Пример
|
Описание изменения
|
Изменяется общая конфигурация изделия АТ?
|
Изменяются принципы изготовления?
|
Допущения, использованные для сертификации базовой типовой конструкции, не действительны?
|
Примечания
|
1.
|
Сокращение количества летного состава (в связи с обновлением кабины экипажа).
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Обширные изменения в авионике и системах ВС. Влияние на загруженность летного экипажа и человеческий фактор, летное свидетельство пилота.
|
2.
|
Изменение самолета с целью добавления сертификации полетов в условиях обледенения посредством добавления систем обнаружения обледенения и защиты от обледенения.
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Новый эксплуатационный диапазон ВС. Требуется масштабная установка новых систем и оценка ВС. Изменяется эксплуатационный диапазон.
|
3.
|
Конвертация пассажирского или грузо-пассажирского в полностью грузовой, включая грузовой люк, перепроектированную конструкцию пола и сетку или жесткий барьер на 9g.
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Обширные изменения планера, влияющие на пути передачи нагрузок, аэроупругие характеристики, связанные с ВС системы противопожарной защиты и т.д. Конструктивные положения меняются с пассажирских на грузовые.
|
4.
|
Конвертация из грузовой конфигурации в пассажирскую
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Полностью новые нагрузки на пол и его конструкция. Перераспределение внутренних нагрузок, изменение сертификационных спецификаций безопасности кабины, изменения систем.
|
5.
|
Увеличение давления в кабине более чем на 10%.
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Изменение перепада рабочего давления в кабине более чем на 10% является существенным изменением, поскольку требует значительных изменений планера, влияющих на пути передачи нагрузок, оценку усталостной прочности или аэроупругие характеристики, что делает недействительными сертификационные положения.
|
6.
|
Добавление предкрылков.
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Добавление предкрылков является существенным изменением, так как требует значительных изменений в конструкции крыла, добавляет системы ВС и требует нового ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик.
|
7.
|
Удлинение или укорачивание фюзеляжа в зоне кабины или герметичной конструкции.
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Ведет к изменениям интерьера кабины, поскольку изменение длины кабины влияет на безопасность пассажиров. Даже если новый интерьер кабины не включен в изменение на уровне продукта, функциональный эффект фюзеляжной вставки влияет на безопасность пассажиров (например, динамическая среда при аварийной посадке, аварийная эвакуация и т.д.), и, следовательно, интерьер кабины становится затронутой зоной.
|
8.
|
Обширная конструктивная доработка планера, такая как установка большого телескопа с большим отверстием в фюзеляже.
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Такие типы конструктивных доработок являются существенными, поскольку они требуют значительных изменений в конструкции фюзеляжа, влияют на системы ВС и требуют нового ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик.
|
9.
|
Изменение количества осей или стоек шасси в связи с изменением, влекущим изменение веса самолета.
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Этот тип изменения шасси при увеличении веса является существенным, поскольку он требует изменений в конструкции ВС, влияет на системы ВС и требует изменений ЛР/РЛЭ, которые нарушают сертификационные положения.
|
10.
|
Основная конструкция изменяется с металлической на композитную.
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
Изменение принципов конструирования и разработки по сравнению с традиционными практиками.
|
11.
|
Увеличение расчетного веса более чем на 10%.
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Увеличение расчетного веса более чем на 10% приводит к существенному увеличению расчетной нагрузки, что нарушает положения, использованные при сертификации, требуя переоценки конструкции ВС, характеристик ВС и летных качеств и связанных с ними систем.
|
12.
|
Установка винглетов, модификация существующих винглетов или другие изменения в конструкции законцовки крыла.
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
Является существенным, если требует значительных изменений в конструкции крыла или системах ВС, или если требуется новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик. Также может повлиять на крыльевые топливные баки, включая молниезащиту топливного бака, предотвращение появления источника возгорания в топливном баке и его воспламеняемость.
|
13.
|
Изменение размаха крыла, его хорды или стреловидности
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Является существенным, если требует значительных изменений в конструкции крыла или системах ВС, или если требуется новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик. Также может повлиять на крыльевые топливные баки, включая молниезащиту топливного бака, предотвращение появления источника возгорания в топливном баке и его воспламеняемость.
|
14.
|
Изменение типа или количества аварийных выходов или увеличение одобренного максимального количества пассажиров.
|
Да
|
Нет
|
Да
|
-
|
15.
|
Глубокое обновление авионики, которое изменяет отдельную систему авионики на комплексную систему авионики с высокой степенью интеграции.
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Это изменение относится к системам авионики, которые передают выходные данные на индикаторы, а не к самим индикаторам.
|
16.
|
Модернизация авионики, которая изменяет метод ввода для летного экипажа на тот, что не рассматривался во время первоначальной сертификации.
