Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 25 июня 2020 г. N 922

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ БЮДЖЕТАМ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИСТОЧНИКОМ ФИНАНСОВОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ

РЕЗЕРВНОГО ФОНДА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

В ЦЕЛЯХ СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО

ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ, ЗАСТРАХОВАННЫМ В РАМКАХ ПРОГРАММ

ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО РАСПОЛОЖЕННЫМ

НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЖИЛЫМ

ПОМЕЩЕНИЯМ ГРАЖДАН, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА

ДОБРОВОЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, В СЛУЧАЕ УТРАТЫ (ГИБЕЛИ)

ТАКИХ ПОМЕЩЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

1. Настоящие Правила определяют порядок, цели и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению ущерба, причиненного жилым помещениям, застрахованным в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденных в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - программа), в случае утраты (гибели) таких помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (далее соответственно - трансферты, чрезвычайная ситуация).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"жилые помещения" - жилые помещения граждан, к которым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната, право собственности на которые оформлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

"утраченные (погибшие) жилые помещения" - жилые помещения, признанные утраченными (погибшими) в соответствии с методикой определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1082 "Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом";

"координатор программы" - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иной получатель бюджетных средств, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на обеспечение координации мероприятий, связанных с разработкой и реализацией программы;

"минимальный объем обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации" - страховая сумма по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренная программой.

3. Трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

4. Трансферты предоставляются:

а) в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации по возмещению субъектом Российской Федерации ущерба в случае утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации федерального и межрегионального характера - в размере разницы между максимальным размером подлежащего возмещению ущерба, определенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 433 "Об определении страховых сумм по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации по договорам страхования жилых помещений, заключенным в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, и Правил расчета максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования", и минимальным объемом обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации;

б) в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации по возмещению субъектом Российской Федерации ущерба в случае утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, если бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, в бюджете субъекта Российской Федерации недостаточно, - в размере разницы между максимальным размером подлежащего возмещению ущерба, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, и минимальным объемом обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, а также размером помощи, оказываемой субъектом Российской Федерации из средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или Резервного фонда субъекта Российской Федерации.

5. Возмещение ущерба, причиненного жилым помещениям, застрахованным в рамках программ, осуществляется в отношении одного и того же утраченного (погибшего) жилого помещения однократно.

6. Для определения предельного объема бюджетных ассигнований, необходимых для предоставления трансферта, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который является координатором программы либо в ведении которого находится координатор программы, представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации следующие документы:

в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, перечень сведений о жилых помещениях, застрахованных в рамках программы, утраченных (погибших) в результате чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера, по форме согласно приложению N 1;

в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 4 настоящих Правил, перечень сведений о жилых помещениях, застрахованных в рамках программы, утраченных (погибших) в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, по форме согласно приложению N 2.

Перечни сведений, указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта (далее - перечни сведений), утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который является координатором программы либо в ведении которого находится координатор программы.

Территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласовывает перечни сведений в части подтверждения адресов жилых помещений, указанных в документах, в зоне чрезвычайной ситуации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который является координатором программы либо в ведении которого находится координатор программы, согласовывает перечни сведений в части подтверждения факта наличия договоров страхования в отношении указанных в них жилых помещений, заключенных в рамках программы и действующих на момент утраты (гибели) указанных жилых помещений.

Объем бюджетных ассигнований, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансферта, определяется исходя из общей площади утраченных (погибших) жилых помещений, указанных в перечнях сведений, с учетом положений пункта 4 настоящих Правил и показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней сведений.

7. Предоставление трансфертов осуществляется при выполнении следующих условий:

а) наличие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих финансовое обеспечение расходов бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного жилым помещениям, застрахованным в рамках программы, в случае их утраты (гибели) в результате чрезвычайной ситуации, на которое предоставляются трансферты;

б) наличие документов, подтверждающих недостаточность средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходов бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение субъектом Российской Федерации ущерба в случае утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального характера (только в случае ликвидации чрезвычайной ситуации регионального характера);

в) заключение соглашения о предоставлении трансфертов между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

8. Перечисление трансфертов осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перечисление трансфертов субъектам Российской Федерации со счетов, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляется при условии предоставления в территориальный орган Федерального казначейства:

в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, перечня сведений о жилых помещениях, застрахованных в рамках программы, утраченных (погибших) в результате чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера, по форме согласно приложению N 3;

в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 4 настоящих Правил, перечня сведений о жилых помещениях, застрахованных в рамках программы, утраченных (погибших) в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, по форме согласно приложению N 4.

Перечни сведений, указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта (далее - полные перечни сведений), утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который является координатором программы либо в ведении которого находится координатор программы.

Территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласовывает полные перечни сведений в части подтверждения адресов жилых помещений, указанных в документах, в зоне чрезвычайной ситуации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который является координатором программы либо в ведении которого находится координатор программы, согласовывает полные перечни сведений в части подтверждения информации о договорах страхования в отношении указанных в них жилых помещений, заключенных в рамках программы и действующих на момент утраты (гибели) указанных жилых помещений.

9. Ответственность за недостоверность представляемых в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами, возлагается на субъекты Российской Федерации.

10. Контроль за соблюдением порядка, целей и условий предоставления трансфертов осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

11. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который является координатором программы либо в ведении которого находится координатор программы, представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отчет об использовании трансфертов:

в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, по форме согласно приложению N 5;

в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 4 настоящих Правил, по форме согласно приложению N 6.

Сведения об использовании трансфертов, указанные в отчете об использовании трансфертов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который является координатором программы либо в ведении которого находится координатор программы, должны подтверждаться первичными документами или их копиями (в частности, платежными поручениями или иными документами, подтверждающими перечисление денежных средств в счет возмещения ущерба собственнику жилого помещения, застрахованного в рамках программы, в связи с утратой (гибелью) указанного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, передаточными актами или иными документами о передаче жилого помещения субъектом Российской Федерации собственнику взамен его утраченного (погибшего) в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающей государственную регистрацию перехода права собственности на такое жилое помещение к собственнику взамен его утраченного (погибшего) в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отчетность об исполнении условий предоставления трансферта в порядке, установленном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

12. В случае нецелевого использования трансферта к субъектам Российской Федерации применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

13. В случае несоблюдения субъектом Российской Федерации условий предоставления трансферта, установленных соглашением о предоставлении трансфертов и настоящими Правилами, к нему применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

14. Основанием для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.