Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 04.06.2020 N АПЛ20-89 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.02.2020 N АКПИ19-873, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 Приказа Росстандарта от 18.09.2012 N 335-ст "Об утверждении национального стандарта">
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Ситникова Ю.В.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.Е.АА. о признании недействующим пункта 1 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 г. N 335-ст "Об утверждении национального стандарта"
по апелляционной жалобе К.Е.АА. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2020 г. по делу N АКПИ19-873, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии К.Ю., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской
18 сентября 2012 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее также - Росстандарт) издан приказ N 335-ст "Об утверждении национального стандарта" (далее - Приказ).
Согласно пункту 1 Приказа утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54991-2012 "Безопасность аттракционов. Общие требования безопасности передвижных аттракционов" с датой введения в действие 1 января 2013 г. (далее - ГОСТ Р 54991-2012). Данный национальный стандарт был введен впервые.
К.Е.АА., зарегистрированная 10 июня 2016 г. в качестве индивидуального предпринимателя, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 Приказа. В обоснование заявления ссылалась на его противоречие пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". В заявлении указано, что приговором Череповецкого городского суда Вологодской области от 13 июня 2017 г. она признана виновной в совершении преступления, предусмотренного пунктом "б" части второй статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с несоблюдением в том числе отдельных положений ГОСТ Р 54991-2012. К.Е.АА. считает, что пунктом 1 оспариваемого приказа, утвердившего ГОСТ Р 54991-2012, она была введена в заблуждение, полагая, что данный стандарт применяется добровольно. Ее позиция относительно необязательного характера национального стандарта была расценена судами по уголовному делу как попытка избежать уголовной ответственности.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в письменных возражениях на административный иск указало, что оспариваемый в части Приказ, включая утвержденный им ГОСТ Р 54991-2012, принят уполномоченным органом, не является нормативным правовым актом, а носит организационно-распорядительный характер, пункт 1 Приказа соответствует законодательству Российской Федерации. К.Е.АА. не приведены доказательства нарушения ее прав, свобод и законных интересов, ГОСТ Р 54991-2012 носит для административного истца исключительно добровольный характер (до принятия им соответствующего решения о его обязательности), является ненормативным правовым актом и отличается от нормативного правового акта не только по его правовым признакам, но и по процедуре разработки, опубликования и вступления в силу.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) в письменном отзыве указало, что Приказ как акт рекомендательного характера, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не подлежал представлению на государственную регистрацию в качестве нормативного правового акта.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления К.Е.АА. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, считая такое решение незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Росстандарт просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая, что основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Административный истец в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Минюст России просил рассмотреть апелляционную жалобу без участия его представителя, поддержав позицию, изложенную в отзыве в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", который регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в его статье 14.
Национальный стандарт Российской Федерации относится к числу документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации (пункт 2 статьи 2, статья 14 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации").
Согласно пункту 12 статьи 9 данного закона федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие.
На день утверждения ГОСТ Р 54991-2012 цели, принципы стандартизации, документы в области стандартизации, а также полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации, связанные с утверждением национальных стандартов, правила разработки и утверждения национальных стандартов были определены в статьях 11 - 14, 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", которые утратили силу 1 июля 2016 г.
С учетом пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О техническом регулировании", подпунктов 5.4.2, 5.4.6, 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, в редакциях, действовавших на день принятия Приказа, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что утверждение ГОСТ Р 54991-2012 относилось к полномочиям Росстандарта как федерального органа исполнительной власти, выполняющего функции национального органа по стандартизации.
Разработка проекта указанного национального стандарта проводилась при соблюдении процедур, регламентированных статьей 16 Федерального закона "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения", введенным в действие приказом Госстандарта от 30 декабря 2004 г. N 152-ст.
В соответствии с пунктом 5 Положения об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 458, уведомление о разработке проекта ГОСТ Р "Безопасность аттракционов. Общие требования безопасности передвижных аттракционов" было размещено на официальном сайте Росстандарта в сети "Интернет" (www.gost.ru) 12 сентября 2011 г., публичное обсуждение проекта данного национального стандарта проводилось с учетом предложений и замечаний заинтересованных лиц и завершилось 12 декабря 2011 г., о чем также размещено уведомление на указанном сайте.
На день принятия и опубликования Приказа действовало Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, согласно которому тексты национальных стандартов подлежали официальному опубликованию в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Росстандарта (подпункт "а" пункта 3).
ГОСТ Р 54991-2012 был опубликован в печатном издании (М.: Стандартинформ, 2013), размещен на официальном сайте Росстандарта в сети "Интернет" (www.gost.ru).
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что ГОСТ Р 54991-2012 утвержден и введен в действие Росстандартом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и в пределах полномочий национального органа по стандартизации. При этом суд обоснованно не согласился с доводом административного истца о противоречии пункта 1 Приказа пункту 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании".
В соответствии с частями 1 и 3 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Согласно части 2 статьи 5 данного федерального закона применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О техническом регулировании" установлено, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 этого закона.
В силу пункта 1 статьи 46 поименованного закона со дня вступления в силу указанного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 названного федерального закона.
ГОСТ Р 54991-2012 определяет общие требования к безопасности при транспортировании, размещении, сборке и разборке, эксплуатации и к методам испытаний при эксплуатации передвижных аттракционов всех типов.
Положениями абзаца двадцать шестого пункта 2 Протокола "О техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза" (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г., стороной которого в том числе является Российская Федерация) установлено, что технический регламент Евразийского экономического союза является документом, принятым Евразийской экономической комиссией и устанавливающим обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования к объектам технического регулирования.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 данного протокола в целях выполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза Евразийская экономическая комиссия утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N 114 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" принят технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016), вступивший в силу с 18 апреля 2018 г.
Пунктом 94 ТР ЕАЭС 038/2016 установлено, что соответствие аттракционов этому техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований непосредственно и требований других вступивших в силу технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), действие которых распространяется на аттракционы, либо выполнением требований международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований названного технического регламента.
В Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016), утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 апреля 2018 г. N 53, национальный стандарт ГОСТ Р 54991-2012 не включен.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ГОСТ Р 54991-2012 до 18 апреля 2018 г. подлежал обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" (в том числе в целях защиты жизни или здоровья граждан), а после этой даты он может являться обязательным для применения после самостоятельного принятия конкретным лицом такого решения. Данный вывод суда изложен в решении ясно и недвусмысленно, какой-либо правовой неопределенности в позиции суда, как полагает административный истец, не имеется.
Доводы К.Е.АА. о нарушении ее прав пунктом 1 Приказа по сути сводятся к ее несогласию с приговором Череповецкого городского суда Вологодской области от 13 июня 2017 г., проверка которого, включая выводы суда о составе преступления и ее виновности в совершении преступления, оценке доказательств по уголовному делу, может быть осуществлена лишь в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Установив, что Приказ был утвержден в пределах предоставленных Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии полномочий, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, суд первой инстанции правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления К.Е.АА.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Е.АА. - без удовлетворения.
Г.В.МАНОХИНА
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Ю.В.СИТНИКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей