XXIV. Приоритетные направления развития электронной промышленности Российской Федерации
По состоянию на конец 2022 года отрасль представлена более 10 тыс. предприятий, концентрация производства низкая, преобладают малые и средние предприятия. Основная часть компаний размещена в гг. Москве и Санкт-Петербурге, а также в Московской области. В отрасли электронной промышленности задействованы научно-производственные, проектные и научные организации, фонды развития, отраслевые образовательные организации и профессиональные объединения, общее количество которых составляет более 4 тыс. организаций.
В 2019 - 2022 годах объемы производства возрастали, отрасль находится в состоянии роста. Индекс производства в 2022 году составил 101,7 процента, в среднем за 2019 - 2022 годы - 102,6 процента ежегодно.
Объемы производства основных видов продукции составили 1859,4 млрд. рублей, в том числе:
аппаратура коммуникационная, теле- и радиопередающая - 169,5 млрд. рублей;
аппаратура радиолокационная, радионавигационная - 193,2 млрд. рублей;
инструменты и приборы для измерения, контроля и испытаний - 115,9 млрд. рублей;
компьютеры и периферийное оборудование - 100,7 млрд. рублей;
приборы навигационные, метеорологические, геофизические - 62,6 млрд. рублей;
приборы для контроля прочих физических величин - 45,7 млрд. рублей;
оборудование и приборы для облучения, реабилитации, электрическое диагностическое и терапевтическое оборудование, применяемое в медицинских целях, - 43,3 млрд. рублей;
диоды и транзисторы - 30,2 млрд. рублей;
лампы и трубки электронные вакуумные - 36,7 млрд. рублей;
части и принадлежности оборудования для измерения, испытаний и навигации - 20,3 млрд. рублей;
устройства охранной или пожарной сигнализации - 22,1 млрд. рублей;
карты магнитные - 4,4 млрд. рублей.
Отрасль ориентирована на внутренний рынок. Доля экспорта в общем объеме выпуска составляет 22,75 процента, в 2022 году было экспортировано продукции на 5,57 млрд. долларов США, что на 1,5 процента больше, чем в 2021 году. Доля российских производителей на внутреннем рынке составляет 34,7 процента. В 2019 - 2021 годах этот показатель снижался, в 2022 году доля российских производителей на внутреннем рынке увеличилась.
Количество занятых в отрасли на 2022 год составляет 406830 человек, средняя заработная плата - около 74 тыс. рублей в месяц. Занятость в отрасли в последние годы выросла на 0,57 процента по сравнению с 2021 годом, но незначительно снизилась по отношению к 2019 году на 0,15 процента.
Существуют риски срыва производства при отсутствии поставок иностранных компонентов или средств производства, не имеющих аналогов в Российской Федерации.
Основными вызовами развития электронной промышленности являются:
длительные сроки разработки и освоения в производстве новых видов и типов электронных компонентов, а также технологий их производства;
незамкнутость (в пределах государства) технологических цепочек по созданию электронной продукции;
зависимость процессов создания продукции электронной промышленности от иностранных технологий, оборудования, специальных и особо чистых материалов, газов и веществ, прикладного и инструментального программного обеспечения;
отсутствие ключевых классов программного обеспечения, поддерживающего архитектуры электронных компонентов российской разработки и разработанного на базе открытых (свободно распространяемых) архитектур;
отсутствие единой системы управления стандартами и требованиями к использованию электронной аппаратуры, электронных компонентов и модулей;
недостаточно широкая номенклатура отечественной электронной аппаратуры, современных электронных компонентов и модулей;
невозможность обеспечения отечественными предприятиями промышленности в полном объеме (в количественном и качественном выражениях) потребности внутреннего рынка в электронных компонентах и модулях, электронной аппаратуре и системах на ее основе, в том числе критической информационной инфраструктуре Российской Федерации.
Стратегическими целями в области развития электронной промышленности являются:
наращивание потенциала организаций электронной промышленности для обеспечения технологического суверенитета государства в областях экономической безопасности Российской Федерации и безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
обеспечение устойчивого развития предприятий электронной промышленности для их стабильного экономического и инновационного развития;
обеспечение внутренних потребностей российской экономики и доступа граждан, организаций и органов власти к современным цифровым технологиям, реализуемым на базе отечественной электронной аппаратуры;
обеспечение доминирования российской электронной аппаратуры на внутреннем рынке, замещение продукции иностранного производства продукцией отечественного производства, а также снижение зависимости экономики Российской Федерации от поставок такой продукции из-за рубежа;
создание условий для экспорта на мировой рынок российских технологий в области производства электронной аппаратуры, систем на ее основе и электронных компонентов.
