Срок действия документа ограничен 1 марта 2030 года.

III. Содержание судовых ходов

34. Содержание судовых ходов должно обеспечивать безопасность судоходства. Работы по содержанию судовых ходов осуществляют администрации в соответствии с установленной категорией внутренних водных путей:

на участках внутренних водных путей первой, второй и третьей категорий проводятся все виды путевых работ, работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов;

на участках внутренних водных путей четвертой, пятой и шестой категорий проводятся тральные, дноочистительные, изыскательские работы, а также работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов;

на участках внутренних водных путей седьмой категории проводится обследование, в процессе проведения которого выявляются участки, на которых необходимо проведение изыскательских работ, в случаях:

необходимости обновления государственных навигационных карт внутренних водных путей;

планирования изменения категории участка внутреннего водного пути;

изменения гидрологического режима вследствие строительства, добычи общераспространенных полезных ископаемых, которые оказывают влияние на местоположение судового хода;

снижения уровней воды при одинаковых расходах воды.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.05.2023 N 188)

(см. текст в предыдущей редакции)

35. На внутренних водных путях для содержания судовых ходов администрации проводят путевые работы, в том числе дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов <18>.

--------------------------------

<18> Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2019, N 31, ст. 4453).

36. Путевые работы выполняет администрация соответствующего бассейна внутренних водных путей.

37. Дноуглубительные работы должны выполняться в целях углубления, расширения, создания, спрямления судовых ходов, корректировки местоположения судовых ходов со складированием извлекаемого грунта в русле реки и (или) на береговой полосе.

38. Для обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов в течение навигации проводятся дноуглубительные работы (далее - эксплуатационные дноуглубительные работы).

При создании нового судового хода дноуглубительные работы проводятся на основании проектов производства дноуглубительных работ (далее - капитальные дноуглубительные работы).

39. Эксплуатационные дноуглубительные работы проводятся на судоходных каналах, подходных каналах судоходных шлюзов, а также на тех участках судовых ходов, где в результате сезонных изменений реки глубина и (или) ширина на судовом ходу и (или) радиус закругления судового хода меньше гарантированных по результатам изыскательских работ.

40. Выправительные работы должны выполняться в целях возведения струенаправляющих и отклоняющих дамб <19>, запруд, полузапруд, а также подводных сооружений, созданных в результате проведения дноуглубительных работ.

--------------------------------

<19> Приказ Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. N 499 "Об утверждении формы представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2020 г., регистрационный N 61879). В соответствии с пунктом 2 приказа Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. N 499 данный акт действует до 1 января 2027 г.

(сноска в ред. Приказа Минтранса России от 25.05.2023 N 188)

(см. текст в предыдущей редакции)

41. С целью обеспечения устойчивого местоположения судового хода, защиты берега от волновых воздействий при прохождении судов по судовому ходу возводятся струенаправляющие, отклоняющие сооружения, запруды, полузапруды, а также подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ (далее - выправительные сооружения).

42. На каждое выправительное сооружение администрации соответствующих бассейнов оформляют паспорт сооружения.

43. Администрация осуществляет систематическое наблюдение за техническим состоянием выправительных сооружений в течение навигации и ежегодно, после прохождения весеннего половодья, определяет их текущее состояние, эффективность действия сооружений, состав и объемы необходимых работ по их текущему и капитальному ремонту.

44. Дноочистительные работы должны выполняться в целях очистки судового хода и примыкающей к нему части русла от предметов, представляющих опасность для судоходства.

45. На основании результатов траления и промеров глубин проводятся дноочистительные работы.

46. Тральные работы должны выполняться в целях проверки чистоты и габаритов судовых ходов, обнаружения подводных препятствий, представляющих опасность для судов и подлежащих ограждению и удалению.

47. Траление и промеры глубин на судовом ходу должны проводиться в соответствии с требованиями технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта <20>.

--------------------------------

<20> Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 34, ст. 4476; 2018, N 23, ст. 3295).

48. Проверка чистоты (обнаружение подводных препятствий, представляющих опасность для судов и подлежащих ограждению и удалению) судовых ходов, подходов к причалам, подходных каналов судоходных шлюзов и камер шлюзов в донной части и в районе порога, участков в районе ворот и швартовых рымов, а также по всей полезной ширине и длине камер шлюза должна обеспечиваться путем их регулярного траления.

49. Администрации должны обеспечивать ежесуточное фиксирование данных о фактических габаритах судовых ходов и оперативное устранение выявленных отклонений от гарантированных.

50. Траление по всей ширине судового хода с запасом в обе стороны от кромок судового хода (далее - сплошное траление), за исключением плесовых участков, должно проводиться:

перед установкой средств навигационного оборудования;

после окончания ледохода на реках и каналах, где в начале навигации нет паводка;

после очищения судовых ходов ото льда - в озерной части водохранилищ;

после спада паводка и окончания ледохода на реках, в речной и озерно-речной частях водохранилищ, где есть паводок.

Сплошное траление не проводится после спада паводка и установления глубин, в 1,5 раза превышающих наибольшую осадку судов.

51. Между сплошными тралениями проводятся локальные тральные работы на всех перекатах, порогах, подходах к причалам и на участках, где имеется сильный размыв берегов, а также на участках, где происходит засорение судового хода такелажем, бревнами и другими предметами (далее - местное траление).

52. Дополнительно местное траление производится после окончания дноуглубительных и дноочистительных работ.

53. В случаях потери судами и (или) плавучими объектами якоря, лота, винта или другого предмета, представляющего угрозу для судоходства, а также в случае транспортного происшествия с судном или другим плавучим объектом на участке судового хода выполняется аварийное траление.

54. При не обнаружении утерянного на судовом ходу предмета, представляющего опасность для судоходства, аварийное траление проводится на гарантированную глубину:

на перекатах - в границах судового хода, обозначенных плавучими средствами навигационного оборудования;

на участках, где кромки судового хода не обозначены плавучими средствами навигационного оборудования или ограждена только одна кромка:

1) на судовых ходах с гарантированной глубиной 2,5 м и более - в полосе, равной тройной гарантированной ширине;

2) на судовых ходах с гарантированными глубинами от 1,5 до 2,5 метра - в полосе, равной двойной гарантированной ширине;

3) на судовых ходах с гарантированными глубинами от 0,7 до 1,5 метра - в полосе, равной полуторной гарантированной ширине;

4) на судовых ходах с гарантированными глубинами менее 0,7 м - в полосе, равной ширине судового хода.

55. Обнаруженное в процессе траления подводное препятствие должно извлекаться либо ограждаться соответствующими средствами навигационного оборудования для последующего извлечения после окончания траления.

56. При проведении изыскательских работ выполняются промеры глубин и съемка береговой полосы (далее - русловая съемка), геодезические и топографические работы, а также проводятся работы по изучению и анализу изменения гидрологического режима и русловых переформирований (далее - гидрологические работы).

57. Изыскательские работы выполняются администрациями в целях:

обследования состояния судового хода в начале навигации для выявления участков с габаритами, которые не соответствуют гарантированным, и определения очередности проведения путевых работ;

проектирования, планирования и определения объемов выполненных путевых работ, а также их эффективности (первичные, повторные и контрольные русловые съемки с промерами глубин);

создания и поддержания в исправном состоянии постоянной планово-высотной опорной сети (геодезические, топографические, гидрологические и гидрографические работы);

составления схем дноуглубительных прорезей, планов выправительных сооружений, детальных планов перекатов, продольных профилей свободной поверхности воды, схем судовых ходов, альбомов планов участков водных путей и карт внутренних водных путей (полевые и камеральные работы).

58. Состав, объемы и периодичность изыскательских работ на внутренних водных путях должны обеспечивать безопасность судоходства и выявлять необходимость проведения и объемы других видов путевых работ.

59. Русловые съемки проводятся администрациями:

после прохождения весеннего паводка (первичная русловая съемка);

после проведения дноуглубительных или выправительных работ (контрольная русловая съемка);

при изменении положения судового хода или его части, а также при необходимости дополнительного контроля устойчивости судового хода (повторная русловая съемка).

60. В состав гидрологических работ входят:

наблюдение за колебаниями уровней воды с обустройством гидрологических (водомерных) постов;

наблюдение за направлением струй и скоростями течения;

определение расходов воды;

изучение гранулометрического состава русловых наносов;

определение уклонов водной поверхности;

определение стоков руслоформирующих наносов и отложений.

61. На участках судовых ходов, где ограничены гарантированные габариты судовых ходов, для обеспечения контроля за фактическими глубинами администрациями устанавливаются временные уровенные посты.

Показания фактических уровней воды по временным уровенным постам снимаются ежесуточно в восемь часов утра местного времени, начиная с даты очищения судового хода ото льда до наступления ледостава, а также в начале и конце промеров глубин, и при выполнении гидрологических исследований. В периоды резкого снижения или подъема уровней воды на судовых ходах (более 0,1 м в сутки) фактические уровни воды определяются не менее трех раз в сутки через одинаковые интервалы времени.

62. Рекомендуемый состав выполняемых на внутренних водных путях изыскательских работ приведен в приложении к настоящему приказу.