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Изменение, включающее технологию сенсорного экрана, обычно не нарушает положения, использованные при сертификации. Изменение, включающее голосовое управление или другой новый интерфейс человек-машина, скорее всего, нарушит положения, использованные при сертификации.
|
17.
|
Замена основных органов управления на электродистанционные (fly-by-wire). (Некоторые самолеты имеют некоторую степень электродистанционного управления. Переход на полное электродистанционное управление может быть несущественным изменением на некоторых самолетах.)
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Когда степень изменения настолько велика, что влияет на интеграцию базовых систем ВС и концепцию и философию архитектуры. Это ведет к полному пересмотру рабочей нагрузки летного экипажа, пилотажных качеств и оценки характеристик, которые отличаются от исходных конструктивных положений.
|
18.
|
Замена поршневых двигателей на турбовинтовые.
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Требуются обширные изменения в конструкции планера, добавление систем ВС и новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик.
|
19.
|
Увеличение максимально продолжительной или взлетной тяги или мощности более чем на 10% или увеличение диаметра мотогондолы турбовентиляторных двигателей.
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Увеличение тяги или мощности более чем на 10% является существенным изменением, поскольку оно оказывает заметное влияние на характеристики ВС и летные качества или требует повторного пересмотра установки двигателя. Увеличение диаметра гондолы в результате увеличения степени двухконтурности является существенным изменением, поскольку оно приводит к влиянию на характеристики ВС и летные качества на уровне планера. Однако небольшое увеличение диаметра гондолы не будет иметь такого влияния на уровне планера и не будет считаться существенным изменением.
|
20.
|
Первичная установка системы автоматической посадки.
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Базовый самолет не предназначен для полетов с автоматической посадкой, потенциальные проблемы с рабочей загрузкой экипажа и совместимостью систем.
|
21.
|
Установка нового топливного бака, например установка дополнительного топливного бака в грузовом отсеке или установка дополнительного топливного бака, который преобразует "сухой" отсек в топливный бак (например, в горизонтальном стабилизаторе).
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Требуются изменения планера, систем и ЛР/РЛЭ. Приводит к изменениям летных характеристик. Такие изменения обычно влияют на молниезащиту топливного бака, предотвращение появления источника возгорания в топливном баке и его воспламеняемость.
|
22.
|
Установка грузового люка основной кабины.
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Перераспределение внутренних нагрузок, изменение аэроупругих характеристик, изменения систем.
|
23.
|
Расширение эксплуатационного диапазона ВС. <*>
|
Нет
|
Нет
|
Да <*>
<*> - Некоторые изменения могут считаться "несущественными" в зависимости от степени расширения.
|
Расширение эксплуатационных возможностей является существенным изменением (например, увеличение ограничения максимальной высоты, одобрение полетов в условиях обледенения или увеличение ограничений скорости полета).
|
24.
|
Замена пола с пассажирского на грузовой.
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Полностью новые нагрузки на пол и конструкция пола. Перераспределение внутренних нагрузок, изменение сертификационных спецификаций безопасности кабины, изменения систем. Если устанавливается погрузочно-разгрузочная система, это будет связанное изменение.
|
25.
|
Первичная установка ВСУ необходимой для полета.
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Изменения сертификационных спецификаций аварийного электропитания, изменения в ЛР/РЛЭ и эксплуатационных характеристиках.
|
26.
|
Изменение тормозов с гидравлическим приводом на тормоза с электрическим приводом.
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Изменяются сертификационные положения о характеристиках самолета
|
27.
|
Установка реверса тяги двигателя.
|
Да
|
Нет
|
Да
|
|
28.
|
Запрос на одобрение типовой конструкции для полетов увеличенной дальности (ETOPS) для:
(a) самолетов без существующего одобрения ETOPS и
(b) продления времени полета.
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Расширение до возможности полетов по ETOPS, как правило, является существенным изменением. Однако, увеличение времени полета до продолжительности, для которой ВС было изначально разработано, обычно не является существенным изменением. В этом случае положения, использованные при сертификации базовой конструкции, остаются в силе, и ее результаты могут использоваться для зачета изменений с предсказуемыми эффектами или могут быть продемонстрированы без значительных физических изменений конструкции.
|
29.
|
Установка двигателя с FADEC на самолете, на котором ранее не было двигателя с FADEC.
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Переход от двигателя с механическим управлением к двигателю с FADEC может быть настолько обширным, что повлияет на концепции и философию интеграции и архитектуры базовых систем ВС. Это ведет к полному пересмотру рабочей загрузки экипажа, летных качеств и оценки характеристик, которые отличаются от исходных конструктивных положений.
|