ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 июня 2020 г. N 44-3-13/1377

О РАЗВИТИИ

ДИСТАНЦИОННЫХ КАНАЛОВ ОКАЗАНИЯ МИКРОФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Одним из приоритетных направлений деятельности Банка России и, в частности, Департамента микрофинансового рынка (далее - Департамент), в 2020 году является создание условий для развития дистанционных форм оказания финансовых услуг и взаимодействия с клиентами.

В рамках данной деятельности в феврале 2020 года Департаментом было проведено анкетирование микрофинансовых организаций (далее - МФО) с целью анализа процесса предоставления онлайн-микрозаймов, а также выявления барьеров развития этого направления бизнеса. Выработанные по результатам предложения в настоящее время анализируются структурными подразделениями Банка России для оценки возможности их реализации.

Складывающаяся на текущий момент эпидемиологическая ситуация подтверждает важность проводимой работы, а также свидетельствует о том, что для снижения рисков нарушения бесперебойности функционирования микрофинансового рынка отдельные мероприятия должны реализовываться уже в ближайшей перспективе.

В этой связи на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Портал Госуслуг) реализована возможность направления физическими лицами в адрес финансовых организаций надлежащим образом заверенных Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации соответственно справки по форме 2-НДФЛ и выписки о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Информация об указанном сервисе 21 мая текущего года была опубликована на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://cbr.ru/press/event/?id=6761), а также направлена в адрес микрофинансовых институтов и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые институты, письмом Департамента от 10.06.2020 N 44-3-13/1359.

Указанный сервис реализован с учетом необходимости в сложившихся условиях обеспечить потребителей возможностью дистанционно подтвердить свой доход и при наличии оснований получить льготный период по договорам займа в соответствии с положениями Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа".

Следующим этапом развития рассматриваемого сервиса станет создание на базе Единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) и Портала Госуслуг инфраструктуры цифрового профиля гражданина, которая позволит:

гражданам управлять своими данными (сведения и документы), имеющимся в распоряжении государственных органов;

организациям получать необходимые для оказания услуг сведения и документы о гражданине с его согласия.

Создание и развитие цифрового профиля гражданина и, в том числе, обеспечение его использования гражданином для предоставления организациям данных о себе осуществляется в рамках эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Данный эксперимент проводится в соответствии с Положением о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 N 710.

К числу доступных для получения в рамках эксперимента данных относятся как идентификационные данные гражданина, так и иные данные, включая данные о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В настоящее время осуществляется согласование расширения объема данных, которые гражданин с использованием инфраструктуры цифрового профиля сможет предоставить организациям, а также согласование включения МФО в состав организаций, которые могут получить такой доступ.

Также разработан и 05.07.2019 внесен в Государственную Думу проект федерального закона <1>, предусматривающий создание инфраструктуры цифрового профиля. Законопроект готовится к рассмотрению в первом чтении.

--------------------------------

<1> Проект федерального закона N 747513-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)".

В связи с изложенным в настоящем письме Департамент обращает внимание, что для участия в эксперименте присоединившимся к нему организациям в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 N 710 рекомендуется обеспечить готовность своих информационных систем к взаимодействию с ЕСИА.

В этом контексте также следует принимать во внимание, что одним из предполагающихся способов передачи информации из цифрового профиля гражданина является Единая система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), в связи с чем подключение к СМЭВ (после разработки соответствующих видов сведений) в дальнейшем будет предусмотрено.

Указанные федеральные государственные информационные системы, наряду с Порталом Госуслуг, являются составной частью инфраструктуры электронного правительства, формирование и функционирование которых, а также получение доступа к которым регламентировано рядом нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) (приложение 1 к настоящему письму).

Присоединение к инфраструктуре электронного правительства, в том числе к ЕСИА и СМЭВ, и ее использование коммерческими организациями осуществляется в случае, если необходимость информационного взаимодействия этих коммерческих организаций с органами и организациями, предоставляющими или участвующими в предоставлении государственных и (или) муниципальных услуг либо исполнении государственных и муниципальных функций, предусмотрена федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

К текущему моменту право МФО на подключение к СМЭВ и ЕСИА уже предусмотрено подпунктами 2 и 3 пункта 1.12 и пунктом 1.13 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <2> и может быть реализовано всеми МФО в целях осуществления упрощенной идентификации клиентов.

--------------------------------

<2> Соответствующие изменения внесены Федеральными законами от 29.12.2014 N 484-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 02.08.2019 N 271-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Иными словами, для обеспечения готовности своего участия в эксперименте МФО уже имеют возможность осуществить подключение к СМЭВ и ЕСИА. Такое подключение может быть использовано для получения в установленных случаях и в установленных объемах информации также вне рамок инфраструктуры цифрового профиля.

В настоящее время регламентные процедуры по подключению к системам и сервисам инфраструктуры электронного правительства размещены по следующим адресам:

СМЭВ: https://smev3.gosuslugi.ru/portal/ - документ "Приложение 3 Правила и процедуры работы в СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3.x(22.05.2020)";

ЕСИА: https://digital.gov.ru/ru/documents/4244/.

Коммерческая организация подключается к системам и сервисам инфраструктуры электронного правительства после заключения соглашения о сотрудничестве с его оператором в лице Минкомсвязи России.

Взаимодействие коммерческих организаций с органами власти и иными организациями с использованием СМЭВ осуществляется в соответствии с "Методические рекомендации по работе с ЕСМЭВ версия 3.X" (размещены по адресу: https://smev3.gosuslugi.ru/portal/).

Взаимодействие коммерческих организаций с ЕСИА осуществляется в соответствии с "Методические рекомендации по использованию ЕСИА (размещены по адресу: https://digital.gov.ru/ru/documents/6186/).

Подробная инструкция по подключению к инфраструктуре электронного правительства и ее использованию также доступна на Портале Госуслуг по адресу: https://partners.gosuslugi.ru/catalog (вкладка "Каталог сервисов: для коммерческих организаций").

В целях обеспечения условий для развития дистанционных каналов оказания микрофинансовых услуг и взаимодействия с клиентами, снижения рисков мошенничества при представлении таких услуг, а также повышения их качества Департамент рекомендует МФО при наличии возможности осуществить подключение к ЕСИА и СМЭВ.

Департамент просит саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие МФО (далее - СРО), разместить изложенную в настоящем письме информацию на своих официальных сайтах в сети "Интернет", а также направить ее МФО - членам такой СРО.

КонсультантПлюс: примечание.

Приложения 2 и 3 не приводятся.

Для обеспечения в случае необходимости требуемой МФО поддержки, в том числе информационно-методологического характера, Департамент просит СРО обеспечить заполнение МФО, являющимися членами такой СРО, анкет, содержащихся в приложениях 2 и 3 к настоящему письму.

Анкета подлежит заполнению МФО, которые до даты получения настоящего письма подали заявку на подключение к ЕСИА и (или) СМЭВ либо осуществили подключение к ЕСИА и (или) СМЭВ. Если попытки подключения к ЕСИА и (или) СМЭВ не предпринимались МФО, заполнение анкет(ы) данной МФО не требуется.

Департамент просит СРО заполненные ее членами анкеты собрать и направить в Департамент не позднее 30 июня 2020 года.

Директор Департамента

микрофинансового рынка

И.А.КОЧЕТКОВ