Анализ Европейским Судом по правам человека Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Анализ Европейским Судом по правам человека Федерального

закона от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Суд повторил руководство, которое он дал Властям в постановлении по делу "Ананьев и другие против России" в отношении характеристик, которыми должно обладать компенсаторное средство правовой защиты, чтобы оно считалось эффективным. В частности, денежная компенсация должна быть доступной любому фактическому или бывшему заключенному, который подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и который подал соответствующую жалобу. Вывод о том, что условия не отвечают требованиям статьи 3 Конвенции, влечет за собой твердую презумпцию того, что жертве причинен моральный вред, и что размер компенсации морального вреда, не должен являться необоснованным по сравнению с суммами, присуждаемыми Судом в аналогичных делах (пункт 105 решения).

Европейский Суд напомнил, что, хотя наличие эффективных внутригосударственных средств правовой защиты обычно оценивается с отсылкой на дату подачи жалобы, это правило может быть предметом исключений, если это оправдано обстоятельствами дела; в частности, когда рассматриваемое средство правовой защиты вступило в силу в ответ на "пилотное" постановление Суда. Если подобного рода новые средства правовой защиты только что стали доступны, их оценка должна обязательно основываться исключительно на законодательных положениях, которые их регулируют, а не на их применении на практике. В связи с этим, Суд посчитал, что он может оценить эффективность правовых положений, установленных Законом о компенсации <13>, после его вступления в силу, и принять соответствующее решение о том, обязаны ли заявители, перечисленные выше, исчерпать их (пункт 106 решения).

--------------------------------

<13> Здесь и далее речь идет о Федеральном законе от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Новый Закон о компенсации вступил в силу 27 января 2020 года. Он предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд. Новизна Закона заключается в том, что заключенный может одновременно требовать установления соответствующего нарушения и финансовой компенсации за данное нарушение. Производство ведется в соответствии с КАС <14>. Верховный Суд издал ряд соответствующих разъяснений и указаний относительно применения КАС РФ, в частности, в контексте рассмотрения жалоб заключенных <15> (пункт 107 решения).

--------------------------------

<14> Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

<15> См., например, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

Что касается сферы действия Закона о компенсации, суды могут рассматривать жалобы, которые поднимают различные проблемы содержания под стражей, включая переполненность тюрем и другие аспекты. Суды могут рассматривать иски и присуждать компенсацию без предварительного условия установления вины или незаконного поведения какого-либо должностного лица. Соответствующее российское законодательство устанавливает четыре квадратных метра в качестве минимальной санитарной нормы на каждого заключенного, содержащегося под стражей в ходе предварительного следствия, и требует, чтобы каждому заключенному было выделено индивидуальное спальное мест, что соответствует соответствующему минимальному стандарту согласно статье 3 Конвенции в толковании Европейского Суда (пункт 108 решения).

Подача иска напрямую доступна заключенному. Имеются два формальных требования: иск должен соответствовать общим процессуальным нормам, сопровождаться судебным сбором; быть поданным во время содержания под стражей или в течение трех месяцев после его прекращения. Лица, чьи жалобы находились на рассмотрении в настоящем Суде в день вступления в силу Закона о компенсации, или чьи жалобы были отклонены по причине неисчерпания средств правовой защиты, имеют 180 дней для подачи своих жалоб после окончания срока заключения. Административный суд должен будет решить вопрос о том, имело ли место нарушение условий содержания под стражей и, в случае положительного ответа, одновременно вынести решение по компенсации. Любые принятые решения и постановления подпадают под обычную процедуру судебного обжалования (пункт 109 решения).

Что касается вопроса о судебных сборах, Суд отмечает, что плата, взимаемая за подачу таких жалоб, является номинальной, и суды проинструктированы рассрочить, сократить пошлину или вообще отказаться от нее, если это может серьезно повлиять на возможность заключенного обратиться в суд (пункт 110 решения).

