Письмом Казначейства России от 30.10.2020 N 07-04-05/21-22278 направлен Обзор недостатков и нарушений, выявленных в 1 полугодии 2020 года.

6. Недостатки и нарушения при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд

6. Недостатки и нарушения при планировании и осуществлении

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

федеральных нужд

6.1. Нарушение требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (далее - НМЦК).

6.1.1. В нарушение требований, установленных частями 2, 3, 5 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчиками НМЦК определена:

на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, не являющихся идентичными (однородными) товарам, работам, услугам, планируемым к закупке (например, в части количества, описания характеристик таких товаров, работ, услуг);

на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, полученной у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг;

на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, полученной без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

6.1.2. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчиками некорректно применены и (или) указаны в документах по обоснованию закупок методы обоснования НМЦК, предусмотренные частями 6 - 12 статьи 22 Закона о контрактной системе. Так, например, при закупке товаров, работ, услуг заказчики для обоснования НМЦК применили нормативный метод при отсутствии утвержденной предельной цены на товары, работы, услуги в требованиях к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе.

6.1.3. В нарушение требований, установленных частью 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчиками применены иные методы обоснования НМЦК, при возможности применения указанных в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе (например, заказчики обосновывали НМЦК иным методом, тогда как была возможность применения затратного метода и метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынков) для определения (обоснования) НМЦК).

6.1.4. В нарушение требований, установленных Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н (далее - Порядок), заказчиками:

цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов определены с нарушением в части применения методов, предусмотренных частями 2 - 6, 8 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе в отдельных случаях допущено превышение предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

при расчете НМЦК планируемых к закупке лекарственных препаратов за цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов не приняты минимальные значения цен, рассчитанные ими в соответствии с пунктом 3 Порядка.

6.2. Нарушение требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в части соблюдения правил нормирования.

6.2.1. В нарушение требований, установленных пунктом 5 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с БК РФ наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 (далее - Правила N 1084), федеральными государственными органами не разрабатывались и не утверждались отдельные индивидуальные (установленные для каждого работника) и (или) коллективные (установленные для нескольких работников) формируемые по категориям или группам должностей (исходя из специфики функций и полномочий федерального государственного органа, должностных обязанностей его работников) нормативы количества закупаемых товаров.

6.3. В качестве недостатков при планировании закупок и обосновании НМЦК установлены факты:

непрозрачности ценообразования закупаемых товаров, работ, услуг, а именно, отсутствия калькуляции затрат стоимости по каждому элементу затрат (например: отсутствует перечень и цена составных элементов, входящих в состав работ; отсутствует цена каждой составной части, входящей в состав комплексной услуги);

определения накладных расходов без их детализации и расчетов;

использования информации о ценах товаров, работ, услуг, не соответствующих рыночным ценам идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам (завышение НМЦК);

использования для определения НМЦК информации о ценах товаров, работ, услуг, поступившей от аффилированных лиц (организаций, имеющих в составе учредителей одних и тех же лиц либо один и тот же адрес регистрации);

использования усредненных данных для определения НМЦК без проведения расчета этих данных и подтверждения источников их формирования.

Указанные недостатки при формальном соблюдении требований, установленных статьей 22 Закона о контрактной системе, создают риски завышения НМЦК и неэффективного расходования бюджетных средств.

6.4. Нарушение требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в части исполнения контрактов.

6.4.1. В нарушение требований, установленных частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, заказчиками вносились изменения в условия контрактов, повлекшие за собой:

увеличение размера аванса;

увеличение срока исполнения контракта (его этапов).

6.4.2. В нарушение требований, установленных частью 7 статьи 34 закона о контрактной системе, а также условий заключенных контрактов, заказчиками:

не начислялись и не выставлялись пени в адрес поставщиков (исполнителей) за несоблюдение ими сроков исполнения обязательств по контрактам;

неверно рассчитывались суммы пени, выставляемые поставщикам (подрядчикам) за нарушение ими сроков исполнения обязательств по контрактам (например, сумма пени заказчиками рассчитывалась от цены этапа контракта, уменьшенной на сумму исполненных обязательств, а не от цены контракта, уменьшенной на сумму исполненных обязательств).

6.4.3. В нарушение требований, установленных частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктом 3 Правил N 1042, а также условий заключенных контрактов, заказчиками не начислялись и не взыскивались с поставщиков штрафы за ненадлежащее исполнение ими обязательств, предусмотренных контрактами.

6.4.4. В нарушение требований, установленных пунктами 1, 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществлена:

приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), не соответствующих условиям контрактов по комплектности, объему, характеристикам и цене (например: характеристики принятых товаров, работ не соответствуют характеристикам товаров, работ, указанным в документации, являющейся неотъемлемой частью контракта, в ходе выполнения работ (оказания услуг) изменены виды работ (услуг), что не соответствует условиям контракта и/или проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью контракта);

приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), не предусмотренных контрактом (например: приняты и оплачены строительные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью контракта);

приемка и оплата фактически не поставленных товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг (например: осуществлена приемка оборудования и работ по монтажу оборудования, хотя оборудование фактически не поставлено).

6.4.5. В нарушение требований, установленных частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, пунктом 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084, заказчиками информация об изменении и (или) исполнении государственных контрактов не размещалась в реестре контрактов, заключенных заказчиками, Единой информационной системы в сфере закупок, либо размещалась с нарушением установленного срока.