Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.2.2. Этап 2. Утверждение сертификационного базиса модифицированного изделия и методов оценки соответствия. Планирование сертификационных работ

3.2.2 Этап 2. Утверждение сертификационного базиса модифицированного изделия и методов оценки соответствия. Планирование сертификационных работ

Основной задачей Этапа 2 является утверждение сертификационного базиса модифицированного изделия, определение объема сертификационных работ, доказательной документации, необходимой для оформления Разработчиком, уровня вовлеченности экспертов рабочей группы и уточнение сроков сертификационных работ.

На Рис. 3-3 представлена последовательность работ на Этапе 2.

00000005.jpg

Рис. 3-3. Порядок работ на Этапе 2

На Этапе 2 рабочие группы совместно с Разработчиком должны тщательно изучить документы к заявке, представленные Разработчиком. Особое внимание необходимо уделить рассмотрению Программы сертификационных работ на получение одобрения главного изменения. Результатом ее рассмотрения является согласованная с экспертами рабочей группы и утвержденная Росавиацией программа сертификационных работ.

В случае, если модификация изделия АТ затрагивает изменения в комплектующих изделиях (например, изменение программного обеспечения), установленных ранее, или устанавливаются новые комплектующие изделия, то программа сертификационных работ должна отражать необходимый объем работ по квалификации комплектующих изделий.

При необходимости внесения изменений в программу сертификационных работ по замечаниям экспертов рабочей группы, Разработчик должен вносить изменения в программу сертификационных работ, направленную в Росавиацию вместе с заявкой, посредством выпуска очередной ревизии с отметкой измененной части относительно предыдущей ревизии. Таким образом, должна соблюдаться четкая "прослеживаемость" изменений документа.

В случае участия нескольких экспертов рабочей группы в экспертизе, замечания должны направляться Разработчику в согласованном между экспертами виде и не противоречить друг другу.

В Программе сертификационных работ должна быть кратко представлена информация о планируемых Разработчиком сертификационных работах с указанием методов оценки соответствия (далее - МОС). Допускается указание МОС в виде ссылок на другие документы (рекомендательные циркуляры, методики и т.д.).

Степень вовлеченности экспертов рабочих групп может быть следующая:

- согласование программ испытаний и/или доказательной документации - (с.);

- непосредственное участие в испытаниях (или в дефектации по результатам испытаний) - (уч.);

- утверждение программ испытаний и/или доказательной документации Росавиацией - (утв.);

- не участвует (делегировано службе сертификации Разработчика, инженерным представителям и/или независимой инспекции Разработчика) - (-).

В случае проведения сложной комплексной модификации, затрагивающей разные системы изделия АТ, рекомендуется оформлять несколько программ сертификационных работ для каждой модифицируемой системы, либо объединять их по какому-либо принципу. При этом следует учитывать, что экспертиза одного "объемного" документа разными экспертами может занять более длительное время, нежели одновременная экспертиза нескольких, не зависящих друг от друга документов разными экспертами.

С целью оперативного рассмотрения и согласования документов к заявке, Разработчику рекомендуется организовывать рабочие совещания с экспертной рабочей группой с участием специалистов Разработчика. Такой подход является оптимальным с точки зрения сроков и выработки единого понимания Разработчика и экспертов рабочей группы.

При необходимости дополнения сертификационного базиса изделия АТ новыми требованиями в результате модификации данного изделия АТ (например, расширение ожидаемых условий эксплуатации или функционала) необходимо оформить очередную ревизию сертификационного базиса и утвердить ее в Росавиации в соответствии с подпунктом (e) пункта 21.94 ФАП-21. Допускается оформление дополнения к сертификационному базису типа АТ.

После утверждения Росавиацией программы сертификационных работ, последующие отступления от нее как со стороны Разработчика, так и со стороны экспертов рабочей группы должны проходить только по согласованию с Росавиацией.

Однако, необходимо исходить из того, что программа сертификационных работ является "живым" документом и может корректироваться по мере уточнения объема, состава, сроков проведения сертификационных работ и т.д.