Таблица 1. Особенности организации дистанционного обучения лиц с выраженными ментальными нарушениями и РАС

Таблица 1

Особенности организации дистанционного обучения лиц

с выраженными ментальными нарушениями и РАС

Нозологическая группа

Особенности организации дистанционного обучения

Сильные стороны

Слабые стороны

Расстройства аутистического спектра (РАС)

- визуальная поддержка всей информации (запись на презентации вербальных заданий и объяснений);

- предпочтительное использование схем, особенно в области технологии изучаемой деятельности;

- узкая область объяснения материала, индуктивный подход к разъяснениям (отталкиваясь от конкретного явления или предмета переходить к общей сути);

- использование альтернативной коммуникации в чате, использование собственно чата для отражения в нем вербальной информации;

- использование конкретных и кратких формулировок в предлагаемых заданиях.

- ориентированы воспринимать информацию из технического источника, легче взаимодействовать с компьютером, чем с человеком;

- ориентированы на получение кратких инструкций и работу по ним дома, в комфортной обстановке;

- легче воспринимают схематизированную и упорядоченную информацию в сжатом виде.

- затрудненная вербальная коммуникация;

- введение альтернативных символов, создаваемых в новой ситуации общения;

- применение детальной визуальной поддержки, необходимой для заинтересованности обучающегося и его включения в образовательную среду;

- конкретика в описании задания, соблюдение четкого регламента занятий, нетерпимость и потеря интереса при малейшем изменении ситуации (технические неполадки, потеря связи, задержка занятия).

Умственная отсталость F.71 - F.72

- требуется максимальная визуальная поддержка всей информации. Минимум формализованных изображений, больше ярких красок (с учетом принципа наглядности), поэтапная проработка всех деталей работы, создание видеоинструкций, чтобы учащиеся могли вновь их просмотреть и выполнять работу последовательно;

- дедуктивный подход к объяснениям материала (от общей характеристики явлений к частному случаю);

- высокая эмоциональность педагога, использование невербальной коммуникации (мимика, жесты);

- неоднократное повторение материала, закрепление и актуализация.

- относительно быстро включаются в работу в новых образовательных условиях;

- могут воспринимать вербальную информацию жизненного и практико-ориентированного характера;

- интерес к выбранной профессии, наличие ориентации на педагога и получение образования.

- требуется постоянная актуализация материала;

- работают поэтапно, затруднения в случае получения объемной многокомпонентной инструкции, даже если она подробно описана;

- идут на контакт, но не всегда могут включиться в ситуацию учебного общения, воспринимают происходящее как игру, факультатив;

- с трудом выполняют теоретические задания без помощи педагога, поэтому в качестве домашних заданий выступает производственное обучение.

Выраженные ментальные нарушения

- необходимо время для индивидуальных консультаций;

- требуется эмоциональное и яркое объяснение, чтобы заинтересовать учащихся;

- успешность обучения тесно связана с родителями и их возможностями обеспечить процесс образования личным участием.

- занятия должны разрабатываться комплексно, быть посвящены одной теме.

- высокая вовлеченность родителей в образование, возможность постоянного контакта с ними;

- необычная форма работы, включение обучающихся в цифровое пространство.

- быстрое истощение внимания и концентрации, необходима постоянная смена деятельности, что требует длительной подготовки к занятиям;

- дополнительное время необходимо для консультации родителей и времени индивидуальных занятий;

- необходимость постоянного удерживания внимания с помощью эмоций, мимики, жестов;

- наглядность становится основным источником информации, к ней предъявляются повышенные требования касаемо доступности и информативности.

При организации процесса дистанционного обучения необходимо учитывать:

1) Необходимость привлечения родителей (законных представителей) к процессу дистанционного обучения лиц с ментальными нарушениями.

2) Возможность дублирования информации с использованием разных ресурсов. Например, задания размещаются на образовательной платформе образовательной организации и дублируются по электронной почте, в WhatsApp и т.д.

3) Интерактивное расписание занятий с использованием разных педагогических техник. Общий режим взаимодействия с обучающимся в рамках разных мероприятий и занятий - не более 3 часов в день (с учетом работы всех специалистов: педагогов, тьютора, психолога, самостоятельной работы с помощью родителей и т.д.).

4) Ограничения по дате, времени выполнения задания не устанавливаются.

5) В случае онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время, организация предварительной связи (по телефону, в чате WhatsApp) перед началом проведения (за 20 минут).

6) Выполненное задание загружается в любом формате (возможно, даже фото с выполненным заданием) на онлайн-платформе образовательной организации, направляется на электронную почту или WhatsApp.

Рекомендации к использованию учебно-методических ресурсов:

- четкое соблюдение алгоритма занятия и заданий для самостоятельной работы (называние темы, сообщение и запись плана, выделение основных понятий, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа);

- наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ с обязательной корректировкой и комментариями;

- увеличение доли видеоматериалов;

- увеличение доли конкретного материала;

- наличие пошаговой инструкции, прописывающей последовательность выполнения действий с опорой на наглядный материал (картинки, таблицы и т.д.);

- применение наглядных средств при объяснении нового материала, переход к словесным методам осуществляется только при закреплении знаний;

- наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий;

- наличие наглядного сопровождения изучаемого материала (изображения изучаемых объектов/ситуаций, образцы материалов/деталей, рисунки, опорные конспекты);

- разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки;

- адаптация текста лекции/практического занятия: отказ от длинных фраз и предложений, разбивка текста на части, выделение опорных смысловых пунктов;

- применение различных видов повторений материала в зависимости от этапа работы (изучение нового, закрепление): письменный опрос, тренировочные упражнения и др.;

- наличие вариантов кейсов заданий, позволяющих осуществлять тренировку и повторение материала;

- поэтапное включение в учебную деятельность вариативных заданий развивающей направленности;

- особый речевой режим работы (немногословность педагога, четкость изложения, отсутствие лишних слов);

- увеличение времени на устный/письменный ответ (при необходимости использовать вопросы, требующие коротких ответов);

- по возможности, замена устных/письменных развернутых ответов на тестовые задания (выбор, соотнесение, последовательность и др.);

- сочетание на занятиях всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма).