Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения субъектов дистанционного образовательного процесса при обучении лиц с ментальными нарушениями и РАС

Рекомендации по организации психолого-педагогического

сопровождения субъектов дистанционного образовательного

процесса при обучении лиц с ментальными нарушениями и РАС

Психолого-педагогическое сопровождение субъектов дистанционного образовательного процесса, как и при очном обучении, должно быть направлено на: оказание психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса для овладения ими специальными знаниями и педагогическими технологиями обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ; обеспечение условий для личностного и познавательного развития обучающихся данной категории.

Среди основных задач психолого-педагогического сопровождения субъектов дистанционного образовательного процесса: участие в адаптации материалов, используемых в процессе дистанционного обучения лиц с ментальными нарушениями и РАС, с учетом особенностей их психического развития, анализ эффективности использования электронных ресурсов, а также конкретного контента; оценка состояния обучающихся с ментальными нарушениями и РАС и определение необходимости оказания им дополнительной медико-психолого-педагогической помощи, привлечение при необходимости других специалистов; обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы на доступном им уровне; создание условий для успешной социализации обучающихся в условиях дистанционного обучения.

Работа педагога-психолога заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.

Важным элементом деятельности психолога при сопровождении процесса дистанционного обучения лиц с ментальными нарушениями и РАС является профилактическая и консультативная работа. Данное направление позволяет вести непрерывный процесс интенсификации внутриличностных ресурсов всех участников учебно-воспитательного процесса, в том числе и родителей. Дистанционная и электронная форма психологических консультаций за счет возможностей Интернет-ресурсов позволяет расширить возможности общения психолога. Любой из субъектов учебно-воспитательного процесса (педагог, обучающийся или родитель) может задать вопрос как в рамках созданных чатов, форумов, так и в режиме секретности через электронную почту.

Важным направлением деятельности педагога-психолога при переводе образовательного процесса лиц с ментальными нарушениями и РАС на дистанционное обучение выступает оценка используемого образовательного контента с точки зрения доступности изложения материалов для данных обучающихся и анализ поведения педагога с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Тьютор в случае необходимости осуществляет непосредственное педагогическое сопровождение обучающегося с ментальными нарушениями или РАС.

Работа с родителями обучающихся с ментальными нарушениями и РАС должна отражать направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах самого обучающегося и его семьи. Такая работа должна включать: консультации, беседы, обучающие вебинары, общение в чате и другие мероприятия, направленные на:

психологическую поддержку семьи; повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфике организации образовательного процесса с учетом перехода на дистанционный формат обучения;

обеспечение участия семьи в разработке и реализации индивидуальной программы с учетом перехода на дистанционное обучение, обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и со стороны образовательной организации;

организацию регулярного обмена информацией о ходе реализации адаптированной образовательной программы в дистанционном формате и результатах ее освоения.