Приложение 4

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Практика обучения лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) в дистанционном режиме должна выстраиваться на основе учета их индивидуальных возможностей и вероятных психофизиологических дисфункций первичного и вторичного характера. Кроме того, следует иметь в виду, что при НОДА часто наблюдаются сочетанные и множественные нарушения развития (зрительные и слуховые патологии, речевые расстройства, недоразвитие/нарушение или утрата двигательных функций, нарушение интеллекта и др.), которые также необходимо учитывать при апробации дистанционного формата получения образования.

Ведущими условиями качественной организации образовательного процесса для обозначенной категории обучающихся является опора на ряд постулатов педагогической деятельности, позволяющих своевременно и максимально полно компенсировать дефициты развития лиц с НОДА и интенсифицировать их способности к обучению в дистанционном режиме. В целом базовыми педагогическими принципами при работе с обучающимися данной нозологической группы в удаленном формате выступают:

- поэтапная операционализация действий и их демонстрация. Часто встречающейся психолого-педагогической особенностью многих обучающихся рассматриваемой группы является формирование мышления по типу "социальных ножниц", вызванных действием длительной социальной депривации и изоляции, в связи с чем оперативное освоение в сравнительно короткие сроки новых элементов деятельности при дистанционном обучении может повлечь за собой низкую способность качественно интериоризировать обучающие возможности различных онлайн-платформ. Поэтому педагогу следует быть готовым давать четкую пошаговую инструкцию по преодолению возникающих проблем и многократно демонстрировать способы их решения;

- активная опора на технико-сервисную модель обучения, которая предполагает использование вспомогательных технических средств и инструментов обучения (специальные "мягкие" компьютерные мыши, клавиатуры с увеличенными кнопками, программное обеспечение для голосового ввода текста и т.д). Особенно актуален этот принцип при работе с обучающимися, имеющими гиперкинезы и сложности с мелкой моторикой рук;

- персонификация образовательной деятельности. В условиях дистанционного обучения актуализируется проблема самоорганизации обучающихся и поддержание мотивации к выполнению требуемых видов активности. Подверженность фактором социальной депривации создает для лиц, имеющих НОДА, повышенные риски отсутствия стимулов для обучения, а также является пусковым механизмом формирования недостаточности навыков самоорганизации, требуемых при дистанционном образовании. В данной ситуации педагогу в сотрудничестве с психологом необходимо оказывать поддержку обучающемуся при идентификации и рефлексии его личностных смыслов образовательной деятельности в контексте проектирования возможности их применения в дальнейшем и обеспечения непрерывности образовательного процесса в целом;

- опора на сохранные сигнальные системы восприятия информации. При сопутствующих НОДА патологиях зрительного и/или слухового характера в ходе практической деятельности педагогу следует ориентироваться на индивидуальные возможности обучающегося при восприятии и дальнейшей обработке информации и адаптировать образовательный контент посредством перевода данных в видео- и аудиоформат;

- ориентация предъявляемых заданий и формы их выполнения под индивидуальные особенности обучающихся. В ситуации НОДА (особенно в условиях сочетания ограниченности передвижения и парализации верхних конечностей, либо сопутствующих речевых, зрительных, слуховых, интеллектуальных патологиях либо иных органических дисфункций) педагогу следует консультироваться с тьютором, самим обучающимся с нарушением ОДА и его родителями о возможных в рамках дистанционного обучения вариантах адаптации способов выполнения требуемых заданий;

- сегментация общего содержания занятия на отдельные блоки или модули. При отдельных заболеваниях, приводящих к НОДА (например, правостороннем гемипарезе при ДЦП) у обучающихся могут возникать сложности, связанные с качественной обработкой и модуляцией воспринимаемой информации, что требует от педагога построения логически точного образовательного маршрута для данной категории обучающихся. Использование дистанционных технологий обучения также должно опираться на размещение учебного материала в рамках онлайн-платформы по определенным секциям и четко обозначенным разделам, доступным для оперативного поиска и пользования всеми субъектами обучения;

- внедрение кейсовых практик в дистанционную систему обучения. Возможным дефектом органического генезиса у некоторой части обучающихся выступает формирование мозаичности мышления, выраженной в неравномерности развития отдельных психических функций. В этом контексте опора педагога на практико-ориентированные примеры позволяет развить данной категории обучающихся требуемые жизненные компетенции, необходимые для последующей успешной социальной адаптации как основы преемственной инклюзии в социум;

- учет необходимости релаксации в ходе организации учебно-воспитательной деятельности в дистанционном формате. Распространенной особенностью обучающихся с НОДА является их склонность к астении, проявляющаяся в быстрой и повышенной утомляемости при выполнении какого-либо однообразного вида деятельности. При реализации дистанционного обучения в ситуации отсутствия непосредственного очного контакта с обучающимися временные рамки наступления астенического синдрома сокращаются. В связи с этим педагогу следует делать относительно частые небольшие перерывы во время учебных занятий (не менее 1 раза в 30 минут) для возможности релаксации обучающихся и восстановления их способности к восприятию информации. Время проведения одноразовой дистанционной сессии должно составлять при этом в среднем 20 - 30 минут.

- опора на элементы семиотической коммуникации. При сочетанных нарушениях ОДА и тяжелых речевых патологиях в ситуации отсутствия непосредственного контакта с обучающимся актуализируется вопрос поддержания педагогом невербальных форм коммуникации с ним. При наличии визуального контакта через использование видеосвязи педагогу следует придерживаться открытых жестов и поз, демонстрирующих психосоциальное принятие обучающегося. Кроме того, могут быть применены различные онлайн-символы (например, смайлы, поднятая рука).

Качественное включение обучающихся с НОДА в дистанционный учебный процесс также должно опираться на проработку используемой в этой ситуации образовательной программы. Дистанционное обучение лиц с НОДА должно происходить по той же образовательной программе, в том числе адаптированной, которая применялась при очном посещении занятий. Существенных тематических содержательных модификаций по учебным предметам в рамках адаптированной образовательной программы при ее применении в дистанционном формате не требуется, но необходимо включение отдельного блока с описанием специальных образовательных условий, режима и алгоритма обучения, которые подходят именно для дистанционной основы. Кроме того, возможно внедрение отдельных факультативных дисциплин в рамках образовательной программы, позволяющих обучающимся с НОДА успешно и быстро освоить требуемые информационные технологии.

Другим ключевым условием успешного дистанционного обучения лиц с НОДА является скоординированная и резистентная реализация психолого-педагогического, тьюторского, а также ассистивного сопровождения при выстраивании образовательной деятельности. Ключевыми задачами оказания психолого-педагогической поддержки при дистанционном обучении лиц с НОДА являются:

- формирование релевантной мотивации обучающихся к обучению (с трансформацией восприятия удаленных форм образовательной деятельности как вида отдыха на его рефлексию в качестве особой организации трудового процесса);

- ликвидация элементов повышенной тревожности и неуверенности в себе обучающихся с НОДА, как результата необходимости оперативного освоения инновационных дистанционных технологий обучения и возможных возникающих сложностей в этой связи из-за замедленной скорости переключения ими внимания;

- помощь в нормализации режима самоорганизации обучающихся с НОДА, находящихся в условиях дистанционного обучения;

- побуждение обучающегося с НОДА сохранять в условиях дистанционного обучения и домашней изоляции минимальные формы двигательной активности для предотвращения процесса полного редуцирования остаточных двигательных функций и навыков;

- консультирование обучающихся с НОДА и их родителей (законных представителей) по стратегиям адаптации к условиям дистанционного обучения в ситуации быстрого прогрессирования некоторых заболеваний (например, миодистрофия Дюшенна);

- мотивирование родителей (законных представителей) оказывать при необходимости требуемую ассистивную помощь обучающимся с НОДА во время дистанционного обучения;

- обучение обучающихся с НОДА навыкам своевременной регуляции и саморелаксации при возникновении реактивной мышечной спастики, возникающей в результате длительного нахождения за компьютером.

Тьюторское сопровождение обучающихся с НОДА в условиях дистанционного обучения должно носить запросно-диалоговый характер в онлайн-формате и быть нацелено на решение вариативных задач в зависимости от работы с конкретными субъектными группами. Так, в подсистеме "тьютор - педагог" возможно предоставление информационной поддержки учителю о психолого-педагогических и физиологических особенностях проявления конкретного заболевания при НОДА и оказание помощи в нахождении наиболее эффективного и адаптированного под онлайн-формат педагогического инструментария взаимодействия с обучающимися указанной нозологической группы. Подсистема "тьютор-обучающийся с НОДА" характеризуется направленностью на совместный поиск в ходе учебно-воспитательной деятельности (с привлечением при необходимости к работе психолога) тех видов когнитивной активности, которые дают возможность преодолеть свойственную для многих лиц с НОДА ригидность мышления, и посредством этого приспособиться к требуемым дистанционным формам обучения. В рамках подсистемы "тьютор-родители обучающихся с НОДА" реализуются информационно-транслятивные механизмы помощи по консультированию родителей (законных представителей) о возможных способах оказания ими поддержки своему ребенку с НОДА при дистанционном обучении, а также о правильной организации его рабочего места с условием комфортного расположения в пространстве, что особенно важно при наличии определенных видов миопатий (например, использование подставки для ног, специального фиксатора для удержания головы в случае слабости мышц, мягких подлокотников и т.д).

Возможным эффективным инструментом обеспечения тьюторской работы в онлайн-формате со всеми обозначенными субъектными категориями является составление целевых дорожных карт (возможно с применением элементов инфографики), дающих возможность всем участникам дистанционного образовательного процесса выявить свои функциональные позиции, обозначить ресурсы и инструменты их реализации, а также определить временные сроки выполнения и алгоритм намеченных действий. При условии успешной включенности обучающиеся с НОДА и его семьи в дистанционной учебно-воспитательный процесс может быть достаточным предоставление технической ассистивной помощи в виде четкой выдачи инструкций по пользованию программного обеспечения в определенных онлайн-платформах. Функции ассистента может выполнять как подготовленный к работе с лицами, имеющими НОДА, программист, а также специально обученные волонтеры или родители (законные представители).

Адаптация образовательного процесса для лиц с НОДА в условиях дистанционного обучения, должна сочетаться с общими дидактическими, компенсаторными и коррекционно-развивающими принципами учебно-воспитательной деятельности в отношении данной категории обучающихся, которые реализуются при очном обучении. Вместе с тем педагогу при реализации дистанционного обучения лиц с НОДА следует ориентироваться и на определенные специфические особенности онлайн-формата получения ими образования, а также на возможные их психологические, педагогические характеристики и требуемые для них специальные образовательные условия.