Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Примеры существенных изменений (АП-25)

Пример

Описание изменения

Изменяется общая конфигурация изделия АТ?

Изменяются принципы изготовления?

Допущения, использованные для сертификации базовой типовой конструкции, не действительны?

Примечания

1.

Сокращение количества летного состава (в связи с обновлением кабины экипажа).

Нет

Нет

Да

Обширные изменения в авионике и системах ВС. Влияние на загруженность летного экипажа и человеческий фактор, летное свидетельство пилота.

2.

Изменение самолета с целью добавления сертификации полетов в условиях обледенения посредством добавления систем обнаружения обледенения и защиты от обледенения.

Да

Нет

Да

Новый эксплуатационный диапазон ВС. Требуется масштабная установка новых систем и оценка ВС. Изменяется эксплуатационный диапазон.

3.

Конвертация пассажирского или грузо-пассажирского в полностью грузовой, включая грузовой люк, перепроектированную конструкцию пола и сетку или жесткий барьер на 9g.

Да

Нет

Да

Обширные изменения планера, влияющие на пути передачи нагрузок, аэроупругие характеристики, связанные с ВС системы противопожарной защиты и т.д. Конструктивные положения меняются с пассажирских на грузовые.

4.

Конвертация из грузовой конфигурации в пассажирскую

Да

Нет

Да

Полностью новые нагрузки на пол и его конструкция. Перераспределение внутренних нагрузок, изменение сертификационных спецификаций безопасности кабины, изменения систем.

5.

Увеличение давления в кабине более чем на 10%.

Нет

Нет

Да

Изменение перепада рабочего давления в кабине более чем на 10% является существенным изменением, поскольку требует значительных изменений планера, влияющих на пути передачи нагрузок, оценку усталостной прочности или аэроупругие характеристики, что делает недействительными сертификационные положения.

6.

Добавление предкрылков.

Да

Нет

Да

Добавление предкрылков является существенным изменением, так как требует значительных изменений в конструкции крыла, добавляет системы ВС и требует нового ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик.

7.

Удлинение или укорачивание фюзеляжа в зоне кабины или герметичной конструкции.

Да

Нет

Да

Ведет к изменениям интерьера кабины, поскольку изменение длины кабины влияет на безопасность пассажиров. Даже если новый интерьер кабины не включен в изменение на уровне продукта, функциональный эффект фюзеляжной вставки влияет на безопасность пассажиров (например, динамическая среда при аварийной посадке, аварийная эвакуация и т.д.), и, следовательно, интерьер кабины становится затронутой зоной.

8.

Обширная конструктивная доработка планера, такая как установка большого телескопа с большим отверстием в фюзеляже.

Да

Нет

Нет

Такие типы конструктивных доработок являются существенными, поскольку они требуют значительных изменений в конструкции фюзеляжа, влияют на системы ВС и требуют нового ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик.

9.

Изменение количества осей или стоек шасси в связи с изменением, влекущим изменение веса самолета.

Да

Нет

Нет

Этот тип изменения шасси при увеличении веса является существенным, поскольку он требует изменений в конструкции ВС, влияет на системы ВС и требует изменений ЛР/РЛЭ, которые нарушают сертификационные положения.

10.

Основная конструкция изменяется с металлической на композитную.

Нет

Да

Нет

Изменение принципов конструирования и разработки по сравнению с традиционными практиками.

11.

Увеличение расчетного веса более чем на 10%.

Нет

Нет

Да

Увеличение расчетного веса более чем на 10% приводит к существенному увеличению расчетной нагрузки, что нарушает положения, использованные при сертификации, требуя переоценки конструкции ВС, характеристик ВС и летных качеств и связанных с ними систем.

12.

Установка винглетов, модификация существующих винглетов или другие изменения в конструкции законцовки крыла.

Нет

Да

Нет

Является существенным, если требует значительных изменений в конструкции крыла или системах ВС, или если требуется новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик. Также может повлиять на крыльевые топливные баки, включая молниезащиту топливного бака, предотвращение появления источника возгорания в топливном баке и его воспламеняемость.

13.

Изменение размаха крыла, его хорды или стреловидности

Да

Нет

Да

Является существенным, если требует значительных изменений в конструкции крыла или системах ВС, или если требуется новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик. Также может повлиять на крыльевые топливные баки, включая молниезащиту топливного бака, предотвращение появления источника возгорания в топливном баке и его воспламеняемость.

14.

Изменение типа или количества аварийных выходов или увеличение одобренного максимального количества пассажиров.

Да

Нет

Да

-

15.

Глубокое обновление авионики, которое изменяет отдельную систему авионики на комплексную систему авионики с высокой степенью интеграции.

Нет

Нет

Да

Это изменение относится к системам авионики, которые передают выходные данные на индикаторы, а не к самим индикаторам.

16.

