Основными целевыми ориентирами Программы являются следующие показатели:
рост производительности труда в основном производстве в 3 - 4,3 раза;
рост доли вводимых основных производственных фондов в основном производстве с 5,5 до 8,3 - 10,5 процента;
снижение численности промышленно-производственного персонала в основном производстве до 48 - 52 тыс. человек в 2035 году;
рост фондоотдачи вводимых основных производственных фондов в основном производстве в неизменных ценах в 2,7 - 3,3 раза;
рост фондовооруженности труда в основном производстве в неизменных ценах в 2 - 2,3 раза;
повышение уровня промышленной и экологической безопасности;
повышение инвестиционной привлекательности системообразующих угольных компаний;
рост благосостояния населения углепромышленных территорий.
Количественная оценка результатов реализации Программы определена как совокупный эффект от реализации всех подпрограмм. Положительная динамика показателей реализации Программы обеспечивается за счет таких структурных факторов, как пространственное изменение в размещении производительных сил, интенсивное выбытие устаревших основных средств, применение более производительных инновационных технологий и техники, а также создание новых продуктов переработки угля.
Успешная реализация мероприятий Программы во многом будет зависеть от умелого управления рисками и преодоления их негативного влияния на реализацию стратегического развития угольной промышленности. В целом объем добычи угля может вырасти с 439,3 млн. тонн в 2018 году до 485 млн. тонн в 2035 году по консервативному варианту и до 668 млн. тонн по оптимистическому варианту.
Реализация мероприятий Программы позволит до 2035 года добиться среднемирового уровня эффективности главных факторов производства за счет:
полного обновления производственных мощностей по добыче угля на основе инновационных технологий;
дальнейшего развития и создания новых эффективных производственных комплексов (кластеров) в Кузбассе, Ростовской области и на базе новых центров угледобычи на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и Арктической зоне Российской Федерации;
завершения мероприятий по реструктуризации угольной промышленности за счет средств федерального бюджета;
планомерного выбытия неэффективных мощностей с обязательной ликвидацией негативных последствий ведения горных работ, в том числе на основе дальнейшего совершенствования механизма лицензирования недропользования.
Вместе с тем в сложном финансовом положении могут оказаться компании, добывающие и экспортирующие низкокачественные коксующиеся угли и низкокалорийные энергетические длиннопламенные угли. В случае оптимизации затрат на производство, транспортировку и перевалку в портах таких углей ситуация может измениться в лучшую сторону, что обеспечит выход таким угольным компаниям на рентабельный уровень. При этом осуществление мер по повышению качества реализуемой угольной продукции окажет позитивное влияние на повышение конкурентоспособности угольных компаний на внешнем рынке.
В результате реализации мероприятий Программы при консервативном варианте развития отрасли за период 2019 - 2035 годов будут достигнуты следующие основные показатели:
вклад угольной промышленности в валовый внутренний продукт Российской Федерации - 12427,8 млрд. рублей;
налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации - 2030,8 млрд. рублей;
поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование - 792,7 млрд. рублей;
прямой мультипликативный эффект в смежных отраслях - 957,1 млрд. рублей;
полный мультипликативный эффект в смежных отраслях - 2843 млрд. рублей.
При оптимистическом варианте развития отрасли в 2019 - 2035 годах аналогичные показатели составят:
вклад угольной промышленности в валовый внутренний продукт Российской Федерации - 19122,2 млрд. рублей;
налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации - 3158,8 млрд. рублей;
поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование - 1028,4 млрд. рублей;
прямой мультипликативный эффект в смежных отраслях - 1819,3 млрд. рублей;
полный мультипликативный эффект в смежных отраслях - 5679,5 млрд. рублей.
Кроме того, в результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие показатели:
увеличение калорийного эквивалента угольной продукции для энергетики с 0,71 до 0,75;
значительное снижение удельного травматизма со смертельным исходом, повышение уровня охраны труда;
снижение негативного воздействия на окружающую среду от промышленной деятельности объектов угольной промышленности.
