2. Сдвиг ветра

2. Сдвиг ветра.

Пункты 3.50 и 3.89 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - ФАП-128) запрещают выполнение взлетов и посадок при наличии информации о сильном дожде и метеорологической видимости менее 600 метров без использования бортового радиолокатора и системы заблаговременного предупреждения о сдвиге ветра. Пункт 3.117 ФАП-128 требует от экипажа, как только станет возможным, информировать орган ОВД о попадании воздушного судна в зону опасных для полета метеорологических явлений.

Следует обратить внимание на то, что сдвиг ветра - это явление, которое в настоящее время не может достаточно хорошо наблюдаться с земли и единственным доказательством его наличия в большинстве случаев служат данные наблюдений с борта воздушных судов (раздел 5.6 Приложения 3 "Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации" к Конвенции о международной гражданской авиации). Поэтому пункты 39 и 41 Федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" предусматривают необходимость проведения с борта воздушного судна наблюдений и передачи органу ОВД информации о слабом, умеренном, сильном, очень сильном сдвиге ветра.

В соответствии с пунктом 60 Федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" предупреждения о сдвиге ветра должны выпускаться аэродромным метеорологическим органом и содержать краткую информацию о наблюдаемом или ожидаемом сдвиге ветра, который может представлять опасность на конечном этапе захода на посадку или при взлете в слое до 500 метров включительно над уровнем порога ВПП или на этапах разбега (при взлете), или пробега (при посадке).

Соблюдение указанных выше требований членами экипажа воздушного судна, диспетчерами органов ОВД и специалистами по метеорологическому обеспечению полетов, позволяет снижать риск событий, приводящих к авиационным происшествиям и инцидентам, связанным с потерей управления в полете, грубым приземлением, посадкой до ВПП или выкатыванием за пределы ВПП. В приложении к настоящей информации приведены примеры событий, связанных с выполнением и обеспечением полетов в условиях грозовой деятельности и сдвига ветра.

Эксплуатантам также следует обратить внимание на требования и рекомендации разработчиков воздушных судов по действиям и особенностям пилотирования воздушного судна в условиях болтанки и сдвига ветра, в том числе при отключении системы автоматического управления и переходе на ручное пилотирование на больших высотах полета. В условиях грозовой деятельности, возникшей сложной ситуацией и связанного с этим перехода на ручное пилотирование при полете на большой высоте произошли, например, катастрофа самолета Ту-154М RA-85185 22.08.2006 в районе Донецка (Украина) <2>, катастрофа самолета A-330 F-GZCP 01.06.2009 над Атлантическим океаном <3>.

--------------------------------

<2> Информация о результатах расследования размещена на официальном сайте МАК в сети Интернет по адресу: https://mak-iac.org/upload/iblock/9a7/Tu-154M_22-08-2006.pdf.

<3> Информация о результатах расследования размещена на официальном сайте BEA в сети Интернет по адресу: https://www.bea.aero/en/investigation-reports/notified-events/detail/event/accident-to-the-airbus-a330-203-registered-f-gzcp-and-operated-by-air-france-occured-on-06012009-i/.

В целях надлежащей подготовки членов летных экипажей к выполнению полетов в условиях сдвига ветра пунктом 5.84 ФАП-128 предусмотрена разработка эксплуатантом программы подготовки членов летных экипажей, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей. Требованиями подпункта "е" пункта 5.84 ФАП-128 предусмотрена не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическая подготовка к выполнению полетов в условиях сдвига ветра, включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку.

С целью выработки и поддержания навыков ручного пилотирования воздушного судна эксплуатанту следует по результатам оценки рисков определять в руководстве по производству полетов нормы и этапы ручного пилотирования воздушного судна членами летного экипажа при выполнении производственных полетов.

Согласно части "б" пункта 5.87 ФАП-128 требования относительно летной подготовки на конкретном типе воздушного судна считаются выполненными, если проводилась через определенное время проверка уровня подготовки, предусмотренная в пункте 5.95 ФАП-128, на данном типе воздушного судна. В соответствии с пунктом 5.95 ФАП-128 эксплуатант обеспечивает проведение проверок техники пилотирования и умения действовать в аварийной обстановке, которые выявляют фактическую подготовленность пилотов выполнять полеты на воздушном судне каждого типа или его модификации. В случаях, если полеты выполняются по ППП, эксплуатант обеспечивает демонстрацию умения пилотов выполнять такие полеты назначенному им пилоту.

Указанные проверки должны осуществляться дважды в течение последовательных 12 месяцев с интервалом не менее 120 дней.

Данные требования пунктов ФАП-128 проверяются при проведении плановых (инспекционных) проверок базовых объектов эксплуатанта при подтверждении его соответствия требованиям федеральных авиационных правил, в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил". Для этих целей используются контрольные карты раздела 2-ОЛР N 2.3.13 и 2.11.2.3 приложения N 1 к "Методическим рекомендациям по порядку проведения проверок эксплуатантов (заявителей), осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, и применению автоматизированной системы электронных контрольных карт", утвержденных Росавиацией 27.12.2018:

контрольная карта N 2.3.13: эксплуатант предусматривает в РПП подробные сведения о программе теоретической подготовки к выполнению полетов в условиях сдвига ветра, включая сдачу экзамена, и тренировки на летном тренажере, включая проверку, которые должны выполняться не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев (пункт 5.84 (е) ФАП-128).

контрольная карта N 2.11.2.3: эксплуатант устанавливает, что при наличии информации о сильном дожде и метеорологической видимости менее 600 м без использования бортового радиолокатора и системы заблаговременного предупреждения о сдвиге ветра не допускается выполнение взлета и/или посадки. Запрещается выполнение посадки при наличии информации о сильном дожде и метеорологической видимости менее 600 м без использования бортового радиолокатора и системы заблаговременного предупреждения о сдвиге ветра (пункты 3.50, 3.89 ФАП-128).

Предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. довести настоящую информацию до подконтрольных эксплуатантов воздушных судов и организаций гражданской авиации.

1.2. Обратить внимание подчиненных специалистов, привлекаемых к проведению проверок в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", содержащиеся в настоящей информации по безопасности полетов ссылки на требования нормативных документов. Обеспечить контроль их соблюдения в ходе плановых и внеплановых инспекционных проверок, в том числе с учетом факторов опасности, приводивших или способствовавших авиационным происшествиям и инцидентам, связанным с полетами в условиях грозовой деятельности и сдвига ветра.

2. Рекомендовать руководителям организаций и эксплуатантов гражданских воздушных судов:

2.1. Обратить внимание руководителей соответствующих структурных подразделений на использованные в настоящей информации по безопасности полетов ссылки на требования нормативных правовых актов Российской Федерации, направленные на обеспечение безопасности полетов в условиях грозовой деятельности и сдвига ветра.

2.2. использовать настоящую информацию при проведении занятий с членами летных экипажей воздушных судов, специалистами органов ОВД и специалистами по метеорологическому обеспечению полетов.

О.Г.СТОРЧЕВОЙ