Модернизация авионики, которая изменяет метод ввода для летного экипажа на тот, что не рассматривался во время первоначальной сертификации.

Нет

Нет

Да

Изменение, включающее технологию сенсорного экрана, обычно не нарушает положения, использованные при сертификации. Изменение, включающее голосовое управление или другой новый интерфейс человек-машина, скорее всего, нарушит положения, использованные при сертификации.

17.

Замена основных органов управления на электродистанционные (fly-by-wire). (Некоторые самолеты имеют некоторую степень электродистанционного управления. Переход на полное электродистанционное управление может быть несущественным изменением на некоторых самолетах.)

Нет

Нет

Да

Когда степень изменения настолько велика, что влияет на интеграцию базовых систем ВС и концепцию и философию архитектуры. Это ведет к полному пересмотру рабочей нагрузки летного экипажа, пилотажных качеств и оценки характеристик, которые отличаются от исходных конструктивных положений.

18.

Замена поршневых двигателей на турбовинтовые.

Да

Нет

Нет

Требуются обширные изменения в конструкции планера, добавление систем ВС и новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик.

19.

Увеличение максимально продолжительной или взлетной тяги или мощности более чем на 10% или увеличение диаметра мотогондолы турбовентиляторных двигателей.

Нет

Нет

Да

Увеличение тяги или мощности более чем на 10% является существенным изменением, поскольку оно оказывает заметное влияние на характеристики ВС и летные качества или требует повторного пересмотра установки двигателя. Увеличение диаметра гондолы в результате увеличения степени двухконтурности является существенным изменением, поскольку оно приводит к влиянию на характеристики ВС и летные качества на уровне планера. Однако небольшое увеличение диаметра гондолы не будет иметь такого влияния на уровне планера и не будет считаться существенным изменением.

20.

Первичная установка системы автоматической посадки.

Нет

Нет

Да

Базовый самолет не предназначен для полетов с автоматической посадкой, потенциальные проблемы с рабочей загрузкой экипажа и совместимостью систем.

21.

Установка нового топливного бака, например установка дополнительного топливного бака в грузовом отсеке или установка дополнительного топливного бака, который преобразует "сухой" отсек в топливный бак (например, в горизонтальном стабилизаторе).

Нет

Нет

Да

Требуются изменения планера, систем и ЛР/РЛЭ. Приводит к изменениям летных характеристик. Такие изменения обычно влияют на молниезащиту топливного бака, предотвращение появления источника возгорания в топливном баке и его воспламеняемость.

22.

Установка грузового люка основной кабины.

Да

Нет

Нет

Перераспределение внутренних нагрузок, изменение аэроупругих характеристик, изменения систем.

23.

Расширение эксплуатационного диапазона ВС. <*>

Нет

Нет

Да <*>

<*> - Некоторые изменения могут считаться "несущественными" в зависимости от степени расширения.

Расширение эксплуатационных возможностей является существенным изменением (например, увеличение ограничения максимальной высоты, одобрение полетов в условиях обледенения или увеличение ограничений скорости полета).

24.

Замена пола с пассажирского на грузовой.

Да

Нет

Да

Полностью новые нагрузки на пол и конструкция пола. Перераспределение внутренних нагрузок, изменение сертификационных спецификаций безопасности кабины, изменения систем. Если устанавливается погрузочно-разгрузочная система, это будет связанное изменение.

25.

Первичная установка ВСУ необходимой для полета.

Нет

Нет

Да

Изменения сертификационных спецификаций аварийного электропитания, изменения в ЛР/РЛЭ и эксплуатационных характеристиках.

26.

Изменение тормозов с гидравлическим приводом на тормоза с электрическим приводом.

Нет

Нет

Да

Изменяются сертификационные положения о характеристиках самолета

27.

Установка реверса тяги двигателя.

Да

Нет

Да

28.

Запрос на одобрение типовой конструкции для полетов увеличенной дальности (ETOPS) для:

(a) самолетов без существующего одобрения ETOPS и

(b) продления времени полета.

Нет

Нет

Да

Расширение до возможности полетов по ETOPS, как правило, является существенным изменением. Однако, увеличение времени полета до продолжительности, для которой ВС было изначально разработано, обычно не является существенным изменением. В этом случае положения, использованные при сертификации базовой конструкции, остаются в силе, и ее результаты могут использоваться для зачета изменений с предсказуемыми эффектами или могут быть продемонстрированы без значительных физических изменений конструкции.

29.

Установка двигателя с FADEC на самолете, на котором ранее не было двигателя с FADEC.

Нет

Нет

Да

Переход от двигателя с механическим управлением к двигателю с FADEC может быть настолько обширным, что повлияет на концепции и философию интеграции и архитектуры базовых систем ВС. Это ведет к полному пересмотру рабочей загрузки экипажа, летных качеств и оценки характеристик, которые отличаются от исходных конструктивных положений.