Одним из приоритетных направлений деятельности Банка России и, в частности, Департамента микрофинансового рынка (далее - Департамент), в 2020 году является создание условий для развития дистанционных форм оказания финансовых услуг и взаимодействия с клиентами.
В рамках данной деятельности в феврале 2020 года Департаментом было проведено анкетирование микрофинансовых организаций (далее - МФО) с целью анализа процесса предоставления онлайн-микрозаймов, а также выявления барьеров развития этого направления бизнеса. Выработанные по результатам предложения в настоящее время анализируются структурными подразделениями Банка России для оценки возможности их реализации.
Складывающаяся на текущий момент эпидемиологическая ситуация подтверждает важность проводимой работы, а также свидетельствует о том, что для снижения рисков нарушения бесперебойности функционирования микрофинансового рынка отдельные мероприятия должны реализовываться уже в ближайшей перспективе.
В этой связи на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Портал Госуслуг) реализована возможность направления физическими лицами в адрес финансовых организаций надлежащим образом заверенных Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации соответственно справки по форме 2-НДФЛ и выписки о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Информация об указанном сервисе 21 мая текущего года была опубликована на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://cbr.ru/press/event/?id=6761), а также направлена в адрес микрофинансовых институтов и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые институты, письмом Департамента от 10.06.2020 N 44-3-13/1359.
Указанный сервис реализован с учетом необходимости в сложившихся условиях обеспечить потребителей возможностью дистанционно подтвердить свой доход и при наличии оснований получить льготный период по договорам займа в соответствии с положениями Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа".
Следующим этапом развития рассматриваемого сервиса станет создание на базе Единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) и Портала Госуслуг инфраструктуры цифрового профиля гражданина, которая позволит:
гражданам управлять своими данными (сведения и документы), имеющимся в распоряжении государственных органов;
организациям получать необходимые для оказания услуг сведения и документы о гражданине с его согласия.
Создание и развитие цифрового профиля гражданина и, в том числе, обеспечение его использования гражданином для предоставления организациям данных о себе осуществляется в рамках эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Данный эксперимент проводится в соответствии с Положением о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 N 710.
К числу доступных для получения в рамках эксперимента данных относятся как идентификационные данные гражданина, так и иные данные, включая данные о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В настоящее время осуществляется согласование расширения объема данных, которые гражданин с использованием инфраструктуры цифрового профиля сможет предоставить организациям, а также согласование включения МФО в состав организаций, которые могут получить такой доступ.
Также разработан и 05.07.2019 внесен в Государственную Думу проект федерального закона <1>, предусматривающий создание инфраструктуры цифрового профиля. Законопроект готовится к рассмотрению в первом чтении.
--------------------------------
<1> Проект федерального закона N 747513-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)".
В связи с изложенным в настоящем письме Департамент обращает внимание, что для участия в эксперименте присоединившимся к нему организациям в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 N 710 рекомендуется обеспечить готовность своих информационных систем к взаимодействию с ЕСИА.
В этом контексте также следует принимать во внимание, что одним из предполагающихся способов передачи информации из цифрового профиля гражданина является Единая система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), в связи с чем подключение к СМЭВ (после разработки соответствующих видов сведений) в дальнейшем будет предусмотрено.
Указанные федеральные государственные информационные системы, наряду с Порталом Госуслуг, являются составной частью инфраструктуры электронного правительства, формирование и функционирование которых, а также получение доступа к которым регламентировано рядом нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) (приложение 1 к настоящему письму).
Присоединение к инфраструктуре электронного правительства, в том числе к ЕСИА и СМЭВ, и ее использование коммерческими организациями осуществляется в случае, если необходимость информационного взаимодействия этих коммерческих организаций с органами и организациями, предоставляющими или участвующими в предоставлении государственных и (или) муниципальных услуг либо исполнении государственных и муниципальных функций, предусмотрена федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
К текущему моменту право МФО на подключение к СМЭВ и ЕСИА уже предусмотрено подпунктами 2 и 3 пункта 1.12 и пунктом 1.13 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <2> и может быть реализовано всеми МФО в целях осуществления упрощенной идентификации клиентов.
--------------------------------
<2> Соответствующие изменения внесены Федеральными законами от 29.12.2014 N 484-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 02.08.2019 N 271-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Иными словами, для обеспечения готовности своего участия в эксперименте МФО уже имеют возможность осуществить подключение к СМЭВ и ЕСИА. Такое подключение может быть использовано для получения в установленных случаях и в установленных объемах информации также вне рамок инфраструктуры цифрового профиля.
В настоящее время регламентные процедуры по подключению к системам и сервисам инфраструктуры электронного правительства размещены по следующим адресам:
СМЭВ: https://smev3.gosuslugi.ru/portal/ - документ "Приложение 3 Правила и процедуры работы в СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3.x(22.05.2020)";
ЕСИА: https://digital.gov.ru/ru/documents/4244/.
Коммерческая организация подключается к системам и сервисам инфраструктуры электронного правительства после заключения соглашения о сотрудничестве с его оператором в лице Минкомсвязи России.
Взаимодействие коммерческих организаций с органами власти и иными организациями с использованием СМЭВ осуществляется в соответствии с "Методические рекомендации по работе с ЕСМЭВ версия 3.X" (размещены по адресу: https://smev3.gosuslugi.ru/portal/).
Взаимодействие коммерческих организаций с ЕСИА осуществляется в соответствии с "Методические рекомендации по использованию ЕСИА (размещены по адресу: https://digital.gov.ru/ru/documents/6186/).
Подробная инструкция по подключению к инфраструктуре электронного правительства и ее использованию также доступна на Портале Госуслуг по адресу: https://partners.gosuslugi.ru/catalog (вкладка "Каталог сервисов: для коммерческих организаций").
В целях обеспечения условий для развития дистанционных каналов оказания микрофинансовых услуг и взаимодействия с клиентами, снижения рисков мошенничества при представлении таких услуг, а также повышения их качества Департамент рекомендует МФО при наличии возможности осуществить подключение к ЕСИА и СМЭВ.
Департамент просит саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие МФО (далее - СРО), разместить изложенную в настоящем письме информацию на своих официальных сайтах в сети "Интернет", а также направить ее МФО - членам такой СРО.
КонсультантПлюс: примечание.
Приложения 2 и 3 не приводятся.
Для обеспечения в случае необходимости требуемой МФО поддержки, в том числе информационно-методологического характера, Департамент просит СРО обеспечить заполнение МФО, являющимися членами такой СРО, анкет, содержащихся в приложениях 2 и 3 к настоящему письму.
Анкета подлежит заполнению МФО, которые до даты получения настоящего письма подали заявку на подключение к ЕСИА и (или) СМЭВ либо осуществили подключение к ЕСИА и (или) СМЭВ. Если попытки подключения к ЕСИА и (или) СМЭВ не предпринимались МФО, заполнение анкет(ы) данной МФО не требуется.
Департамент просит СРО заполненные ее членами анкеты собрать и направить в Департамент не позднее 30 июня 2020 года.
микрофинансового рынка
И.А.КОЧЕТКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей