Создание специальных образовательных условий при проведении контрольно-оценочных процедур с обучающимися с РАС

Создание специальных образовательных условий при проведении

контрольно-оценочных процедур с обучающимися с РАС

Текущая, промежуточная или итоговая оценка качества освоения адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования для обучающихся с ментальными нарушениями и РАС содержательно должна соответствовать требованиям ФГОС СПО и отражать динамику их индивидуальных образовательных достижений. Каждый обучающийся должен овладеть обязательным минимумом знаний и умений, заложенным как обязательный компонент образовательной программы. Задача преподавателя и других участников оценочной деятельности - создать условия, в которых обучающийся сможет продемонстрировать достигнутый им уровень, или предусмотреть альтернативные "накопительные" формы анализа индивидуальных достижений. Специфика социально-эмоционального и коммуникативного развития обучающихся с ментальными нарушениями и РАС, нестабильность базового психического тонуса, наличие выраженных особенностей в поведении и сенсорном развитии не позволяет с высокой степенью точности определить является ли результат срезового точечного контроля показателем реального уровня знаний и умений обучающегося или он искажен по причине специфики актуального состояния обучающегося.

При проведении оценочных процедур необходимо учитывать следующие специфические характеристики обучающихся с РАС:

- трудности с пониманием языка;

- трудности с употреблением коммуникативных конструкций;

- трудности с построением социального контакта;

- трудности, связанные с нарушением обработки сенсорного импульса;

- отказ от перемен;

- предпочтение привычных схем действий и распорядка;

- трудности в организации деятельности;

- трудности сосредоточения на предмете, актуальном на данный момент;

- отвлекаемость.

Особые условия проведения процедуры оценки достижений обучающихся с РАС:

1. Не акцентировать внимание обучающегося на том, что идет контроль.

2. Увеличение времени на выполнение контрольных работ, но не более чем на 1,5 часа.

3. Замена устных ответов (при выраженных коммуникативных проблемах) тестовыми или графическими.

4. Выполнение контрольных заданий в отведенном для этого отдельном помещении или ресурсной зоне: минимально возможное количество стимулов, которые могут отвлечь внимание обучающегося.

5. Предъявление задания в той модальности, которая наиболее развита у конкретного студента (на основе анализа сенсорного профиля обучающегося с РАС).

6. Выполнение задания в присутствии тьютора или другого значимого лица с целью дополнительных разъяснений и оказании минимальной мотивирующей поддержки.

7. Учебное занятие должно иметь четкую временную организацию - начало и конец, которые желательно обозначить звуковым сигналом (например, звонком) и зрительно (использует стратегию "сначала-потом", т.е. "сначала ты делаешь _____, затем ты делаешь_______" (но не "если-тогда").

8. Поощрения - это то, что помогает обучающемуся удерживаться в ситуации занятия, преодолевать собственные желания, которые иногда идут вразрез с тем, что от него требуют. В таких случаях можно прибегать к подкреплениям.

9. При проведении оценочных процедур с обучающихся с РАС необходимо учитывать их повышенную утомляемость в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки). В ходе занятия (середина) в обязательном порядке проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения. Для обучающихся РАС еще и с нарушениями зрения в содержание физкультурных минуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.