Задачами развития электронной продукции являются:
в области научно-технологического развития и производства:
проведение скоординированных фундаментальных и поисковых исследований в области перспективных технологий и возможностей их применения для создания современной электронной аппаратуры, модулей и компонентов, в том числе технологий искусственного интеллекта, фотоники, радиофотоники и квантовых технологий;
создание новых и увеличение мощности имеющихся современных производств по базовым производственным технологиям в области микроэлектроники, сверхвысокочастотной электроники, силовой электроники, оптоэлектроники, пассивной электроники и электротехники, в том числе за счет освоения производства кремниевой микроэлектроники с современными топологическими нормами, а также систем на основе арсенида галия, нитрида галия и кремния-германия;
создание современной отрасли электронного машиностроения, преимущественно направленной на обеспечение гибкости производства электронных компонентов малыми и средними сериями по модели минифабрик с внедрением таких принципиально новых подходов, как интеграция полупроводниковых компонентов на принципах чиплетов и безмасковая литография;
создание и развитие производств, испытательных полигонов и лабораторий для опытной эксплуатации законченных линеек технологического оборудования, апробации технологических процессов в целях обеспечения бесперебойного перехода российских производств на использование отечественной продукции электронного машиностроения;
создание широкой номенклатуры электронной аппаратуры и электронных компонентов, прикладного программного обеспечения, комплексных решений "под ключ", отвечающих современному мировому уровню развития и требованиям потребителей, в первую очередь частных заказчиков и физических лиц, а также организация производства указанной продукции для обеспечения внутренней потребности Российской Федерации;
постепенный отказ от использования иностранных, не распространяемых свободно архитектур, сложнофункциональных блоков и других результатов интеллектуальной деятельности при разработке и эксплуатации прежде всего электронной продукции военного назначения и используемой на объектах критической информационной инфраструктуры, сохранение темпов развития компетенций в области проектирования микроэлектроники на современных топологических нормах;
развитие моделей функционирования отечественных фабрик на основе принципов контрактного производства в соответствии с лучшими мировыми практиками, повышение эффективности производства и качества выпускаемой продукции, а также приоритетное использование на производствах отечественной продукции электронного машиностроения;
переход к доминирующему применению российских электронных компонентов в первую очередь в российской электронной аппаратуре специального назначения и предназначенной для использования на объектах критической информационной инфраструктуры;
создание системы национальных стандартов в области разработки и оборота сложнофункциональных блоков отечественных центров проектирования с приоритетным ориентиром на отечественные фабрики;
в области экономической эффективности:
формирование рынков микроэлектроники и электронной продукции в отраслях экономики, разработка планов их развития, включающих определение потребности, целей, ключевых продуктов и необходимых технологий, а также этапов их реализации на срок не менее 5 лет с ежегодной актуализацией;
создание условий для преимущественного использования российской интеллектуальной собственности и обеспечения максимальной локализации производства электронной аппаратуры, модулей, компонентов, формирование рынка интеллектуальной собственности, в том числе за счет упрощенной системы лицензирования и обмена разработками между предприятиями отрасли, прежде всего в области микроэлектроники;
обеспечение прослеживаемости "жизненного цикла" электронной продукции в том числе посредством развития системы маркировки средствами идентификации ее отдельных видов;
создание условий для упрощения доступа разработчиков, производителей и научных организаций к мерам прямой и опосредованной государственной поддержки;
повышение эффективности государственных вложений в развитие отрасли в том числе за счет координации разработок, повышения доли внебюджетных инвестиций крупных компаний отрасли и введения дополнительных элементов контроля;
создание условий для обеспечения безусловного приоритета потребления российской электронной аппаратуры, обеспечения ее ценового и технологического преимущества, прежде всего при реализации проектов с государственной поддержкой на федеральном и региональном уровнях;
создание условий для повышения инвестиционной привлекательности развития технологий и производств в электронной промышленности и обеспечение последовательного замещения бюджетных средств при предоставлении мер поддержки электронной промышленности средствами частных инвесторов и заемными средствами;
создание условий для формирования крупных разработчиков и производителей электронных компонентов и аппаратуры мирового уровня, прежде всего ориентированных на нерегулируемые рынки;
в области системы управления и кадрового обеспечения:
построение единой системы управления развитием отрасли для обеспечения координации всех видов работ (от поисковых исследований до внедрения и эксплуатации электронной аппаратуры) в целях обеспечения преемственности создаваемых заделов и научных достижений, в том числе:
привлечение в электронную промышленность необходимого количества высококвалифицированных кадров и молодых специалистов;
создание на базе научных и образовательных учреждений опытных технологических линий, комплементарных производственным линиям отечественных фабрик, для обеспечения неразрывного процесса подготовки кадров в ходе разработки, апробации и внедрения в серийное производство новых технологий и образцов продукции электронной промышленности.
Целевыми значениями показателей развития электронной промышленности до 2035 года являются:
объем реализации российской радиоэлектронной продукции (накопленным итогом) до 2024 года - 1194 млрд. рублей, до 2030 года - 6300 млрд. рублей, до 2035 года - 7800 млрд. рублей;
объем экспорта российской электронной продукции (накопленным итогом) до 2024 года - 7170 млн. долларов США, до 2030 года - 12020 млн. долларов США, до 2035 года - 15,3 млрд. долларов США;
доля российской радиоэлектронной продукции в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) до 2024 года - не менее 27 процентов, до 2030 года - не менее 70 процентов, до 2035 года - не менее 75 процентов;
доля российской радиоэлектронной продукции в общем объеме внутреннего регулируемого рынка (по выручке) до 2024 года - не менее 50 процентов, до 2030 года - не менее 95 процентов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей