IV. Особенности тренажерной подготовки

13. Целью тренажерной подготовки является получение практических навыков и умений, способствующих успешному освоению слушателями воздушного судна типа DA42NG.

14. Задачами тренажерной подготовки являются:

1) ознакомление с оборудованием кабины самолета, действиями с органами управления воздушного судна и его систем;

2) отработка выполнения стандартных операционных процедур;

3) формирование и закрепление навыков способствующих успешному освоению самолета и работы пилота по элементам полетных заданий;

4) формирование навыков у слушателей по оценке обстановки, принятию решения и действиям в аварийных и нештатных ситуациях на конкретном типе воздушного судна.

15. Тренажерная подготовка проводится на летном тренажере самолета DA42NG, позволяющем реализовать имитацию необходимых условий полета для отработки элементов полета по задачам и упражнениям тренажерной подготовки.

Слушатели допускаются к прохождению тренажерной подготовки после прохождения теоретической подготовки и успешной сдачи дифференцированных зачетов, предусмотренных тематическим планом Программы.

Перед началом тренировок на летном тренажере по новым видам подготовки проводится наземная подготовка. Основными задачами наземной подготовки являются: получение конкретных знаний, выработка первичных навыков и умений, формирование представления о положении самолета в пространстве и восприятия показаний приборов на траектории полета.

О проведении наземной подготовки, дополнительной наземной подготовки пилот-инструктор делает запись в задании на тренировку слушателя, в журнале, фиксирующем процесс обучения на тренажерном устройстве имитации полета.

16. Наземную подготовку целесообразно проводить в следующей последовательности:

- объявить тему занятий;

- объявить учебную цель и порядок проведения занятий;

- восстановить в памяти слушателей ранее пройденный материал, имеющий смысловую связь с изучаемой темой;

- объяснить порядок и последовательность выполнения элементов полета, распределение и переключение внимания на приборы и внекабинное пространство, правила ведения осмотрительности и радиоосмотрительности, меры безопасности и действия в особых случаях в полете;

- изучить характерные ошибки и отклонения, допускаемые в полете, меры по их предупреждению и действия по исправлению;

- провести розыгрыш полета в соответствии с содержанием полетных заданий;

- предоставить время слушателям для самостоятельной работы.

17. Перед самоподготовкой слушателям сообщается перечень вопросов, подлежащих изучению.

В конце занятий проводится проверка степени усвоения изучаемого материала и определяется готовность слушателей к выполнению тренировок на летном тренажере.

В результате проведения занятий по упражнениям наземной подготовки слушатели должны иметь знания на оценку не ниже "4".

Проведение наземной подготовки оформляется в Задании на тренировку на летном тренажере с выставлением оценки. Положительная оценка служит основанием для выполнения тренировок на тренажере.

В случае неудовлетворительных знаний, показанных в процессе наземной подготовки, слушателю необходимо предоставить время и учебные пособия для проведения дополнительной самостоятельной подготовки. Повторную проверку знаний проводит лицо летно-инструкторского состава, проводившее основную часть наземной подготовки.

Пилот-инструктор, проводящий подготовку на летном тренажере, проверяет готовность слушателей, проводит необходимую предполетную подготовку, определяет порядок тренировки и руководит тренировкой слушателя.

18. Упражнения тренажерной подготовки выполняются последовательно.

Максимальная продолжительность тренировок ("налет на летном тренажере" без учета продолжительности предполетной подготовки, разбора тренировки и упражнений наземной подготовки) не должна превышать 3 (трех) часов в день на одного слушателя. Ответственность за качество обучения и объективность оценки тренировок несет пилот-инструктор, проводящий подготовку.

Пилот-инструктор накануне тренировки дает задание слушателям на самоподготовку по упражнениям, которые впоследствии будут отрабатываться на летном тренажере.

19. В процессе самоподготовки слушатель должен знать:

1) цель, порядок и условия выполнения запланированных тренировок на летном тренажере;

2) порядок работы с оборудованием кабины;

3) действия на всех этапах полета по запланированному упражнению.

20. При проведении обучения на летном тренажере используются методы показа, наблюдения и тренировки.

Последовательность проведения занятий: наземная подготовка, предварительная (предполетная) подготовка, показ приемов пилотирования, самостоятельная тренировка слушателя под контролем пилота-инструктора, разбор полета и анализ ошибок.

Особое внимание при тренировках необходимо уделять подготовке к действиям в особых случаях полета.

