Глобальные вызовы и необходимость решения связанных с ними системных проблем потребуют осуществления комплекса мер, направленных на обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российских угольных компаний.
В частности, в угольной промышленности продолжатся структурные преобразования. Будут осуществляться поэтапный вывод из эксплуатации неэффективных производственных мощностей по добыче и переработке угля с низкой производительностью труда, модернизация стабильных и перспективных предприятий отрасли путем использования эффективных технологий и высокопроизводительного оборудования для добычи, переработки и комплексного использования угля, оптимизация численности занятых в угледобыче, в том числе путем внедрения аутсорсинга. Все это позволит к 2035 году кратно (в 3 - 4 раза) повысить производительность труда занятых на добыче угля (в основном производстве), тем самым достичь по этому показателю уровень развитых угледобывающих стран мира.
Продолжится создание новых центров добычи угля в восточных регионах страны - в Республике Тыва, Республике Хакасия, Республике Саха (Якутия), в Забайкальском и Хабаровском краях, в Амурской и Сахалинской областях и в Чукотском автономном округе, начнется добыча на новых месторождениях антрацитов на полуострове Таймыр в Арктической зоне Российской Федерации. Получат дальнейшее развитие предприятия действующих угольных бассейнов - Печорского, Кузнецкого, Канско-Ачинского, Горловского и Минусинского.
Как в новых районах угледобычи, так и в действующих бассейнах будут развиваться угольно-технологические, углехимические и энергоугольные кластеры, позволяющие комплексно использовать возможности угольных месторождений.
Продолжится осуществление мер по повышению потребительских свойств угольной продукции для расширения рынков сбыта, формирование новых профессиональных стандартов, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров. Строительство благоустроенных поселков с необходимой социальной инфраструктурой позволит привлечь специалистов к освоению новых угольных месторождений в отдаленных местностях.
Внедрение единых систем управления промышленной безопасностью позволит существенно снизить уровень производственного травматизма и профзаболеваний. Использование наиболее современных экологически чистых технологий и наилучших доступных технологий при модернизации старых и строительстве новых угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий, сухопутной конвейерной транспортировки угля позволит минимизировать вредные выбросы в окружающую среду. Ежегодный уровень рекультивации нарушенных земель должен приблизиться к годовому объему нарушений.
В целях завершения мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, будут выполнены в полном объеме обязательства государства по обеспечению мер социальной защиты высвобожденных работников ликвидированных предприятий и охране территорий от экологических и иных последствий добычи угля. Предстоит ускорить завершение решения вопросов переселения граждан из аварийного и подработанного в результате ведения горных работ жилья, реконструкции и замены объектов социальной и технической инфраструктур.
Исходя из ключевых факторов, оказывающих влияние на объемы добычи угля угольными компаниями (с учетом спроса и цен на мировых рынках угля, объемов внутреннего потребления угля в российской электроэнергетике), сформированы 2 сценария развития угольной промышленности на период до 2035 года - консервативный и оптимистический. Оценка спроса на российский уголь приведена в приложении N 1.
Сценарии базируются на следующих условиях:
консервативный - исходя из прогнозируемого снижения потребления угля в коммунально-бытовом секторе и из стагнации объемов потребления угля в российской электроэнергетике (87 млн. тонн в 2035 году), минимального уровня прогнозируемых цен на международном рынке энергетического угля, а также с учетом возрастающих затрат на производство угля и его транспортировку на экспорт. Объемы производства угля по этому сценарию определены на основе расчетов рентабельности продаж различных видов углей (антрацитов, бурых, коксующихся, прочих энергетических углей) на внешних рынках и с учетом возможных ограничений при переносе сроков выполнения на Восточном полигоне Долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года и по оценке открытого акционерного общества "Российские железные дороги". При расчетах рентабельности продаж угля использован прогнозный уровень цен российского угля на мировых рынках;
оптимистический - исходя из максимальных объемов потребления угля в российской электроэнергетике, определенных утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. N 1209-р Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года (120 млн. тонн в 2035 году), и более благоприятной конъюнктуры мировых цен на энергетический уголь и прогнозируемого развития возможностей Восточного полигона согласно Долгосрочной программе развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года.
В рассматриваемых сценариях тарифы на перевозку и перевалку угля приняты в соответствии с основными параметрами долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Оба сценария предусматривают возможность роста экспортных поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона как через порты Дальнего Востока, так и через порты Южного и Северо-Западного направлений, а также Арктического бассейна.
Консервативный сценарий предусматривает добычу угля в объеме 485 млн. тонн в 2035 году, в том числе 140 млн. тонн коксующихся углей и 345 млн. тонн энергетических углей. Поставки угольной продукции на внутренний рынок при этом составят 170 млн. тонн (40 процентов общего объема поставок) и на экспорт - 259 млн. тонн (60 процентов).
Оптимистический сценарий предполагает добычу угля в 2035 году в объеме 668 млн. тонн, в том числе 150 млн. тонн коксующихся углей и 518 млн. тонн энергетических углей. Поставки угольной продукции на внутренний рынок при этом составят 196 млн. тонн (33,3 процента общего объема поставок) и на экспорт - 392 млн. тонн (66,7 процента).
Оценка потенциальной доли России на угольных рынках основных стран-импортеров произведена исходя из возможностей наращивания поставок российского угля в абсолютное большинство стран, за исключением стран Европейского континента. Наибольший прирост поставок возможен в Китайскую Народную Республику, Республику Индию, Японию, Республику Корея и Социалистическую Республику Вьетнам. Также потенциальным угольным рынком для сбыта российских коксующихся углей может выступать Индонезия, которая на протяжении последних лет наращивает эти закупки. Оценки основываются на информации о планах по наращиванию производства продукции черной металлургии и интенсивному развитию угольной генерации в этих регионах.
Преимущественное наращивание экспорта угля из новых центров угледобычи восточных регионов страны позволит повысить конкурентоспособность российского угля на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона за счет снижения транспортных затрат в результате сокращения дальности экспортных поставок.
Кроме того, развитие угледобычи в восточных регионах будет способствовать созданию территориально-производственных комплексов, ориентированных на разработку залегающих рядом металлических руд.
На атлантическом угольном рынке, особенно в Западной Европе, российский уголь будет конкурировать с углями Соединенных Штатов Америки, Колумбии и Канады. В этой связи становится актуальным наращивание экспортных поставок российского угля на Ближний Восток и Африканский континент.
Продолжающийся рост мировой экономики приведет к росту потребности в углях технологического и металлургического назначения, которые обеспечивают около половины прироста объемов потребляемого угля на атлантических рынках и тем самым компенсируют снижение спроса на энергетические угли.
Российская угольная промышленность обладает всеми возможностями стать современной отраслью производства с высококонкурентной продукцией. Потенциал развития российских угольных компаний в рамках российского топливно-энергетического комплекса заключается:
в наличии огромных запасов угля, которых при существующем уровне добычи хватит на 500 лет;
в наличии значительного опыта использования угольного энергоресурса, обеспечивающего в том числе устойчивость энергоснабжения, особенно в кризисных ситуациях;
в многообразии различных видов высококачественной угольной продукции;
в возможности двукратного увеличения доли российского угля в международной торговле и достижении лидирующих позиций среди стран-экспортеров за счет качества российского угля и диверсификации экспортных потоков;
в наличии резервов повышения эффективности производства и логистических возможностей;
в возможности адаптации к меняющимся условиям рынка;
в возможности использования результатов инновационного развития экономики, включая цифровизацию производственно-технологических процессов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей