Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации N МР-21.003 - "Порядок классификации и одобрения модификаций типовой конструкции изделий авиационной техники" (далее - МР) разработаны с целью разъяснения положений раздела "D" Федеральных авиационных правил ФАП-21 [1].

В данных МР представлены приемлемые для уполномоченного органа Российской Федерации - Росавиации подходы к организации работ по сертификации авиационной техники (далее - АТ) с внесенными в ее типовую конструкцию модификациями, а также пояснения к формам и содержанию сертификационных документов, оформляемых в процессе классификации и сертификации модификаций изделий гражданской АТ.

Подходы, описанные в настоящих МР, должны быть отражены в Инструкции Разработчика <1>, разрабатываемой согласно подпункту (b) пункта 21.91А ФАП-21 (далее - Инструкции).

--------------------------------

<1> Согласно Приложению 3 ФАП-21, Разработчик - юридическое лицо, имеющее сертификат разработчика.

В соответствии с ФАП-21 Инструкция подлежит утверждению Росавиацией. Процедуры, описанные в Инструкции, должны быть учтены Разработчиком во внутренних стандартах предприятия и организационных распорядительных документах о взаимодействии с предприятием-изготовителем и Независимой инспекцией на предприятии изготовителе. Рекомендуемое содержание Инструкции представлено в Приложении 1.

Приложение 1 содержит перечень разделов, которые должны найти свое отражение в Инструкции. При оформлении Инструкции необходимо сформировать таблицу соответствия по форме, представленной ниже. Таблица соответствия должна быть направлена вместе с Инструкцией на утверждение.

N Раздела Приложения А МР-21.003

N Раздела Инструкции

1

1.1

2

2.1

3

3.1

4

8.1

....

....

Положения настоящих МР могут быть использованы также:

- Юридическими лицами, являющимися Заявителями в соответствии с разделом "E" ФАП-21 (Раздел E - Дополнительный сертификат типа), с учетом самостоятельных требований раздела "E";

- Юридическими лицами, являющимися Заявителями в соответствии с разделом "O" ФАП-21, с учетом самостоятельных требований раздела "O" и МР-21.002 [6].

Данные МР размещены на официальном сайте Росавиации в разделе:

Главная -> Сертификация -> Сертификация типа -> Авиационная техника -> Законы, Авиационные правила, Рекомендательные документы -> Рекомендательные документы

или по ссылке:

https://favt.ru/sertifikaciya-avia-tehniky-sertifikaciya-tipa-avia-tehnika-zakony-pravila-dokumenty/?id=5499.

В настоящих МР выражения "Разработчик", "Разработчик типа АТ", "Держатель сертификата типа" равнозначны.

В настоящих МР выражения "Модификация типовой конструкции" и "Изменение типовой конструкции" равнозначны.

Современной тенденцией в создании изделий АТ является повышение уровня сложности и интеграции авиационных систем, что повышает вероятность наличия всякого рода ошибок еще на этапе разработки (н-р, задание некорректных или неполных требований к системе или компонентам системы), вызывающих или способствующих условиям возникновения отказа на этапе эксплуатации.

Зачастую сложность и высокая интеграция систем не позволяет подтвердить приемлемый уровень безопасности путем прямых испытаний. В этой связи возникает необходимость четкого структурирования и контроля процессов разработки, а учитывая скорость развития цифровых технологий, то процесс сертификации изделий АТ и их систем все больше будет смещаться в сторону сертификации процесса разработки.

С этой целью было разработано Руководство Р4754А "Руководство по разработке воздушных судов гражданской авиации и систем" [2]. Руководство Р4754А является приемлемым методом оценки соответствия требованиям п. 23/25/27/29.1309 в части гарантии разработки. Следует отметить, что западные аналоги Руководства Р4754А уже широко применяются мировой авиационной промышленностью.

Рекомендуется ознакомиться с Руководством Р4754А всем участникам разработки и сертификации изделий АТ, систем и комплектующих изделий, обратив особое внимание на главу 6 Модификации воздушного судна и систем.