21. После выполнения упражнения N 204 (Ознакомительная тренировка, применительно к полету в зону и по кругу), в последующих тренировках разрешается отрабатывать необходимый элемент (этап) полета с последующим возвратом параметров полета и положения "воздушного судна" в начальную точку этого элемента (этапа) полета до полного усвоения. (Например, многократное повторение: "взлет - отказ двигателя"; "заход по инструментальным системам посадки из точки третьего разворота до посадки"; "уход на второй круг до набора безопасной высоты"; "создание сложного пространственного положения - вывод")

К учебным полетам на самолете допускаются слушатели, имеющие итоговую оценку в тренировках на летном тренажере не ниже "4". Каждое упражнение на летном тренажере должно быть отработано до полного усвоения. В случае если хотя бы один из элементов тренировки в ходе имитации полета выполнен на оценку ниже "4", пилот-инструктор должен детально разобрать ошибки и отработать со слушателем необходимый элемент до полного усвоения. Результаты обучения оцениваются в соответствии с существующими нормативами оценок по подготовке и выполнению полета с записью в Задание на тренировку на летном тренажере.

После отработки всех упражнений выполняется зачетная тренировка под контролем проверяющего (пилота-экзаменатора), который не принимал участия в предыдущих тренировках слушателя на летном тренажере.

Перерыв между тренировкой на летном тренажере и полетами на самолете не должен превышать 60 дней.

22. Предполетную подготовку кабины, планирование полета с использованием Garmin-1000, запуск и опробование двигателя, проверку самолетных систем и оборудования кабины воздушного судна выполняет слушатель.

23. По окончании тренировки "полета" и освобождении взлетно-посадочной полосы выполнить действия после посадки и отработать выключение двигателей на стоянке.

24. При подготовке к тренировкам, применительно к полетам по кругу и в зону повторить:

1) выполнение предполетного осмотра, запуска двигателя и проверок;

2) стандартные операционные процедуры при выполнении полета в зону и по кругу;

3) выполнение подготовки к полету, запуск и опробование двигателя, проверку самолетных систем и оборудования кабины воздушного судна;

4) выполнение полета в зону и по кругу;

5) технику выполнения разворотов, виражей, спиралей;

6) основные режимы полета, предельные отклонения параметров полета;

7) характерные ошибки и порядок их исправления;

8) выключения двигателя на стоянке.

25. При подготовке к тренировкам, применительно к полетам на отработку действий по выводу самолета из сваливания и по предотвращению попадания в штопор повторить:

1) сваливание и штопор самолета, причины непреднамеренного попадания в штопор;

2) скорости сваливания в различных эксплуатационных условиях;

3) действия по предотвращению сваливания, выводу из сваливания и при попадании в непреднамеренный штопор.

26. При подготовке к тренировкам на отработку действий в аварийных и нештатных ситуациях, при отказе двигателя на различных этапах полета, при уходе на второй круг повторить:

1) признаки отказа двигателя и действия при отказе двигателя на взлете и в полете;

2) особенности пилотирования самолета с отказавшим двигателем;

3) запуск двигателя в воздухе;

4) уход на второй круг при различных положениях механизации крыла;

5) выполнение посадки с отказавшим двигателем на аэродроме и вне аэродрома на площадку, подобранную с воздуха;

6) выполнение вынужденной посадки вне аэродрома;

7) действия при возникновении отказов систем самолета.

27. При подготовке к тренировкам применительно к полетам по приборам повторить:

1) индикацию пространственного положения самолета на основном и резервном авиагоризонте;

2) действия при попадании в сложное пространственное положение вне видимости естественного горизонта при положительных и отрицательных углах тангажа;

3) особенности пилотирования по резервным приборам;

4) эксплуатационные ограничения самолета;

5) схему ухода на второй круг и действия при уходе на второй круг.

28. При подготовке к тренировкам применительно к маршрутным полетам повторить:

1) планирование полета с использованием Garmin-1000;

2) процедуры по вылету и прилету с привязкой к конкретному аэродрому;

3) правила ведения визуальной ориентировки;

4) способы контроля линии заданного пути и места самолета при использовании различных средств навигации;

5) правила полета в зоне ожидания;

6) ведение радиообмена при выполнении полетов по маршруту;

7) эксплуатационные ограничения самолета и двигателя.

29. При подготовке к тренировкам применительно к ночным полетам повторить:

1) особенности выполнения предполетного осмотра и проверок самолетных систем в темное время суток;

2) особенности выполнения полетов ночью;

3) светотехническое оборудование самолета, подготовка кабины к ночным полетам;

4) светотехническое оборудование аэродрома тренировки;

5) характерные отклонения, их причины и способы исправления.

6) стандартные операционные процедуры при выполнении полета;

7) основные режимы полета, предельные отклонения параметров полета.