VII. Приоритетные направления развития черной и цветной металлургии, промышленности редких и редкоземельных металлов Российской Федерации
VII. Приоритетные направления развития черной и цветной
металлургии, промышленности редких и редкоземельных металлов
Российской Федерации
По состоянию на конец 2022 года в отрасли представлены 3,3 тыс. предприятий, концентрация производства высокая. В отрасли преобладают холдинговые структуры, характеризующиеся высокой степенью вертикальной интеграции.
Основная часть компаний цветной металлургии размещена в Уральском и Сибирском федеральных округах (Республика Хакасия, Челябинская и Свердловская области, Красноярский и Забайкальский края), предприятия по производству черной металлургии представлены также в Вологодской, Липецкой и Тульской областях, а также в Южном федеральном округе.
В 2019 - 2022 годах объемы производства имели нестабильную динамику роста, отрасль находится в состоянии уровня 2020 года. Индекс производства в 2022 году составил 99,2 процента по сравнению с 2021 годом, в среднем за 2019 - 2022 годы - 99,7 процента ежегодно. Объемы производства основных видов продукции составили:
готовый прокат черных металлов - 60,5 млн. тонн (91,9 процента), в том числе сортового проката - 33,8 млн. тонн (91,5 процента), листового - 26,7 млн. тонн (90,8 процента);
стальные трубы - 12,9 млн. тонн (или 114,9 процента по сравнению с 2021 годом).
Производство основных цветных металлов по итогам 2022 года по отношению к 2021 году составило:
алюминий первичный - 118,1 процента (при этом производство прутков, катанки и профилей из алюминия или алюминиевых сплавов снизилось на 18,6 процента по сравнению с 2021 годом);
цинк необработанный - 98,9 процента;
свинец необработанный - 77,4 процента;
магний необработанный - 121 процент (при этом производство сплавов на основе магния снизилось на 11,5 процента по сравнению с 2021 годом);
титан необработанный - 136,1 процента (при этом производство проволоки, прутков и профилей титановых увеличилось на 21,8 процента по сравнению с 2021 годом).
Отрасль, несмотря на тенденции последних лет по планомерному увеличению поставок на внутренний рынок, продолжает оставаться экспортно ориентированной, причем основную часть поставок на внешний рынок и в черной, и в цветной металлургии составляет продукция низких переделов. Доля экспорта в общем объеме выпуска составляет по цветной металлургии не менее 55 процентов, по черной металлургии - не менее 30 процентов. В 2022 году было экспортировано продукции черной и цветной металлургии на 51,7 млрд. долларов США, что на 2,6 процента больше, чем в 2021 году. Доля российских производителей на внутреннем рынке составляет более 90 процентов и в ближайшие годы будет расти, в том числе в связи с уходом иностранных производителей с российского рынка и проводимой государственной промышленной политикой импортозамещения.
Количество занятых в металлургическом производстве по итогам 2022 года составляет 462 тыс. человек со средней заработной платой 73,2 тыс. рублей. С учетом добычи металлических руд численность в 2022 году составила 681 тыс. человек со средней зарплатой от 57,1 тыс. рублей (производство прочих стальных изделий первичной обработки) до 113,8 тыс. рублей (добыча руд цветных металлов). Занятость в отрасли в последние годы растет, увеличение по сравнению с 2021 годом составило 11 тыс. человек в металлургическом производстве.
В условиях снижения объемов экспорта особое значение приобретают крупные металлоемкие инфраструктурные проекты, в том числе в сфере транспорта, энергетики и социального строительства. Основным драйвером роста металлопотребления на российском рынке на текущий момент является строительный сектор.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду поручение Президента РФ N Пр-861 от 18.05.2022, а не от 20.04.2022.
Цели, задачи и направления развития металлургического комплекса базируются в том числе на поручениях Президента Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N Пр-861 и от 8 сентября 2022 г. N Пр-1598.
Основными целями развития металлургического комплекса являются:
увеличение объемов потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке и переориентация экспортных поставок на перспективные рынки развивающихся стран;
повышение уровня переработки металла и развитие производства металлопродукции высоких переделов;
бесперебойное обеспечение металлургических предприятий критически важным сырьем, оборудованием, комплектующими и материалами;
стимулирование развития экологичных технологий производства металлургической продукции, а также технологий производства металлургической продукции из вторичного сырья.
Достижение указанных целей базируется в том числе на выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализации инвестиционных проектов (проектов развития), импортозамещении металлопродукции на российском рынке, развитии сырьевой базы и переориентации экспорта на иные рынки.
Фактором увеличения объемов потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке является развитие отраслей, являющихся ключевыми потребителями металлопродукции, - строительства, автомобильной промышленности, машиностроения, авиации и кабельной промышленности.
Приоритетной продукцией металлургии и целевыми значениями по объему производства к 2024, 2030 и 2035 годам (с годовым уровнем производства) являются:
Ключевыми целями развития промышленности редких и редкоземельных металлов являются:
полное обеспечение потребностей предприятий оборонно-промышленного комплекса отечественными редкими и редкоземельными металлами;
обеспечение внутреннего потребления редких и редкоземельных металлов при его дальнейшем росте и снижении доли импорта до минимального уровня (импортозамещение);
выход на мировой рынок и повышение экспортного потенциала.
Приоритетными направлениями развития промышленности редких и редкоземельных металлов являются:
совершенствование системы налогообложения инвестиционных проектов для привлечения инвестиций в добычу и переработку редких и редкоземельных металлов;
стимулирование потребления редких и редкоземельных металлов на внутреннем рынке, в том числе в гражданских отраслях промышленности;
развитие транспортной и энергетической инфраструктуры в целях реализации проектов по добыче и переработке редких и редкоземельных металлов;
развитие системы оценки и учета ресурсной ценности отходов производства и потребления, содержащих редкие и редкоземельные металлы;
совершенствование методологии оценки и подсчета запасов полезных ископаемых, содержащихся в попутных водах;
разработка национальных стандартов, устанавливающих терминологию и классификацию цветных металлов и сплавов с целью выделения групп редких и редкоземельных металлов;
обеспечение глубокой переработки руд и концентратов редких и редкоземельных металлов на территории Российской Федерации.
По направлению развития промышленности редких и редкоземельных металлов целевыми показателями являются:
обеспечение потребности российской промышленности в редких металлах на 50 процентов в 2024 году, на 100 процентов в 2030 году;
обеспечение потребности российской промышленности в российских редкоземельных металлах на 80 процентов в 2024 году, на 100 процентов в 2030 году;
вхождение в число 5 мировых производителей редкоземельных металлов с долей мирового рынка не менее 5 процентов в 2024 году, не менее 10 - 12 процентов в 2030 году;
вхождение в число 5 мировых производителей редких металлов с долей мирового рынка не менее 4 процентов в 2024 году, не менее 9 процентов в 2030 году.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей