I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные авиационные правила по организации объективного контроля в государственной авиации (далее именуются - Правила) определяют назначение, задачи, организацию и обязанности должностных лиц по проведению объективного контроля технического состояния авиационной техники (далее именуется - АТ), действий экипажей воздушных судов (далее именуются - ВС), инженерно - технического состава, лиц группы руководства полетами (далее именуются - ГРП), расчетов пунктов управления полетами (далее именуются - ПУ), центров Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее именуется - ЕС ОрВД), средств радиолокации, связи, радиотехнического обеспечения (далее именуются - РТО) и автоматизированных систем управления (далее именуются - АСУ) при проведении полетов, техническом обслуживании АТ и средств, обеспечивающих проведение полетов, в государственной авиации.

На основании требований настоящих Правил в федеральных органах исполнительной власти и организациях, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации, разрабатываются соответствующие руководства по организации объективного контроля.

2. Объективный контроль представляет собой комплекс мероприятий по сбору, обработке и анализу инструментально - регистрируемой информации о работоспособности АТ, наземных средств обеспечения полетов, о полноте и качестве выполнения полетных заданий экипажами ВС, соблюдения правил летной и технической эксплуатации АТ, о действиях лиц ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ.

3. Задачами объективного контроля являются:

предотвращение выпуска в полет неисправного ВС, а также экипажей ВС, допустивших выход за летно - эксплуатационные ограничения (далее - ЛЭО), нарушения правил эксплуатации АТ на земле, в воздухе, и с отклонениями в состоянии здоровья;

контроль полноты и качества подготовки АТ к полетам, работы АТ, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ в межрегламентный период эксплуатации, после выполнения регламентных, ремонтных работ, выполнения облетов, контрольных или ознакомительных полетов, а также при подготовке и после выполнения испытательных (исследовательских) полетов;

контроль полноты, последовательности и качества выполнения полетных заданий, оценка уровня летной подготовки экипажей ВС, авиационных частей и организаций (далее именуются - авиационные подразделения);

выявление причин неудовлетворительных результатов выполнения полетных заданий;

вскрытие недостатков в действиях лиц ГРП и расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ при управлении полетами;

обеспечение комиссий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов достоверными данными о параметрах полета ВС, работоспособности его систем, действиях экипажа ВС, переговорах экипажа ВС между собой, с ГРП, с расчетами ПУ и с центрами ЕС ОрВД, а также внутренних переговорах ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД;

накопление данных, характеризующих параметры полета, работу контролируемых бортовых систем, силовой установки, оборудования и действий экипажа ВС, для последующей статистической обработки.

4. За организацию объективного контроля в авиационных подразделениях, центрах ЕС ОрВД отвечают командиры (начальники) этих авиационных подразделений и центров ЕС ОрВД, а непосредственное руководство объективным контролем осуществляют их заместители.

При использовании государственной авиации в коммерческих целях объективный контроль в авиационных подразделениях осуществляется с применением требований по организации объективного контроля в гражданской авиации (в части, дополняющей требования Правил).

5. Средствами объективного контроля (далее именуются - СОК) являются:

бортовые устройства регистрации (далее именуются - БУР) общего и специального назначения;

бортовые автоматизированные системы контроля (далее именуются - БАСК);

бортовые устройства записи речевой информации (далее именуются - БУЗ);

бортовые фото- и видеоконтрольные приборы;

наземные штатные и нештатные средства регистрации;

наземные устройства обработки (далее именуются - НУО) параметрической и звуковой информации.

БУР общего назначения используются для записи и сохранения информации о параметрах полета, переговорах и действиях членов экипажа ВС, работоспособности АТ.

БУР специального назначения используются для регистрации параметров бортовых комплексов или отдельных систем, а также действий экипажа ВС (расчетов боевого управления) по их применению.

БАСК используются для контроля соблюдения условий безопасности в полете и работоспособности АТ на земле и в полете.

БУЗ используются для записи переговоров членов экипажа ВС по внутренней связи, внешнего радиообмена, переговоров в кабине пилотов, сигналов бортовых систем и средств навигации, поступающих в кабину или на авиагарнитуры, переговоры членов экипажа ВС по громкой связи внутри кабины ВС.

Бортовые фотоконтрольные приборы (далее именуются - ФКП) и видеоконтрольные приборы (далее именуются - ВКП) используются для контроля прицеливания и выдерживания необходимых условий применения специальных средств с помощью всех видов авиационных прицелов.

Наземные штатные средства регистрации (ФКП и ВКП, телевизионные и киносъемочные камеры, видеомагнитофоны, средства регистрации на базе электронно - вычислительных машин (далее именуются - ЭВМ), комплексы синхронного документирования речевой и радиолокационной информации, магнитофоны и др.) используются на аэродромах, кораблях, полигонах, ПУ, в центрах ЕС ОрВД, на средствах радиолокации, связи, РТО и АСУ полетов.

Наземные нештатные средства регистрации могут использоваться при выполнении специальных испытательных, исследовательских полетов и при проведении учений.

Наземные устройства обработки параметрической и звуковой информации в зависимости от решаемых задач делятся:

на НУО, обеспечивающие отображение, декодирование данных первичных носителей информации;

на НУО, обеспечивающие автоматизированную обработку данных первичных носителей информации;

на НУО оперативного контроля (далее именуются - НУО ОПК), обеспечивающие автоматизированную обработку данных первичных носителей информации непосредственно у ВС.

Порядок допуска НУО и программного обеспечения к использованию устанавливается руководствами по организации объективного контроля соответствующих федеральных органов власти, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации.

6. Первичными носителями информации средств объективного контроля являются:

носители с механическим, фотографическим, магнитным или электронным принципом записи параметрической и звуковой информации;

фото- и видеопленки ФКП и ВКП;

осциллограммы и ленты с зарегистрированными параметрами и характеристиками радиомаячной системы инструментального захода на посадку.

7. Материалами объективного контроля являются:

первичные носители информации средств объективного контроля с зарегистрированной на них параметрической, звуковой, кино-, видео-и другой информацией;

копии зарегистрированной информации на вторичных носителях информации (в том числе и электронные);

результаты воспроизведения зарегистрированной информации (в том числе прошедшие автоматизированную обработку);

результаты обработки данных, полученные в ходе проведения оперативного, специального и полного контроля (протоколы, в том числе электронные, кальки проводки ВС и т.д.).

8. Обеспечение материалами для проведения объективного контроля осуществляют:

подразделения, на которые возложены задачи обработки и анализа полетной информации, зарегистрированной БУР, БАСК, БУЗ, бортовыми ВКП (далее именуются - подразделения обработки и анализа полетной информации);

подразделения обработки фотоматериалов (фотолаборатория);

подразделения обеспечения стрельб.

9. Объективному контролю подлежат:

параметры работы АТ и действия летного и инженерно - технического состава по ее эксплуатации - БУР, БУЗ и БАСК;

режим полета и параметры маневров ВС (на ВС - бортовыми устройствами регистрации, БАСК, фото- и видеоконтрольными приборами; на ПУ, в центрах ЕС ОрВД, на радиолокационных средствах, радиолокационной системе посадки (далее именуются - РСП) - фото- и видеоконтрольными приборами, комплексами синхронного документирования речевой и радиолокационной информации);

переговоры между членами экипажа ВС - бортовым магнитофоном;

точность прицеливания при боевом применении - БУР, ФКП и ВКП;

результаты боевого применения - замерами отклонения точек падения бомб, снарядов или ракет относительно цели, определением степени поражения цели, местом приземления парашютов, грузов и боевой техники, засечкой направления на места взрывов бомб (ракет) с помощью средств, установленных на наблюдательных вышках, фотографированием и видеосъемкой разрывов бомб (ракет) наземной и бортовой фото-, видеоаппаратурой, а также фотографированием аэрофотоаппаратами района расположения целей до и после боевого применения;

взаимное расположение ВС (материальных объектов) в воздушном пространстве - фото-, теле-, видеосъемкой с земли, с ВС, а также фотографированием (съемкой, записью) экранов бортовых радиолокационных средств (прицелов, визиров, радиотехнических комплексов), экранов индикаторных устройств отображения на ПУ и средствах радиолокации или использованием средств регистрации на базе ЭВМ;