Общие затраты на реализацию мероприятий Программы по оптимистическому сценарию за период 2019 - 2035 годов составят 5979,3 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
затраты на реализацию основных мероприятий Программы в сфере угольной промышленности - 3425 млрд. рублей (57,3 процента), из них средства федерального бюджета - 55,63 млрд. рублей (1,6 процента) (оценка объемов бюджетного финансирования будет уточняться в федеральном законе о федеральном бюджете на очередные периоды), средства недропользователей - 434,35 млрд. рублей (12,7 процента), инвестиции в основной капитал - 2935 млрд. рублей (85,7 процента) (по проектам, представленным угольными компаниями);
затраты на реализацию обеспечивающих проектов в сфере электроэнергетики - 780 млрд. рублей (13 процентов);
затраты на реализацию обеспечивающих проектов в сфере железнодорожной инфраструктуры - 1089 млрд. рублей (18,2 процента), из них средства Фонда национального благосостояния (оценка) - 80 млрд. рублей (7,3 процента);
затраты на реализацию обеспечивающих проектов в сфере портовой инфраструктуры - 685,3 млрд. рублей (11,5 процента), из них средства федерального бюджета - 46,6 (6,8 процента).
Необходимо отметить, что условием эффективности выполнения мероприятий Программы является ее бюджетное финансирование в полном объеме на первом этапе (2019 - 2025 годы) и безусловное выполнение утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 466-р долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года и соответствующей инвестиционной программы. В противном случае не будут выполнены обязательства государства по завершению мероприятий по реструктуризации в угледобывающих регионах и не будут обеспечены необходимые пропускные и провозные способности по доставке и перевалке угольной продукции, в частности в восточном направлении.
Показатели развития добычи угля по регионам приведены в приложении N 6. Эти расчеты в ряде случаев оказываются ниже суммы предложений компаний и регионов, что свидетельствует о наличии резервных возможностей для удовлетворения более высокого спроса.
Места отгрузки и регионы потребления российского угля по направлениям экспортных поставок с использованием инфраструктуры открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и без железнодорожных перевозок приведены в приложении N 7.
Перечень инвестиционных проектов, направленных на реализацию Программы, приведен в приложении N 8. При этом проекты в сфере угольной промышленности (раздел I) являются основными, а проекты в сфере электроэнергетики, в сфере железнодорожной инфраструктуры и в сфере портовой инфраструктуры (разделы II, III, IV) являются обеспечивающими реализацию основных проектов.
Пространственное развитие угольной промышленности будет определяться темпами ввода и выбытия мощностей в основных угледобывающих регионах Российской Федерации.
Продолжится развитие угольной промышленности в традиционных районах угледобычи (Республика Коми, Кемеровская область, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия) и в новых районах угледобычи (Восточная Сибирь и Дальний Восток) с учетом возможностей угольных компаний по увеличению объемов добычи и увеличению объемов экспорта. Прекратится неэффективная добыча низкокачественных бурых углей в Подмосковном бассейне, до минимума сократится добыча угля в особо опасных условиях на Воркутском месторождении Печорского бассейна.
В результате пространственного развития угольной отрасли с созданием новых центров угледобычи на востоке страны доля регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в прогнозируемых максимально возможных объемах добычи угля по Российской Федерации увеличится с 35 процентов в 2018 году до 47,3 процента в 2035 году. При этом доля основного угледобывающего региона страны - Кузбасса за этот период снизится с 58,3 до 45,6 процента.
Реализация мероприятий Программы, в том числе за счет более рационального размещения производительных сил угольной промышленности, приближения к местам внутреннего и экспортного потребления, позволит к 2035 году в целом по отрасли сократить среднюю дальность перевозки угольной продукции в 1,2 раза по отношению к 2010 году.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей