Рекомендации по организации деятельности специалистов служб сопровождения процесса профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ при переходе на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий
Рекомендации по организации деятельности специалистов
служб сопровождения процесса профессионального образования
и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ
при переходе на электронное обучение с использованием
дистанционных образовательных технологий
Необходимость организации сопровождения дистанционного образовательного процесса связана с тем, что все субъекты дистанционного обучения: обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ, педагоги, родители (законные представители), взаимодействующие в сети Интернет, нередко сталкиваются с трудностями, в том числе психологического характера.
Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Среди основных задач психолого-педагогического сопровождения субъектов дистанционного образовательного процесса: участие в адаптации материалов, используемых в процессе дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, анализ эффективности использования электронных ресурсов, а также конкретного контента; оценка состояния обучающихся и определение необходимости оказания им дополнительной медико-психолого-педагогической помощи, привлечение при необходимости других специалистов; обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы на доступном им уровне; создание условий для успешной социализации обучающихся в условиях дистанционного обучения.
В реализации сопровождения процесса профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий принимают непосредственное участие: педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги и иные специалисты, привлекаемые к данному направлению деятельности.
Важную роль при организации сопровождения образовательного процесса профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ при переходе на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий играет тьютор. Основная задача тьютора - помощь самому обучающемуся, его родителям (законным представителям), педагогам в адаптации в новой цифровой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.
Также тьютор в условиях перехода на дистанционное обучение принимает участие в адаптации для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ элементов дополнительной внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с нарушением развития и обучающихся, не имеющих таких нарушений, в том числе из различных организаций (кружковая деятельность в сети Интернет, через конференц-связь и т.д.). Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и обычно развивающихся обучающихся.
Социальный педагог выявляет потребности обучающихся и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов обучающегося в государственных органах и органах местного самоуправления. Это может осуществляться посредством телефонной связи, электронной переписки или через общение индивидуально или в чатах в мессенджерах.
Также задачей социального педагога является выявление потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семей в сфере социальной поддержки.
Задачи психолога в рамках реализации дистанционного психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:
раннее выявление факторов риска возникновения нервно-психических расстройств в связи с наличием кризисной ситуации в условиях режима самоизоляции (тревожность, снижение работоспособности, страхи и т.п.);
осуществление профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;
развитие внутригрупповых связей: обучающийся с ОВЗ и инвалидностью - сверстники - педагоги.
При организации и реализации системы психологического сопровождения необходимо учитывать ряд факторов, способствующих решению задач сопровождения: здоровый морально-психологический климат коллектива, готовность кураторов и педагогов к сотрудничеству с обучающимися в сфере реализации задач психологического сопровождения, оптимальный режим учебной нагрузки.
Основные этапы психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях дистанционного обучения представляют собой целостную систему.
1 этап - диагностический, предполагающий анализ и оценку.
2 этап - поисково-вариативный, предусматривающий междисциплинарное обсуждение, подробные разработки каждого педагога по реализации образовательных программ.
3 этап - практико-действенный, включающий реальные действия участников образовательной деятельности, отслеживание результатов и своевременную корректировку планов индивидуального сопровождения.
4 этап - аналитический, состоящий из анализа эффективности деятельности отдельных специалистов, оценки результатов адаптации и социализации, подготовки рекомендаций всем участникам образовательного процесса.
Можно выделить 2 модели деятельности психолога при осуществлении дистанционного обучения:
1. Психолог работает напрямую с участниками образовательного процесса (по переписке, в чате, в скайпе/зуме, по телефону).
2. Психолог работает через посредника (координатора курса, сурдопереводчика, тифлопереводчика), не вступая в прямой контакт с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, а получая от него материалы по данному запросу, анализируя содержание, результаты обследований, предлагая рекомендации.
Основные методы психологического сопровождения в условиях дистанционного обучения: онлайн-тестирование и анкетирование (например, через google-формы), тренинги и коррекционные занятия в онлайн-режиме (zoom, skype, webinar), профилактические занятия в форме вебинаров с привлечением сурдопереводчиков и тифлопереводчиков, онлайн-консультирование.
Описание деятельности по дистанционному психологическому сопровождению лиц с инвалидностью и ОВЗ и примерный алгоритм его реализации представлены в Приложении 1.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей