II. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации ВЦП

II. Описание социальных, экономических

и экологических последствий реализации ВЦП

Наиболее значимыми социально-экономическими эффектами реализации программы станут:

создание инструментария взаимодействия всех субъектов выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности, определенных Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 1239;

повышение уровня доступности возможностей для развития своих талантов и активности, находящихся в различных социально-экономических условиях детей;

создание инфраструктуры с полнофункциональной образовательной высокотехнологической средой со всей совокупностью технологических, учебно-методических и организационных решений, обеспечивающих выявление и дальнейшее развитие лиц, проявивших выдающиеся способности;

распространение передового опыта лучших учителей, педагогических коллективов России, способствующего выявлению и поддержке лиц, проявивших выдающиеся способности, в том числе в системе дополнительного образования детей;

выявление, развитие и поддержка перспективных руководителей, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и управленческих компетенций.

Наиболее существенным внешним фактором, влияющим на перспективы развития образования в Российской Федерации, является инертность системы образования.

Образование формируется как система социальных отношений субъектов общественной жизни, возникающих по поводу передачи устойчивых форм социального опыта в виде информации, знаний и представлений о нем и формирования умений личности создавать новый социальный опыт на основе ценностных представлений о человеке и обществе.

Образование испытывает на себе влияние всех сфер общественной жизни, являясь в той или иной мере сферой интересов всех социальных общностей, каждой личности. Вместе с тем оно обеспечивает обратную связь со всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой. Это означает, что образование испытывает на себе социальное давление этих подсистем, что и обусловливается инерционный характер образования.

Кроме того, к внешним факторам можно отнести кризисные явления в мировой и российской экономике; демографические и миграционные процессы и тенденции.

К внутренним факторам, влияющим на состояние и развитие системы дошкольного и общего образования в Российской Федерации, необходимо отнести:

государственные программы развития приоритетных отраслей экономики и регионов страны;

"старение" педагогических работников дошкольных и общеобразовательных организаций;

недостаточное финансирование для различных аспектов функционирования образовательных организаций, затрудняющих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов.

Серьезным негативным фактором, влияющим на способность выполнения системой дошкольного и общего образования поставленных перед ней задач, являются невысокий уровень оплаты на рынке труда и с недостаточно эффективной системой профессиональной ориентации и консультирования молодежи и взрослого населения.

На стадии формирования находится и общероссийская система оценки качества образования, не обеспечена информационная открытость результатов деятельности образовательных организаций на основе мониторинга образования.

Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Появляется угроза фрагментарности и нескоординированности действий, несистемности и отсутствия достоверной и актуальной информации для формирования и продвижения государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, отставания ряда регионов в реализации новых организационно-экономических механизмов, новых подходов к обучению и воспитанию.

ВЦП будет способствовать:

Реализации организационно-методических моделей и стандарта в дошкольном образовании посредством:

актуализации нормативно-методической и методологической базы; экспертно-аналитического сопровождения нормативно-методической и методологической базы;

создания условий для реализации консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Повышению качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов. В рамках мероприятия предусматриваются:

реализация пилотных проектов по повышению качества образования;

модернизация нормативно-методической базы;

распространение на все регионы лучших практик работы.

Создание сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов. В рамках данного мероприятия предусматриваются:

формирование инструментов и ресурсов поддержки инноваций по реализации стандартов, принятых в системе общего образования для не менее чем 463 школ;

отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания;

поддержка региональных программ модернизации сети (формирование эффективных сетей) общеобразовательных организаций;

создание не менее 35 национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий.

Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) путем разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. В рамках мероприятия предусматриваются:

реализация положений Концепции развития математического образования в Российской Федерации;

создание и реализация Концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии;

создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии.

Обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ. В рамках мероприятия предусматриваются:

внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками;

реализация нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей;

реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.

В ВЦП особое внимание уделяется вопросу сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а также самих образовательных организаций. При реализации данного вопроса возрастает роль создания и развития социально-профессиональных сетей, в которых будет осуществляться обмен опытом и выдвижение образовательных инициатив на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также отдельных образовательных организаций. Вопрос сетевого взаимодействия для системы образования впервые был обозначен в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 15).