<Письмо> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 22.06.2020 N 05-0947/20 "Об исполнении запросов судов"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"

ПИСЬМО

от 22 июня 2020 г. N 05-0947/20

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАПРОСОВ СУДОВ

В Центральный аппарат ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Учреждение) продолжает поступать информация о неисполнении отдельными филиалами Учреждения в установленный срок запросов судов о предоставлении сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), в связи с этим Правовое управление обращает внимание на следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, со статьей 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований судов влечет за собой ответственность, установленную вышеуказанными кодексами и другими федеральными законами.

Имеют место случаи, когда филиалы, ссылаясь на Порядок предоставления сведений, внесенных в ЕГРН, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", отказывают в предоставлении информации судам, указывая на несоответствующую форму судебного запроса.

Филиалам следует учитывать, что суд может не обладать полной информацией о недвижимом имуществе (в том числе об отдельных признаках этого имущества). Отсутствие в судебном запросе ряда сведений об объекте не является основанием для отказа в предоставлении информации, если иные содержащиеся в судебном запросе сведения позволяют однозначно идентифицировать объект недвижимости.

В противном случае ограничение права суда на получение информации о недвижимом имуществе исключительно формой запроса может привести к невозможности установления судом обстоятельств по делу и тем самым затруднить осуществление правосудия.

Законодательством предусмотрено право суда на запрос сведений путем принятия определения об истребовании доказательств у кого бы то ни было, и непредставление сведений по судебному запросу суд, как правило, квалифицирует как неуважение к суду, что влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Нормативно-правовые акты могут регулировать деятельность судов при осуществлении ими правосудия только в том случае, если эти акты имеют форму федеральных законов. Нормативно-правовой акт органа исполнительной власти не может служить основанием для игнорирования нормативных положений федерального законодательства об обязательности и неукоснительном исполнении законных распоряжений, требований, поручений и запросов судов, в том числе о предоставлении документов, поскольку по своей сути запрос является одним из видов процессуальных документов, а формы процессуальных документов не могут устанавливаться ни Правительством Российской Федерации, ни любым иным органом исполнительной власти.

Таким образом, несоответствие запроса судьи форме запроса, установленной Порядком предоставления сведений, утвержденного Приказом Минэкономразвития России, не является основанием для отказа в его рассмотрении или признании его неполученным.

Начальник Правового управления

А.В.МАРКОВ