Описание возможных рисков интеграции цифровых технологий и рекомендаций по управлению рисками
Ниже приведено описание возможных рисков интеграции цифровых технологий на разных уровнях системы образования, составленный на основании обобщения передового международного и отечественного опыта и его анализа.
В основу такого анализа легли работы по проблематике использования перспективных технологий, выступления экспертов в прессе, а также исследование российского и международного передового опыта интеграции цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций, являющееся частью работ по настоящему Техническому заданию Договора. В результате экспертного обсуждения были отобраны следующие риски и предложены меры по их снижению:
1. Одним из главных системных рисков федерального и регионального уровней является отсутствие либо недостаточная последовательность работ по созданию и развертыванию сети инновационных площадок цифрового образования, в рамках которой могла бы быть обеспечена практическая работа по освоению и распространению новых форм учебной работы, педагогическая поддержка учителей в условиях цифровой трансформации, разработка учебно-методических материалов, методологическая работа по организации работ по внедрению системы изменений на всех уровнях системы образования. Рекомендацией здесь может выступить создание и развертывание таких площадок в экспериментальном режиме с дальнейшим распространением опыта на все регионы. Результаты анализа данных настоящего мониторинга могут быть использованы для принятия решений по формированию такой сети и при распространении лучших практик.
2. Существует риск недостаточно развитой цифровой инфраструктуры общеобразовательных организаций на уровне отдельных муниципалитетов и регионов. На данный момент присутствует неоднородность в доступе к широкополосному интернету. Данный риск дополнительно выступает фактором регионального неравенства регионов по степени их цифровой трансформации. В случае сельских школ данный риск может быть снижен за счет реализации новых форм функционирования социальной инфраструктуры (как многофункциональные центры).
3. Следующий риск связан с цифровой компетентностью учительского корпуса. В дополнение к имеющимся механизмам непрерывного повышения квалификации педагогов, инновационные площадки могут быть использованы для реализации индивидуальных образовательных программ.
4. Риск, связанный с отсутствием либо с недостаточным уровнем развития технической поддержки процессов цифровой трансформации, является сквозным для всех уровней (общеобразовательной организации, муниципалитета, региона, федерации). Как правило, на практике вероятность этого риска снижается на уровне отдельных общеобразовательных организаций или на уровне отдельных элементов цифровой экосистемы (как часть технической поддержки оборудования, продукта или сервиса), но разработка моделей технической поддержки на разных уровнях является неотъемлемой частью работ по интеграции цифровых технологий в деятельность общеобразовательной организации.
5. С расширением зоны ответственности руководителей системы образования всех уровней в условиях цифровизации возрастает требование к их компетентности. Так как функционирование системы управления цифровой трансформацией опирается на подход управления, основанного на данных, то возникает потребность в повышении уровня так называемой dataliteracy или повышении грамотности работы с данными у управленца. Сюда также относится развитие компетентности руководителя в: методах обеспечения качества данных, манипуляции над данными, управления основными данными объекта управления, выстраивания информационной стратегии общеобразовательной организации/муниципалитета/региона/федерации, владения методами бизнес-анализа. В основу программ повышения квалификации, отвечающих этому требованию, необходимо инкорпорировать настоящий мониторинг, как инструмент получения информации о происходящих изменениях. Важным становится то, что современный управленец должен быть в состоянии анализировать все доступные источники данных о процессах интеграции цифровых технологий на разных уровнях в совокупности.
Методологии управления рисками цифровой трансформации предписывает включение следующих мероприятий по снижению рисков:
- проведение семинаров и тренингов по информированию о рисках, связанных с цифровыми технологиями, для разных аудиторий участников образовательных отношений;
- периодическое отслеживание и обновление рамок модели рисков интеграции цифровых технологий для обеспечения разработки более действенных мер по упреждению наступления рисков;
- систематическая работа по идентификации и управлению рисками на разных уровнях системы образования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей