Информация Банка России от 16.06.2020 "О реализации планов по реформированию рынка внебиржевых ПФИ"
Банк России информирует о ходе реализации планов <1> регулятора по реформированию рынка внебиржевых производных финансовых инструментов (далее - ПФИ) в России, принятых во исполнение решений, глав государств Группы 20, и направленных на повышение стабильности мирового финансового рынка.
--------------------------------
<1> Информационное сообщение Банка России "Об этапах реформирования рынка внебиржевых производных финансовых инструментов в России".
1. В целях уменьшения системных рисков на финансовом рынке за счет снижения кредитного риска его участников, достигаемого за счет перераспределения риска на центрального контрагента, который отвечает повышенным требованиям к системе управления рисками, Банк России разработал Указание Банка России от 16.12.2019 N 5352-У "О случаях, когда договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, заключаются только при условии, что другой стороной по таким договорам является лицо, осуществляющее функции центрального контрагента" (далее - Указание N 5352-У) <2>.
--------------------------------
<2> Зарегистрировано Минюстом России 13.04.2020, официально опубликовано 21.04.2020.
Указание N 5352-У предусматривает введение обязательного централизованного клиринга внебиржевых своп-договоров в рублях, базисным активом которых являются процентные ставки, при условии, что совокупная номинальная стоимость таких своп-договоров на последний рабочий день каждого из трех кварталов подряд, предшествующих кварталу, в котором они заключены, превышает 200 млрд рублей хотя бы для одной из сторон (далее - пороговое значение). При этом в расчет порогового значения не будет включаться номинальная стоимость своп-договоров, относящихся к операциям (инструментам) хеджирования в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации или Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".
Требования по обязательному централизованному клирингу не будут распространяться на своп-договоры, сторонами по которым являются иностранные контрагенты, Банк России, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, лица, входящие в одну группу, центральный контрагент (если заключение таких своп-договоров не связано с исполнением им функций центрального контрагента), а до 01.01.2024 - также нефинансовые организации.
Указание N 5352-У предусматривает возможность перевода внебиржевых ПФИ на централизованный клиринг посредством наиболее распространенных в международной практике правовых конструкций: "открытой оферты" (open offer) или "новации" (novation) <3>. При этом для случаев использования "новации" предусмотрен предельный срок для перевода своп-договора на централизованный клиринг - не позднее одного рабочего дня после дня его заключения.
--------------------------------
<3> Правовая конструкция, предусматривающая прекращение обязательства, существующего между сторонами договора, заключенного не с центральным контрагентом, путем его замены новым обязательством каждой из сторон указанного договора и центральным контрагентом, согласно части 12 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности".
Указание N 5352-У вступает в силу с 01.01.2021 и применяется в отношении своп-договоров, заключенных после его вступления в силу. С учетом предусмотренного Указанием N 5352-У условия о превышении порогового значения в 200 млрд рублей на конец каждого из трех кварталов подряд, это означает фактическое возникновение обязанности по переводу соответствующих своп-договоров на централизованный клиринг не ранее 4 квартала 2021 года.
1. В отношении следующего этапа реформы рынка внебиржевых ПФИ - обязательного маржирования внебиржевых ПФИ, в отношении которых не осуществляется централизованный клиринг, Банк России сообщает, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (CoVid-19), сроки указанного этапа могут быть перенесены.
2. С учетом международной практики <4>, а также срока вступления в силу Указания N 5352-У Банк России считает возможным введение требований по обязательному маржированию внебиржевых ПФИ, в отношении которых не осуществляется централизованный клиринг, не ранее 2022 года.
--------------------------------
<4> Пресс-релиз Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO) и Базельского комитета по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision, BCBS) о принятии решения отложить последнюю фазу внедрения маржинальных требований по деривативам, не проходящим централизованный клиринг.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей