<Письмо> Росавиации от 10.06.2020 N Исх-24457/02 "Информация по безопасности полетов N 6"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 10 июня 2020 г. N Исх-24457/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 6 <1>

--------------------------------

<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.

В 2020 году произошло два инцидента, связанных с перевозкой грузов на внешней подвеске:

18.05.2020 в районе посадочной площадки "Ротор-681" (95 км юго-западнее аэродрома Толька (Ямало-Ненецкий автономный округ)) с вертолетом Ми-26Т RA-06031. Выполнялся полет по перевозке на внешней подвеске буровых труб массой 14 тонн. В процессе захода на посадку с целью отцепки внешней подвески произошло открытие замка внешней подвески, вследствие чего груз упал в лесной массив.

04.06.2020 в районе посадочной площадке "Ротор 542/300" (район Талакана (Республика Саха (Якутия)) с вертолетом Ми-26Т RA-06255. Выполнялся полет по перевозке на внешней подвеске трактора массой 19 тонн. По предварительным данным, после подъема внешней подвески и начала разгона скорости, на высоте 40 метров, произошел обрыв строп заказчика и падение груза на землю.

Проводится расследование инцидентов.

Требования по подготовке к перевозке грузов на внешней подвеске включены в Инструкции для наземной бригады, обеспечивающей подготовку грузов для транспортировки их на внешней подвеске, которая является приложением к РЛЭ вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-8АМТ, Ми-171, Ми-26.

Дополнительно рекомендации по подготовке к перевозке грузов на внешней подвеске содержатся в следующих документах:

- Инструкция по транспортированию грузов на внешней подвеске вертолетов от 08.01.2004 N КР-2-р;

- Правила подготовки стропов и грузов заказчиком для транспортирования грузов на внешней подвеске вертолетов от 17.06.1988 N 26.1.7-498.

Кроме отказов системы внешней подвески вертолета и ошибок экипажа ВС отмечается повторяемость инцидентов вследствие недостатков и нарушений со стороны заказчика перевозки груза на внешней подвеске. По результатам расследований инцидентов, связанных с деятельностью заказчика воздушной перевозки, отмечались следующие опасные факторы (в скобках указаны учетные номера материалов расследований в АМРИПП Росавиации (категория "EXTL" (события, связанные с внешней подвеской)):

1) Неправильная, ненадежная фиксация и крепление груза, приводящие к разрушению узлов крепления на грузе, смещению или перетиранию строп. Например:

09.05.2012 с вертолетом Ми-8Т RA-25139 (уч. N 122583), обрыв одной из двух проушин для транспортировки груза;

15.07.2016 с вертолетом Ми-8АМТ RA-22494 (уч. N 163922), при подборе груза с земли смещение скобы паука на предохранительный язык крюка;

15.07.2016 с вертолетом Ми-8Т RA-24726 (уч. N 163924), неправильная строповка груза, приведшая к перетиранию троса;

14.11.2019 с вертолетом Ми-8АМТ RA-22730 (уч. N 196344), неправильная строповка груза, приведшая к перетиранию троса;

2) Использование заказчиком некондиционных строп. Например:

27.07.2018 с вертолетом Ми-8АМТ RA-22435 (уч. N 184143), разрушение некачественно прошитых текстильных строп грузовой сетки;

28.05.2019 с вертолетом Ми-8АМТ RA-22485 (уч. N 192947), использование строп с просроченными датами испытаний.

3) Предоставление недостоверных сведений о массе груза, перевозимого на внешней подвеске. Например:

29.08.2017 с вертолетом Ми-26 RA-06292 (уч. N 174807), столкновение груза на внешней подвеске с препятствиями из-за превышения максимальной допустимой взлетной массы;

02.07.2019 с вертолетом Ми-8АМТ RA-22216 (уч. N 193642), обрыв внешней подвески.

4) Невозможность оперативного взаимодействия экипажа ВС и наземной бригады при подъеме груза. Например:

14.11.2019 с вертолетом Ми-26 RA-06268 (уч. N 196347), позднее обнаружение нештатного подъема груза.

Предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до эксплуатантов вертолетов.

2. Руководителям организаций гражданской авиации:

2.1. Довести настоящую информацию до летных экипажей вертолетов и подразделений, обеспечивающих согласование с заказчиками воздушных перевозок технических условий организации и обеспечения перевозок.

2.2. В рамках системы управления безопасностью полетов, совместно с представителями заказчика, установить факторы опасности, оценить риски и по результатам определить целесообразность принятия корректирующих мероприятий по вопросам организаций подготовки специалистов заказчика для выполнения полетов при транспортировании грузов различного вида на внешней подвеске.

2.3. На специальных занятиях совместно с представителями заказчика, повторно изучить документы, регламентирующие ответственность исполнителя и заказчика работ за обеспечение безопасной перевозки вертолетами груза на внешней подвеске, в том числе:

а) порядок контроля готовности грузов к транспортировке их на внешней подвеске вертолета;

б) порядок подготовки членов наземных бригад и их функциональных обязанностей.

2.4. При подготовке к перевозке грузов на внешней подвеске обращать внимание на наличие у заказчика работ:

а) специалистов, прошедших подготовку и знающих особенности и ограничения перевозки грузов на внешней подвеске вертолетов, в том числе порядок взаимодействия с экипажем ВС (радио и визуальная связь); технологию использования строп и средств фиксации (закрепления) строповочных тросов в зависимости от характеристик перевозимого груза; контроль натяжения тросов и поведения груза при его подъеме; меры безопасности при подцепке, перемещении и отцепке груза;

б) технологий работ, оборудования и документации, необходимых для подготовки груза к его перевозке на внешней подвеске, учитывающих требования и ограничения руководства по летной эксплуатации вертолета;

в) задокументированных процедур контроля исправности строп и грузозахватных приспособлений.

Начальник Управления инспекции

по безопасности полетов

С.С.МАСТЕРОВ