Организационно-технологические основы дистанционного обучения лиц с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра

Организационно-технологические основы дистанционного

обучения лиц с ментальными нарушениями и расстройствами

аутистического спектра

Образовательный процесс для обучающихся с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра (далее - РАС), в условиях дистанционного обучения должен быть ориентирован на их особые образовательные потребности, индивидуальные возможности развития и компенсаторные способности, позволяющие преодолевать первичную и вторичную дисфункциональность, а также достичь максимально возможного уровня адаптации в условиях экстремальных и кризисных ситуаций.

Исходя из этого, ключевыми принципами организации образовательной деятельности выступают:

максимальная доступность, простота и последовательность изложения учебного материала;

визуализация преподаваемого учебного контента посредством использования видеолекций, обучающих роликов, слайдов и т.д.;

опора на сильные стороны личности обучающегося;

четкая временная и содержательная структуризация учебного процесса с наличием нескольких небольших перерывов в течение занятий (по 10 - 15 мин), дающих возможность удерживать у обучающихся данных нозологических групп концентрацию внимания в условиях дистанционного режима обучения;

дозирование выдаваемого информационного материала;

тесная корреляция непосредственно учебной деятельности и предоставления при необходимости социально-психологического, а также тьюторского сопровождения в онлайн-формате.

В соответствии с обозначенными социально-педагогическими принципами организации дистанционного обучения лиц с ментальными нарушениями и РАС в условиях отсутствия очного посещения занятий наиболее эффективными выступают следующие педагогические техники:

техника системной и резистентной обратной связи с обучающимися посредством использования возможностей чатов, платформы по проведению видеоконференций и других электронных ресурсов. В ходе реализации обозначенных техник педагогу следует учитывать возможные проблемные зоны, возникающие в сфере социальной интерактивности, и быть готовым к использованию, помимо непосредственно письменной и устной речи, возможных альтернативных инструментов коммуникации. Например, для лиц, имеющих ментальные нарушения, в силу возможной незрелости их эмоционального интеллекта может быть актуально использование символьных обозначений в виде смайлов, описывающих внутреннее состояние индивида на данный момент времени. При расстройствах аутистического спектра ввод педагогом письменных условных обозначений способствует минимизации дополнительной стрессовой нагрузки на данную категорию обучающихся, вызванной отходом от привычных и стереотипных условий обучения;

техника дуального обучения. В условиях дистанционного образовательного процесса она означает сохранение практико-ориентированной направленности учебной деятельности, в ходе которой педагог не только оперирует абстрактными понятиями, а постоянно сопровождает их практическими примерами и помогает формированию необходимых жизненных компетенций через осваиваемые академические знания. Ключевым аспектом в этой связи является опора на личностный опыт обучающегося при обсуждении какого-либо социального вопроса и обязательный учет его мнения в этой связи;

техника отзеркаливания вопросов. В ситуации отсутствия непосредственного очного контакта с обучающимися педагогу следует помнить о возможном искажении содержания получаемых ответов от рассматриваемой нозологической группы лиц. Поэтому следует задавать интересующие вопросы в различных форматах несколько раз и уметь идентифицировать наиболее значимые смысловые сегменты речи;

техника бифуркационного выбора. Для поддержания благоприятного психосоциального самочувствия рассматриваемой категории обучающихся в условиях ограниченности живого общения субъектов взаимодействия и в целях формирования оптимального уровня личностной активности индивида педагогу необходимо ориентироваться на возможность предоставления выбора формы выполнения того или иного задания (например, тестовый формат или заполнение таблицы с последующей ее демонстрацией при помощи вспомогательных электронных средств). Кроме того, для поддержания внимания обучающегося следует сохранять проблемную ориентацию изложения материала, которая предполагает отсутствие готовых ответов на вопросы и инициирует познавательный интерес самих обучающихся;

техника средовой кондуктивности, означающая работу с обучающимися через постоянство взаимодействия с его семьей и ее привлечением к решению учебно-воспитательных вопросов. Особая актуальна обозначенная техника в условиях работы с тяжелыми формами ментальных патологий и РАС.

Обозначенная совокупность педагогических техник и принципов работы позволит обеспечить наиболее полное включение обучающихся анализируемых нозологических групп в дистанционный формат учебно-воспитательной деятельности и сохранить состояние их психосоциальной комфортности в условиях динамично меняющейся средовой ситуации.