Примерная модель реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Примерная модель реализации образовательных программ

среднего профессионального образования и профессионального

обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением

электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий

В случае временного перехода образовательной организации на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо учесть что переход каждого конкретного обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ определяется образовательной организацией в соответствии с рекомендациями, данными по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, а также специальными условиями, созданными в образовательной организации и по месту проживания/нахождения обучающегося.

При переводе на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в отношении конкретного обучающегося с инвалидностью и/или ОВЗ рекомендуется следующий алгоритм действий:

Шаг 1: Анализ личного дела обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ, изучение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) или медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ).

Шаг 2: Проведение беседы с родителями (законными представителями) обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ о возможности перехода на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Шаг 3: Принятие решения образовательной организацией о возможности/невозможности перевода обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом ограничений здоровья.

Шаг 4: зависит от принятой резолюции:

"обучение возможно" - определение наличия необходимых специальных условий для организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по месту проживания/нахождения обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ (компьютер/ноутбук/планшет, доступ к сети интернет и иные необходимые средства);

"обучение невозможно" - пересмотр графика учебного процесса, составление индивидуального плана обучения, в том числе с увеличением срока обучения по образовательной программе (увеличение срока получения среднего профессионального образования - согласно федеральным государственным образовательным стандартам по профессиям (специальностям) (далее - ФГОС СПО)).

Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, в случае принятие решения о возможности перевода обучающегося из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ на обучение по образовательной программе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должна:

издать приказ об организации временного перехода на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами;

разработать порядок организации обучения лиц с инвалидностью и (или) ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

назначить ответственного за консультирование педагогических работников, обучающихся, а также их родителей по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при организации обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

актуализировать имеющиеся в электронном виде методические материалы по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся, педагогических и административных работников, ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению учебных материалов;

обеспечить создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор письменных работ обучающихся, а также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса; описывает и утверждает порядок назначения и количества заданий для самостоятельного выполнения (домашних заданий) обучающимися, в том числе о возможности организации обучения без их использования, об увеличении срока прохождения курса/модуля, срока выполнения задания лицами с ОВЗ;

создать необходимые специальные условия обучения для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (необходимо обеспечить: альтернативу звуковому и визуальному наполнению учебного контента (при сенсорных нарушениях); тексты и изображения должны легко восприниматься; выбор пользователем индивидуального темпа при освоении учебного контента; четкую и последовательную навигацию при освоении учебных материалов);

предоставить доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования лицами с инвалидностью и ОВЗ.

Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" инструкцию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, их родителей (законных представителей) и педагогических работников по получению или восстановлению логина и пароля (в случае использования личных кабинетов), а также инструкции по организации работы в "виртуальных" и "совместных" группах.

При организации занятий необходимо учитывать рекомендуемый режим обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ - время проведения одноразовой дистанционной сессии должно составлять не более 30 минут. В зависимости от конкретной нозологической группы время проведения занятий можно варьировать (Приложения 2 - 5) или разбивать на несколько блоков (модулей).

Рекомендуется образовательным организациям до начала обучения провести разъяснительные беседы с родителями (законными представителями) обучающихся с инвалидностью и ОВЗ о применяемых методах и формах организации образовательного процесса, а также организации режима обучающихся на период временного перехода на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также о привлечении специалистов сопровождения, которые могут оказать помощь как самим обучающимся, так и их родителям: сурдопереводчиков, сурдопедагогов, тифлокомментаторов, тьюторов, педагогов-психологов, социальных педагогов и др.