Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.3.5. Группа модификаций является "Существенным" главным изменением

3.3.5 Группа модификаций является "Существенным" главным изменением

Разработчику до подачи заявки в Росавиацию на получение одобрения главного изменения необходимо провести классификацию главных изменений на существенные и несущественные.

После того как модификации распределены на группы связанные и самостоятельные (см. предыдущий шаг) необходимо каждую группу модификаций оценить является ли она (группа модификаций) существенным главным изменением.

Модификация (группа модификаций) является существенным главным изменением, если выполняется одно из нижеперечисленных условий:

1. Модификация, при которой изменяется общая конфигурация изделия АТ (существенное изменение конфигурации изделия АТ).

Изменения конфигурации изделия АТ являются принципиальными отличиями модифицированной типовой конструкции от базовой (н-р, ЛТХ, ВПХ, взаимозаменяемость основных компонентов изделия АТ и т.д.).

Как правило, но не обязательно, для подобных модификаций Разработчик назначает новую модель изделия АТ.

Примеры таких модификаций приведены в Приложении 8.

2. Модификация, при которой изменяются принципы изготовления (существенное изменение принципов изготовления изделия АТ).

Замена материала и/или методов изготовления основных компонентов изделия АТ, которая влияет на общие эксплуатационные характеристики изделия и/или прочностные показатели и требует обширных повторных исследований для демонстрации соответствия - это тот случай, когда существенно меняются принципы производства.

Примеры таких модификаций приведены в Приложении 8,

3. Модификация, при которой допущения, использованные для сертификации базовой типовой конструкции, не действительны.

Изменения конструкции изделия, которые делают недействительными допущения, принятые при сертификации базовой типовой конструкции. Примерами таких изменений являются:

- переход от негерметичного к герметичному фюзеляжу воздушного судна;

- переход от самолета наземного базирования к самолету-амфибии, и

- расширения эксплуатационного диапазона (расширение за предел диапазона, на который спроектировано изделие АТ).

Примечание:

Доведение изделия АТ до заложенных при проектировании характеристик обычно не является существенным главным изменением. В таких случаях допущения, использованные для сертификации базовой типовой конструкции, остаются действующими.

Примеры таких модификаций приведены в Приложении 8.

Как отмечено выше, в Приложении 8 приведены таблицы с примерами значительных, существенных и несущественных главных изменений для разных категорий изделий АТ: самолетов, вертолетов, авиационных двигателей и воздушных винтов, которые могут использоваться для классификации наряду с вышеперечисленными критериями.

Таким образом, если группа модификаций (связанных или самостоятельных) является:

- Существенным главным изменением (подпункт (b)(1) пункта 21.92 ФАП-21):

Разработчик должен продемонстрировать, что модифицированное изделие АТ соответствует требованиям норм летной годности и охраны окружающей среды, действующим на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения.

Требования норм летной годности и охраны окружающей среды, действующие на дату подачи заявки на получение одобрения главного изменения, должны применяться ко всем частям конструкции изделия АТ, ко всем системам, компонентам, комплектующим изделиям, затронутым модификацией.

В некоторых случаях Росавиация может потребовать применения требований, вступивших в силу после даты подачи заявки на одобрение главного изменения:

- Если Разработчик принял решение применить требования норм летной годности и охраны окружающей среды, вступившие в силу после даты подачи заявки на получение одобрения главного изменения. При этом Разработчик должен применять все сопутствующие требования (н-р, квалификационные требования для квалификации компонентов или комплектующих изделий), связанные с применимыми требованиями норм летной годности и охраны окружающей среды;

- Если Разработчик не успел завершить сертификационные работы в установленный ФАП-21 срок (пункт 21.93) и запросил продление срока действия заявки (см. раздел 3.1).

- Несущественным главным изменением (подпункт (c) пункта 21.92 ФАП-21):

Разработчик может применять требования к летной годности и охране окружающей среды, действующие на дату подачи заявки на получение сертификата типа, т.е. требования сертификационного базиса. При этом Разработчик может применить требования к летной годности и охраны окружающей среды, вступившие в силу после даты подачи заявки на получение сертификата типа. В этом случае необходимо применять все сопутствующие требования (н-р, квалификационные требования для квалификации компонентов и/или комплектующих изделий), связанные с применимыми требованиями норм летной годности и охраны окружающей среды.

Если при оценке модификации выяснится, что требования сертификационного базиса не учитывают все ее аспекты или в сертификационном базисе вообще отсутствуют требования, позволяющие оценить модификацию, то Разработчик должен применять более поздние требования норм летной годности и/или охраны окружающей среды, позволяющие оценить вносимую модификацию в полной мере.

Только в случае отсутствия "достаточных" требований в редакциях норм летной годности и/или охраны окружающей среды, позволяющих оценить модификацию, Разработчик оформляет специальные технические условия (далее - СТУ). Подобные модификации могут быть связаны с внесением "новаций" или с особенностями конструкции и т.п.