Европейский Суд убедился, что процессуальные требования о доступе к "компенсационной схеме" просты и доступны и не накладывают чрезмерного бремени на истца ни в применимой процедуре, ни в требовании, связанном с расходами на судебное разбирательство (пункт 111 решения).

Рассмотрение жалоб сопровождается рядом процессуальных гарантий. Жалобы рассматриваются судом общей юрисдикции в ходе состязательного и открытого разбирательства; истец имеет право на помощь адвоката или другого представителя по своему выбору; его или ее права на эффективное участие должны быть полностью обеспечены. Суд обладает важным инструментом предварительных мер, которые могут применяться для вынесения распоряжения о переводе заключенного в другое помещение или проведении медицинского освидетельствования, например, в местах, где существует угроза жизни и здоровью человека. Кроме того, судам напрямую напоминают о необходимости осторожно относиться к любому запросу об отзыве иска со стороны заключенного. Такое ходатайство может быть отклонено, если у суда есть основания полагать, что оно было подано незаконно или не отвечает общественным интересам (пункт 112 решения).

Рассмотрение административных жалоб основано на переносе бремени доказывания обратного на администрацию. Суды должны учитывать трудности, с которыми сталкиваются заключенные при сборе доказательств, и им рекомендуется занять активную позицию в определении и получении доказательств. Таким образом, Пленум Верховного Суда напоминает о том, что суды могут дать указание тюремной администрации представить конкретные доказательства, относящиеся к заявлениям о переполненности тюрем или другим физическим условиям содержания под стражей, такие как размер рассматриваемого помещения, его фото или видео, точные измерения температуры или освещения, или любое иное соответствующее заключение эксперта (пункт 113 решения).

КАС устанавливает строгие сроки рассмотрения жалоб. Жалоба должна быть рассмотрена в течение месяца. Кроме того, если существуют особые обстоятельства, требующие безотлагательности, суды должны немедленно рассмотреть иски такого рода. Исполнительный лист должен быть автоматически направлен органу-ответчику в течение одного дня с момента вынесения решения и независимо от того, обратился ли истец с этим запросом (пункт 114 решения).

Принимая во внимание вышеизложенное, Европейский Суд убежден, что данная процедура снабжена процессуальными гарантиями, такими как независимость и беспристрастность, право на юридическую помощь и другие гарантии, связанные с состязательным судебным разбирательством. Существуют меры безопасности, учитывающие особую ситуацию, в которой могут находиться заключенные. Нет оснований предполагать, что иски не будут рассмотрены в течение разумного срока или что компенсация не будет выплачена безотлагательно (пункт 115 решения).

Закон о компенсации не определяет сумму компенсации, которая может быть присуждена судами в случае обнаружения нарушения условий содержания под стражей. Закон соотносит компенсации с особенностями обнаруженных нарушений, такими как их характер, продолжительность, последствия и ущерб, при наличии таковых, для здоровья заявителя. В то же время, в пояснительной записке к Закону о компенсации в качестве среднего размера компенсации для расчета финансовых последствий рассматриваемого закона и для целей составления бюджета указывается средняя сумма в 3 000 евро. Суд также отмечает, что в декабре 2018 года и декабре 2019 года Верховный Суд опубликовал обширный обзор постановлений, вынесенных против России Европейским Судом, в которых установлены нарушения различных аспектов условий содержания под стражей. В этом обзоре рассматриваются недавние компенсации в делах, поднимающих различные вопросы, связанные с условиями содержания под стражей, которые обобщаются и распространяются для сведения национальных судей <16> (пункт 116 решения).

--------------------------------

<16> Европейский Суд обратил внимание на следующее:

"Ошибка! Только основной документ... Верховный Суд регулярно выпускает тематические обзоры на русском языке о соответствующей международной практике и стандартах. С января 2015 года Секретариат Верховного Суда публиковал тематические обзоры применимых стандартов в отношении бесчеловечного и унижающего достоинство обращения. Он напоминает судам о необходимости принятия их во внимание в отдельных делах, в том числе, при присуждении компенсации за моральный вред. Два последних изменения были опубликованы в декабре 2018 года и в декабре 2019 года. Эти документы занимают более 300 и 500 страниц, соответственно, и содержат ссылки на сотни постановлений и решений Суда, доклады ЕКПП и другие примеры международной практики. Отдельные разделы содержат цитаты ЕСПЧ по вопросу справедливой компенсации в соответствующих делах против России; в обзоре за декабрь 2019 года около 180 страниц выделено под перевод сотен решений, вынесенных Судом, с подробным описанием каждого аспекта дела, который был учтен в объединенных постановлениях. Обзор также включает в себя примеры конкретных типов жалоб, где не было установлено никаких нарушений или когда жалобы были признаны неприемлемыми коллегиальным органом....

В частности, указанные обзоры охватывают следующие темы:

- условия содержания под стражей, включая специальные подразделы по переполненности, индивидуальному спальному месту, доступу к достаточному освещению и вентиляции, гигиеническим удобствам, качеству пищи, доступу к развлекательным мероприятиям; одиночному заключению; уязвимым заключенным; а также примеры сотен решений Суда о присуждении компенсации в таких делах;

- вопросы медицинской помощи лицам, находящимся под стражей, включая отдельные подразделы, касающиеся наиболее распространенных заболеваний, таких как ВИЧ и туберкулез, психиатрическая помощь; профилактика самоубийств и членовредительства; соблюдение требований конфиденциальности, квалификации и независимости медицинского персонала; согласие на медицинскую помощь;

- условия этапирования заключенных, многочисленные примеры решений Суда о присуждении компенсации в таких делах;

- предполагаемые обвинения в жестоком обращении с заключенными, включая подразделы о применении силы и специального оборудования должностными лицами; процессуальные и позитивные обязательства по предотвращению жестокого обращения и расследованию заслуживающих доверия утверждений о жестоком обращении;

- конкретные вопросы, возникающие в связи с содержанием под стражей при психиатрическом лечении;

- распределение бремени доказательства в случаях жестокого обращения" (пункты 57 - 58 решения).

Европейский Суд пришел к выводу, что внутригосударственные органы власти и компетентные суды были в достаточной степени проинформированы о критериях, которые необходимо учитывать при выплате компенсации, и о соответствующей практике Суда. Он не усмотрел непосредственной опасности того, что национальные суды будут присуждать компенсации, которые будут "несоизмеримо малы" или не будут "даже приближаться к суммам, обычно выплачиваемым Судом в сопоставимых обстоятельствах" (пункт 117 решения).

Суд вновь подчеркнул, что предметом настоящего решения является потенциальная эффективность внутригосударственного средства правовой защиты в соответствии с Законом о компенсации, а не вопрос о том, утратил ли заявитель свой статус жертвы с учетом сумм, присужденных на национальном уровне. Второй тип оценки может быть произведен в каждом отдельном деле только после использования соответствующего внутригосударственного средства правовой защиты (пункт 118 решения).

Европейский Суд посчитал, что новый Закон о компенсации в общем и целом представляет собой адекватный и эффективный способ получения компенсации и предоставляет заявителям разумные шансы на успех. Соответственно, когда бы ни была подана жалоба на имевшие место нарушения статьи 3 Конвенции в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей, заявители должны исчерпать средства правовой защиты, прежде чем подавать жалобы в Суд (пункт 119 решения).

Вместе с тем, по мнению Суда, он готов изменить свой подход к потенциальной эффективности рассматриваемого средства правовой защиты, если практика внутригосударственных судов покажет, в долгосрочной перспективе, что заявителям было отказано по формальным основаниям, что судебные разбирательства по вопросу о компенсации являются чрезмерно продолжительными, что присужденная компенсация является недостаточной или не выплачена безотлагательно, или что внутригосударственная прецедентная практика не соответствует требованиям Конвенции. Любой такой будущий пересмотр должен включать определение того, применяли ли внутригосударственные органы власти Закон о компенсации способом, соответствующим "пилотному" постановлению и стандартам Конвенции в целом (пункт 120 решения).