2. Сдвиг ветра

2. Сдвиг ветра.

1) 27.06.2010 в аэропорту Саратов произошел серьезный инцидент с самолетом Як-42Д RA-42356.

На момент посадки на аэродроме Саратов действовало штормовое предупреждение о грозе и шквале до 20 м/с.

В процессе предпосадочной подготовки экипаж самолета получил информацию АТИС с данными о ветре у земли: 140° 7 м/с, порывы до 10 м/с. В процессе снижения диспетчер сообщил об изменении информации АТИС и данных о ветре: 150° 15 м/с, порывы 20 м/с. Однако экипаж самолета новую информацию о ветре не проанализировал.

При снижении по глиссаде, для выдерживания расчетной скорости (менялась более чем на 15 км/ч), требовалось изменение режима работы двигателей от полетного малого газа до номинального, однако решение об уходе на второй круг принято не было. Перед выравниванием, из-за изменения ветра, за 5 секунд приборная скорость самолета уменьшилась с 242 км/ч до 174 км/ч с ростом вертикальной скорости до 5,5 м/с. Командир самолета отклонением штурвала "на себя" вывел самолет на большие углы атаки со срабатыванием предупреждающей сигнализации. Самолет, продолжая снижаться с увеличением правого крена, грубо приземлился с вертикальной скоростью 2,8 м/с на правую опору шасси и коснулся ВПП законцовкой правого полукрыла.

Материалы расследования серьезного инцидента и видео-реконструкция посадки размещены в АМРИПП Росавиации (учетный N 103545).

2) 01.09.2018 при посадке на аэродроме Адлер (Сочи) произошла авария самолета Боинг-737-800 VQ-BJI.

Посадка выполнялась в условиях грозы, сильного ливневого дождя и сдвига ветра.

На высоте 340 метров произошло срабатывание сигнализации: "Monitor radar display", а через 5 секунд на высоте 320 метров: "Go around. Windshear ahead". Несмотря на предупреждающую речевую информацию о наличии впереди сдвига ветра, экипаж самолета продолжил снижение.

При достижении высоты 300 метров самолет был нестабилизирован по значениям приборной скорости. Из-за существенных изменений направления и скорости ветра автомат тяги, стремясь выдержать заданную скорость, изменял режим работы двигателей в диапазоне от 30 до 90% от номинала тяги.

На высоте около 145 метров в кабине экипажа прозвучали звуковая сигнализация и троекратное сообщение: "Windshear", свидетельствующие о попадании самолета в зону сдвига ветра. При прохождении данной речевой информации экипаж должен был выполнить либо маневр выхода из сдвига ветра, либо стандартный уход на второй круг.

В дальнейшем самолет приземлился на удалении 1285 метров от входного ВПП, выкатился за ее пределы и столкнулся с препятствиями.

Отчет по результатам расследования аварии размещен на официальном сайте МАК в сети Интернет.

Приказ Росавиации о реализации мероприятий по результатам расследования аварии размещен в АМРИПП Росавиации.

3) 30.05.2019 в аэропорту Котлас произошел инцидент с самолетом Hawker-750 VQ-BBS.

Прогнозом на посадку предусматривались: временами ветер неустойчивый 19 м/с, видимость 500 метров, сильная гроза с дождем, облачность значительная кучево-дождевая, нижняя граница высотой 60 метров.

При первом заходе на посадку произошло срабатывание звуковой и световой (красного цвета) сигнализации о сдвиге ветра "Windshear Warning". Экипаж самолета выполнил уход на второй круг с высоты, примерно, 140 метров.

При втором заходе на посадку ДПРМ был пройден на высоте 360 метров, что на 165 метров выше потребной. Снижение до высоты 150 метров происходило с вертикальной скоростью 1900 - 2000 футов в минуту. Несмотря на то, что параметры захода на посадку по высоте и вертикальной скорости не соответствовали критериям стабилизированного захода на посадку, снижение было продолжено.

За 20 секунд до посадки произошло срабатывание предупреждающей сигнализации (желтого цвета) о сдвиге ветра "Windshear Caution" длительностью 10 секунд. Снижение было продолжено. В условиях нисходящего потока воздуха за 6 секунд до посадки вертикальная скорость снижения составила 1240 футов в минуту. Посадка была произведена с перегрузкой 2,28 ед. (за 1 секунду до приземления вертикальная скорость составляла 620 футов в минуту).

После первого и второго захода на посадку экипаж самолета не передавал диспетчеру информацию о попадании в условия сдвига ветра, как это требуется пунктом 3.117 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации".

Материалы расследования инцидента размещены в АМРИПП Росавиации (учетный N 192987).