Направления развития определяются, с одной стороны, особенностями отраслей промышленности, с другой стороны, составом вызовов и угроз, с которыми сталкивается обрабатывающая промышленность. Инструментарий промышленной политики в целом определяется Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации".
Исходя из создаваемого продукта и его потребителей (промышленность, другие производящие и инфраструктурные отрасли экономики, население), осуществляется следующая сегментация промышленности при реализации Стратегии:
массовая продукция низких и средних переделов;
машиностроение и другие средства производства;
Общим принципом развития промышленности признается диверсификация производства с выходом на смежные стадии производственных цепочек (производство товаров предшествующих или следующих переделов).
Для массовой продукции низких и средних переделов приоритетны обеспечение ценовой конкурентоспособности, защита позиций на мировых рынках и сглаживание колебаний глобальной конъюнктуры.
В сфере машиностроения и других средств производства наиболее важными являются обеспечение технологического развития, включая выход на новые рынки с учетом глобализации производственных цепочек, и консолидация спроса, обеспечивающая сокращение издержек выпуска новой продукции.
В сфере потребительских товаров необходимо сосредоточиться на общем поддержании конкурентоспособности, обеспечении платежеспособного спроса (как внутреннего, так и внешнего), защите интересов производителей в условиях расширяющегося доминирования цифровых платформ.
Для современного промышленного производства характерен высокий уровень межотраслевой кластеризации. С учетом этого, помимо реализации отраслевых стратегий, потребуется осуществление отдельных проектов, направленных на обеспечение ускоренного технологического развития по таким ключевым, определяемым общими технологическими трендами и процессами формирования спроса межотраслевым направлениям, как:
энергетика и окружающая среда (включая проекты по использованию водородного топлива и обеспечению прорыва на рынки сжиженного природного газа);
продовольственная безопасность;
транспорт и логистическая инфраструктура (включая развитие Северного морского пути);
новые материалы (включая новые технологии в области химии);
технологии производства и автоматизации (в том числе на транспорте);
Действия по отдельным межотраслевым направлениям будут обеспечиваться реализацией инициатив социально-экономического развития Российской Федерации.
Кластеризация промышленного производства носит не только межотраслевой, но и территориальный характер. Отдельным направлением промышленной политики в отношении обрабатывающей промышленности следует считать региональную промышленную политику, предполагающую стимулирование и координацию усилий регионов по сохранению и развитию их промышленного потенциала, формированию современного конкурентоспособного промышленного сектора.
Состав вызовов и угроз определяет следующие структурные условия реализации Стратегии в рамках общего повышения конкурентоспособности:
технологическая конкуренция, требующая применения мер технологической политики;
ограниченность ресурсов, компенсируемая осуществлением инвестиционной, финансовой и кадровой политики;
ограниченность и сжатие внутреннего и глобального спроса, предполагающие осуществление политики стимулирования спроса;
внешнеторговая политика, синхронизированная с трендами развития мировой экономики.
При выявлении целевых направлений развития промышленности во внимание также принимаются возможности формирования факторов роста в отдельных отраслях и требования национальной безопасности. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации предписывается:
укрепить достигнутые Российской Федерацией лидирующие позиции и конкурентные преимущества в авиационной и судостроительной промышленности, двигателестроении, атомном энергопромышленном комплексе, а также в сфере информационно-коммуникационных технологий;
форсировать развитие российского машиностроения, в том числе приборо- и станкостроения, обеспечить приоритетное использование отечественной продукции при решении задач модернизации экономики;
усовершенствовать радиоэлектронную промышленность, разработку информационных технологий и производство оборудования;
расширить производство лекарственных средств и медицинских изделий, в том числе отечественных вакцин против распространенных инфекционных заболеваний;
обеспечить экологически ориентированный рост экономики, стимулирование внедрения инновационных технологий, развитие экологически безопасных производств.
Внутриотраслевые приоритеты в рамках Стратегии представлены в приложении N 3.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей