обеспечение должно быть приведено принципалом в соответствие с требованиями, установленными настоящими Правилами, и общий объем указанного обеспечения должен быть восстановлен (должно быть предоставлено другое либо дополнительное (на недостающую сумму) обеспечение, соответствующее требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами).

21. Иное обеспечение должно быть приведено принципалом в соответствие с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, если данные бухгалтерской (финансовой) отчетности поручителя, на основании которой в соответствии с подпунктом "в" пункта 14 настоящих Правил был сделан вывод об удовлетворительном финансовом состоянии поручителя, будут скорректированы (пересмотрены) по любым основаниям до таких значений (величин), при которых анализ в соответствии с приложением N 6 к Правилам антикризисных гарантий скорректированной (пересмотренной) бухгалтерской (финансовой) отчетности поручителя привел бы к выводу о неудовлетворительном финансовом состоянии поручителя.

В этих целях в договор поручительства, заключаемый с поручителем, должны быть включены положения об обязанности поручителя в течение 5 рабочих дней уведомлять государственную корпорацию о корректировке (пересмотре) по любым основаниям данных бухгалтерской (финансовой) отчетности поручителя, на основании которой был сделан вывод об удовлетворительном финансовом состоянии поручителя, и представлять государственной корпорации заверенные поручителем копии скорректированной (пересмотренной) бухгалтерской (финансовой) отчетности поручителя.

22. Кредиты, обеспечиваемые поручительствами государственной корпорации, являются целевыми. Денежные средства, полученные заемщиками (принципалами) в результате привлечения указанных кредитов, должны направляться принципалами (использоваться принципалами) исключительно на цели, указанные в пункте 6 настоящих Правил. Размещение денежных средств, полученных принципалами в результате привлечения указанных кредитов, во вклады (на депозиты) в кредитных организациях и в иные финансовые инструменты не допускается, за исключением случая, предусмотренного абзацем двадцать седьмым подпункта "д" пункта 4 Правил предоставления субсидий.

(п. 22 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2020 N 824)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Контроль за целевым использованием средств кредитов, за исполнением принципалами обязательств по кредитным договорам, за исполнением принципалами указанных в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил обязательств, за соответствием принципалов требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исполнением кредиторами обязательств, указанных в подпункте "ж" пункта 10 настоящих Правил, за наличием, достаточностью, надежностью и ликвидностью иного обеспечения, предоставленного в пользу государственной корпорации, за соответствием иного обеспечения требованиям, установленным настоящими Правилами, за возникновением оснований для прекращения поручительств государственной корпорации осуществляет государственная корпорация в установленном ею порядке.

24. Государственная корпорация в течение срока действия государственной гарантии и договора о предоставлении государственной гарантии ведет реестр принципалов и обеспечиваемых государственной гарантией обязательств (далее - реестр).

25. В реестре указываются (отдельно в отношении каждого соответствующего настоящим Правилам кредитного договора, обеспеченного поручительством государственной корпорации, и соответствующего настоящим Правилам договора поручительства государственной корпорации) по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным:

а) полное наименование, адрес и место нахождения принципала и кредитора;

б) наименование, дата, номер и иные индивидуальные идентифицирующие признаки кредитного договора и договора поручительства государственной корпорации, срок их действия, цель кредита;

в) сумма денежных обязательств принципала по кредитному договору (предельная сумма кредита, фактически предоставленная сумма кредита, задолженность принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга), в том числе просроченная);

г) предельная сумма обязательств государственной корпорации по договору поручительства государственной корпорации, сумма исполненных государственной корпорацией обязательств по поручительству государственной корпорации, объем обязательств принципала по кредитному договору по возврату суммы кредита (погашению основного долга), обеспечиваемых поручительством государственной корпорации;

д) сведения о целевом использовании средств кредита, о соответствии принципала требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, о соблюдении принципалом указанных в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил обязательств;

е) сведения об ином обеспечении (наименование (вид), предельные срок и сумма иного обеспечения, полное наименование, место нахождения и адрес, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер юридического лица, предоставившего иное обеспечение), включая сведения о требуемом минимальном объеме и фактически предоставленном объеме иного обеспечения.

26. Государственная корпорация несет ответственность за полноту, актуальность и достоверность сведений, включенных в реестр.

27. Для целей предоставления государственной гарантии государственная корпорация представляет агенту, привлекаемому Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - агент Правительства Российской Федерации), документы согласно приложению. Полный комплект указанных документов должен быть представлен государственной корпорацией агенту Правительства Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня опубликования настоящих Правил. В случае изменения сведений, содержащихся в представленных документах, государственная корпорация обязана незамедлительно уведомить об этом агента Правительства Российской Федерации и в кратчайший срок дополнительно представить агенту Правительства Российской Федерации соответствующие документы, содержащие обновленные сведения.

28. Документы, представляемые в Министерство финансов Российской Федерации и (или) агенту Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами, прошиваются (каждый отдельно), подписываются или заверяются (за исключением нотариально заверенных копий) уполномоченным лицом соответствующего юридического лица, подпись которого должна быть скреплена печатью (при ее наличии) этого юридического лица.

Документы и иные материалы, полученные агентом Правительства Российской Федерации или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами, возврату не подлежат.

29. Агент Правительства Российской Федерации осуществляет проверку и анализ документов, представленных в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил, на соответствие указанных документов требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также проверку выполнения установленных настоящими Правилами условий предоставления государственной гарантии.

30. Агент Правительства Российской Федерации в течение 2 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, представленных в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил:

а) на основании отрицательных результатов проведенных в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил проверок и анализа подготавливает и представляет в Министерство финансов Российской Федерации мотивированное заключение о невыполнении установленных настоящими Правилами требований и (или) условий предоставления государственной гарантии, а также информирует об указанных результатах государственную корпорацию;

б) на основании положительных результатов проведенных в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил проверок и анализа подготавливает и представляет в Министерство финансов Российской Федерации заключение, содержащее однозначные выводы о возможности принятия решения о заключении договора о предоставлении государственной гарантии.

31. Министерство финансов Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного в подпункте "б" пункта 30 настоящих Правил заключения агента Правительства Российской Федерации принимает решение о заключении договора о предоставлении государственной гарантии.

Решение о заключении договора о предоставлении государственной гарантии оформляется приказом Министерства финансов Российской Федерации, копия которого направляется государственной корпорации и агенту Правительства Российской Федерации.

32. Агент Правительства Российской Федерации на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации, указанного в пункте 31 настоящих Правил, в течение 2 рабочих дней со дня его получения осуществляет подготовку проекта договора о предоставлении государственной гарантии, проекта государственной гарантии. По получении подписанного государственной корпорацией проекта договора о предоставлении государственной гарантии агент Правительства Российской Федерации оформляет (включая подписание уполномоченным должностным лицом агента Правительства Российской Федерации от имени Министерства на основании доверенности Министерства) договор о предоставлении государственной гарантии, государственную гарантию, иные документы, связанные с предоставлением гарантии, и представляет в Министерство оригинал и копию договора о предоставлении государственной гарантии, 2 копии государственной гарантии (с приложением оригиналов документов, подтверждающих передачу государственной гарантии государственной корпорации).

33. Договор о предоставлении государственной гарантии, заключаемый Министерством финансов Российской Федерации с государственной корпорацией и агентом Правительства Российской Федерации, должен содержать в том числе:

а) условия предоставления и исполнения государственной гарантии, права и обязанности сторон;

б) сведения о принципалах и об обязательствах, в обеспечение исполнения которых предоставляется государственная гарантия, указанные общим образом, позволяющим индивидуализировать и определить лиц, которые будут являться принципалами по государственной гарантии, и обязательства, которые будут обеспечиваться государственной гарантией;

в) порядок и условия уменьшения суммы государственной гарантии, основания прекращения государственной гарантии (обязательства Российской Федерации по государственной гарантии);

г) обязательства государственной корпорации осуществлять отбор принципалов в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил, и предоставлять поручительства государственной корпорации, соответствующие требованиям настоящих Правил, в том числе установленных пунктом 10 настоящих Правил;

д) обязательства государственной корпорации вести и представлять агенту Правительства Российской Федерации реестр ежемесячно, в течение первых 7 рабочих дней месяца, следующего за отчетным;

е) обязательства государственной корпорации предоставлять агенту Правительства Российской Федерации и (или) Министерству финансов Российской Федерации по запросу сведения, необходимые для планирования объемов бюджетных ассигнований на исполнение государственной гарантии (в течение 3 рабочих дней со дня получения такого запроса);

ж) обязательства государственной корпорации осуществлять контроль, предусмотренный пунктом 23 настоящих Правил;

з) право государственной корпорации до предъявления требования об исполнении государственной гарантии обращать взыскание на иное обеспечение и осуществлять реализацию прав по нему (предъявлять требования к лицам, предоставившим иное обеспечение, обращать взыскание на имущество, переданное в залог) исключительно при условии выполнения государственной корпорацией обязательств, указанных в подпункте "и" настоящего пункта, и уменьшения суммы неисполненных денежных обязательств принципала перед государственной корпорацией, обеспечиваемых государственной гарантией (в части денежных обязательств принципала перед государственной корпорацией, возникших в результате исполнения поручительства государственной корпорации в связи неисполнением обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга) по кредитному договору), и, соответственно, уменьшения требований государственной корпорации к Российской Федерации (гаранту) по государственной гарантии. При осуществлении указанных прав государственная корпорация должна действовать добросовестно и разумно;

и) обязательства государственной корпорации в случае, указанном в подпункте "з" настоящего пункта, засчитывать в полном объеме суммы денежных средств, полученных государственной корпорацией в результате обращения взыскания на иное обеспечение и его реализации (денежные суммы, полученные в удовлетворение требований государственной корпорации к поручителю (банку-гаранту), денежные суммы, вырученные от реализации предмета залога) исключительно во исполнение (в погашение) обязательств принципала, обеспеченных государственной гарантией, в том числе независимо от очередности погашения требований по денежным обязательствам, установленной соглашением между государственной корпорацией и принципалом;

к) обязательства государственной корпорации в течение 2 рабочих дней отозвать ранее предъявленное требование государственной корпорации об исполнении государственной гарантии, если после его предъявления, но до удовлетворения этого требования Министерством финансов Российской Федерации, обеспеченные государственной гарантией обязательства принципала будут исполнены принципалом и (или) третьим лицом (прекращены по иным основаниям) в полном объеме;

л) обязательства государственной корпорации в течение 2 рабочих дней представить агенту Правительства Российской Федерации, действующему от имени и по поручению Министерства финансов Российской Федерации, дополнение к ранее предъявленному требованию об исполнении государственной гарантии (далее - дополнение к требованию), если после предъявления требования государственной корпорации об исполнении государственной гарантии, но до удовлетворения этого требования Министерством, обеспеченные государственной гарантией обязательства принципала будут исполнены принципалом и (или) третьим лицом (прекращены по иным основаниям) частично (в какой-либо части). В дополнении к требованию указывается уточненная (с учетом осуществленного частичного исполнения (прекращения по иным основаниям) обязательств принципала) сумма неисполненных обязательств принципала, обеспеченных государственной гарантией. Дополнение к требованию представляется (с приложением документов, подтверждающих указанную в дополнении к требованию уточненную сумму неисполненных обязательств принципала) и рассматривается в порядке, установленном для предъявления и рассмотрения требования государственной корпорации об исполнении государственной гарантии;

м) обязательство государственной корпорации до начала исполнения Министерством финансов Российской Федерации обязательств по государственной гарантии уступить в пользу Российской Федерации в лице Министерства указанные в пункте 43 настоящих Правил права требования, принадлежащие государственной корпорации. Договор об уступке в пользу Российской Федерации указанных прав требований заключается до начала исполнения Министерством обязательств по государственной гарантии.

34. Государственная гарантия вступает в силу со дня ее подписания.

35. Гарантийный случай по государственной гарантии наступает при неисполнении принципалом обеспеченных государственной гарантией обязательств перед государственной корпорацией в срок, установленный договором поручительства государственной корпорации. Требование об исполнении государственной гарантии может быть предъявлено Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, если после наступления гарантийного случая по государственной гарантии принципал в течение 30 календарных дней не удовлетворит (откажется удовлетворить) требование государственной корпорации о возмещении сумм, выплаченных государственной корпорацией в пользу кредитора в соответствии с условиями поручительства государственной корпорации в связи с неисполнением обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга) по кредитному договору. Требование об исполнении государственной гарантии может быть предъявлено Российской Федерации в лице Министерства в течение срока, на который предоставлена государственная гарантия, с приложением документов, указанных в государственной гарантии.

36. Требование об исполнении государственной гарантии (дополнение к требованию) направляется государственной корпорацией агенту Правительства Российской Федерации, и датой предъявления Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требования государственной корпорации об исполнении государственной гарантии (дополнения к требованию) с прилагаемыми к нему документами является дата получения агентом Правительства Российской Федерации такого требования (дополнения к требованию).

37. Требование об исполнении государственной гарантии не может быть предъявлено Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в случае установления судом фактов недобросовестного, незаконного (неправомерного) поведения (действий или бездействия) государственной корпорации, принципала или государственной корпорации совместно с принципалом (а равно лица, выполняющего или выполнявшего функции единоличного исполнительного органа государственной корпорации или принципала, лица, входящего или входившего в состав коллегиального органа или коллегиального исполнительного органа государственной корпорации или принципала, лица, являющегося или являвшегося представителем или работником государственной корпорации или принципала), приведшего к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств принципала, обеспеченных государственной гарантией.

38. По получении требования государственной корпорации об исполнении государственной гарантии (дополнения к требованию) агент Правительства Российской Федерации:

а) уведомляет Министерство финансов Российской Федерации и принципала о предъявлении требования государственной корпорации об исполнении государственной гарантии (дополнения к требованию);

б) направляет принципалу копии требования государственной корпорации об исполнении государственной гарантии (дополнения к требованию) и приложенных к нему документов;

в) рассматривает требование государственной корпорации об исполнении государственной гарантии (дополнение к требованию) и приложенные к нему документы на предмет обоснованности и соответствия условиям государственной гарантии указанного требования (с учетом дополнения к требованию) и приложенных к нему документов (в том числе с учетом положений подпункта "з" пункта 10, подпункта "г" настоящего пункта и пункта 37 настоящих Правил);

г) осуществляет проверку соблюдения требований, установленных настоящими Правилами, в отношении принципала, договора поручительства государственной корпорации, кредитного договора, обеспеченного поручительством государственной корпорации, иного обеспечения, предоставленного в пользу государственной корпорации.

39. Министерство финансов Российской Федерации и агент Правительства Российской Федерации, действующий от имени и по поручению Министерства, вправе выдвигать в отношении требования государственной корпорации об исполнении государственной гарантии (дополнения к требованию) возражения, которые мог бы представить принципал, даже в том случае, если принципал отказался их представить и (или) признал свой долг.

40. В случае признания обоснованными и соответствующими условиям государственной гарантии требования государственной корпорации об исполнении государственной гарантии (с учетом дополнения к требованию) и приложенных к нему документов агент Правительства Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня получения указанного требования (дополнения к требованию) и приложенных к нему документов:

а) представляет в Министерство финансов Российской Федерации заключение, содержащее однозначные выводы о признании требования государственной корпорации об исполнении государственной гарантии (с учетом дополнения к требованию) и приложенных к нему документов обоснованными и соответствующими условиям государственной гарантии;

б) осуществляет подготовку проекта договора об уступке прав требований, указанных в пункте 43 настоящих Правил.

41. По получении подписанного иными сторонами проекта договора об уступке прав требований агент Правительства Российской Федерации оформляет (включая подписание уполномоченным должностным лицом агента Правительства Российской Федерации от имени Министерства финансов Российской Федерации на основании доверенности Министерства) договор об уступке прав требований, иные документы, связанные с уступкой прав требований в соответствии с договором об уступке прав требований, совершает (совместно с иными сторонами договора об уступке прав требований) в установленных случаях действия, направленные на государственную регистрацию уступки (перехода к Российской Федерации) прав требований в соответствии с договором об уступке прав требований, и представляет в Министерство оригиналы документов, подтверждающих уступку (переход к Российской Федерации) прав требований в соответствии с договором об уступке прав требований (оригинал вступившего в силу договора об уступке прав требований, оригиналы иных документов, связанных с уступкой прав требований в соответствии с договором об уступке прав требований, в том числе документов, подтверждающих государственную регистрацию уступки (перехода к Российской Федерации) прав требований).

42. Министерство финансов Российской Федерации на основании заключения, представленного агентом Правительства Российской Федерации в соответствии с подпунктом "а" пункта 40 настоящих Правил, в течение 15 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 41 настоящих Правил, исполняет обязательство по государственной гарантии в размере указанной в требовании государственной корпорации об исполнении государственной гарантии (с учетом дополнения к требованию) суммы просроченных обязательств принципала перед государственной корпорацией, обеспеченных государственной гарантией, но не более суммы государственной гарантии (с учетом ее уменьшения (сокращения).

43. Исполнение гарантом обязательств по государственной гарантии осуществляется при условии уступки государственной корпорацией в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации принадлежащих государственной корпорации прав требований к соответствующему принципалу (принципалу, неисполнение которым своих обязательств, обеспеченных государственной гарантией, привело к наступлению гарантийного случая по ней) по основному обязательству, обеспеченному государственной гарантией (прав требований по исполнению обеспеченных государственной гарантией денежных обязательств принципала по возмещению государственной корпорации сумм, выплаченных государственной корпорацией в пользу кредитора в соответствии с условиями поручительства государственной корпорации в связи с неисполнением обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга) по кредитному договору в установленный кредитным договором срок), и иному обеспечению, предоставленному в пользу государственной корпорации в обеспечение исполнения обязательств указанного принципала (если в соответствии с подпунктом "з" пункта 33 настоящих Правил государственная корпорация не обращала взыскание на иное обеспечение и реализацию прав по нему). Уступка государственной корпорацией в пользу Российской Федерации в лице Министерства указанных прав требований осуществляется до начала исполнения гарантом обязательств по государственной гарантии. Исполнение обязательств по государственной гарантии осуществляется не ранее уступки (перехода к Российской Федерации) указанных прав требований.

44. В случае если после исполнения в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии будут установлены (выявлены) обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения соответствующего поручительства государственной корпорации, возникшие до исполнения указанного поручительства государственной корпорации, денежные средства, уплаченные по государственной гарантии после даты возникновения указанных обстоятельств, в полном объеме подлежат возврату государственной корпорацией в федеральный бюджет.

45. Исполнение государственной гарантии не ведет к возникновению права Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требовать в порядке регресса возмещения денежных средств, уплаченных по государственной гарантии.

46. В случае признания необоснованными и (или) не соответствующими условиям государственной гарантии требования государственной корпорации об исполнении государственной гарантии и (или) прилагаемых к нему документов агент Правительства Российской Федерации, действующий от имени и по поручению Министерства финансов Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня предъявления указанного требования направляет государственной корпорации мотивированное уведомление об отказе в удовлетворении этого требования, а также направляет в Министерство копию указанного уведомления.

47. Государственная корпорация и принципалы отвечают перед Российской Федерацией (гарантом) за свое недобросовестное и незаконное (неправомерное) поведение (действия или бездействие) при возникновении, исполнении, прекращении обеспеченных государственной гарантией обязательств, приведшее к наступлению гарантийных случаев по государственной гарантии, и за свое недобросовестное и незаконное (неправомерное) поведение (действия или бездействие) при исполнении государственной гарантии.

В случае установления судом фактов недобросовестного, незаконного (неправомерного) поведения (действий или бездействия) государственной корпорации, принципала или государственной корпорации совместно с принципалом (а равно лица, выполняющего или выполнявшего функции единоличного исполнительного органа государственной корпорации или принципала, лица, входящего или входившего в состав коллегиального органа или коллегиального исполнительного органа государственной корпорации или принципала, лица, являющегося или являвшегося представителем или работником государственной корпорации или принципала), приведшего к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств принципала, обеспеченных государственной гарантией, государственная гарантия не подлежит исполнению (требования об исполнении государственной гарантии признаются необоснованными и не подлежащими удовлетворению). В случае если исполнение государственной гарантии в полном объеме или в какой-либо части осуществлено до установления судом указанных фактов, денежные средства, уплаченные по государственной гарантии, подлежат возврату государственной корпорацией в федеральный бюджет.

48. В целях предоставления, сопровождения, администрирования и исполнения государственной гарантии, взыскания задолженности агент Правительства Российской Федерации осуществляет:

а) проверку и анализ документов, представленных государственной корпорацией для принятия решения о заключении договора о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации;

б) оформление (включая подписание уполномоченным должностным лицом агента Правительства Российской Федерации от имени Министерства финансов Российской Федерации на основании доверенности Министерства) договора о предоставлении государственной гарантии, государственной гарантии, иных документов, связанных с предоставлением государственной гарантии;

в) ведение аналитического учета предоставленной государственной гарантии, обязательств принципалов, иных лиц перед Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации, возникших в связи с предоставлением или исполнением государственной гарантии, предоставлением или исполнением поручительств государственной корпорации, уступкой прав требований;

г) мониторинг обстоятельств, влекущих возникновение, изменение и прекращение обязательств, обеспеченных государственной гарантией, обстоятельств, влекущих сокращение суммы государственной гарантии, прекращение государственной гарантии, подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих отчетов (уведомлений, заключений);

д) анализ предъявленных Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требований государственной корпорации об исполнении государственной гарантии и прилагаемых к ним документов на предмет обоснованности и соответствия условиям государственной гарантии указанных требований и прилагаемых к ним документов, подготовку и представление в Министерство соответствующих заключений;

е) оформление (включая подписание уполномоченным должностным лицом агента Правительства Российской Федерации от имени Министерства финансов Российской Федерации на основании доверенности Министерства) договоров об уступке прав требований, иных документов, связанных с уступкой прав требований в соответствии с договорами об уступке прав требований, совершение в установленных случаях действий, направленных на государственную регистрацию уступки (перехода к Российской Федерации) прав требований в соответствии с договорами об уступке прав требований;

ж) реализацию прав требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, переданных Российской Федерации в лице Министерства в соответствии с договорами об уступке прав требований;

з) меры по возврату (взысканию) задолженности принципалов и иных лиц перед Российской Федерацией, возникшей в связи с предоставлением и исполнением государственной гарантии.