радиообмен в воздушных радиосетях, переговоры по громкоговорящим и телефонным каналам связи ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД, а также внутренние переговоры между лицами ГРП, расчетами на ПУ, радиолокационная информация, выдаваемая операторами радиолокационных станций (далее именуются - РЛС) на ПУ - средствами регистрации, установленными на ВС и ПУ или непосредственно на РСП, радиолокационных комплексах (далее именуются - РЛК), РЛС и радиостанциях;

заходы ВС на посадку (взлеты) - фотографированием экранов системы РСП на рабочих местах ГРП или регистрацией речевой и радиолокационной информации комплексами синхронного документирования. В отдельных авиационных подразделениях, кроме того, фотографированием, видеосъемкой (киносъемкой) днем с земли (палубы);

постановка задач на полеты (перелеты) и предполетные указания, в том числе одиночным летным экипажам ВС, - магнитофонами (диктофонами);

качество монтажа наиболее ответственных узлов и агрегатов по специально отработанному перечню, который утверждает главный инженер (начальник инженерно - авиационной службы (далее именуется - ИАС)) авиации федерального органа исполнительной власти, имеющего в подчинении подразделения государственной авиации, - фотографированием (видеосъемкой) узлов и агрегатов по окончании работ;

эффективность применения средств радиоэлектронной борьбы (далее именуются - РЭБ) - фотографированием экранов радиолокационных прицелов и экранов наземных РЛС (в радиосетях управления государственной авиации - магнитофонной записью).

Установка громкоговорящих и телефонных каналов связи лицам ГРП, расчетам КП и ПН, необорудованных СОК ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

10. Объективный контроль подразделяется на оперативный, специальный и полный.

11. Оперативный контроль представляет собой проверку функционирования и работоспособности АТ, а также соблюдения условий безопасности полетов экипажем ВС для принятия решения о допуске ВС и экипажа ВС к полету.

12. Порядок проведения и объем оперативного контроля определяются руководствами по организации объективного контроля, разрабатываемыми федеральными органами исполнительной власти, имеющими в подчинении подразделения государственной авиации.

На промежуточных аэродромах порядок проведения и объем оперативного контроля определяются должностным лицом, организующим перелет, если это не отражено в соответствующем руководстве по организации объективного контроля федерального органа исполнительной власти, имеющего в подчинении подразделения государственной авиации.

13. Оперативный контроль осуществляется перед полетом, в полете и после полета (выключения двигателей) по информации СОК, установленных на борту ВС.

14. Оперативный контроль проводится:

а) специалистами подразделений обработки и анализа полетной информации в целях:

выявления отказов и отклонений в работе АТ (привлекаются специалисты ИАС в случае необходимости);

выявления нарушений экипажем ВС режима полета и выхода за эксплуатационные ограничения;

выявления нарушений в эксплуатации АТ летным и инженерно - техническим составом (привлекаются специалисты ИАС в случае необходимости);

проверки полноты и последовательности выполнения экипажем ВС полетного задания;

б) командирами (начальниками) или лицами, назначенными командиром (начальником) авиационного подразделения, в целях:

анализа качества выполнения экипажем ВС полетного задания, эксплуатации систем и оборудования ВС;

выявления и определения причин нарушений полноты и последовательности выполнения полетного задания;

выявления инцидентов, связанных с нарушениями и ошибочными действиями летного состава и других членов экипажа ВС;

в) специалистами ИАС в целях выявления нарушений правил эксплуатации ВС в полете и выхода контролируемых параметров за эксплуатационные ограничения посредством БАСК или НУО ОПК непосредственно у ВС с последующей доставкой параметрической информации в подразделение обработки и анализа полетной информации.

15. Результаты оперативного контроля заносятся:

а) специалистами подразделений обработки и анализа полетной информации в Журнал учета результатов оперативного контроля информации БУР (форма Журнала приведена в приложении N 1 к Правилам) или формируются программами автоматизированной обработки в форме листов Журнала учета обработки информации БУР по летному составу (форма Журнала приведена в приложении N 2 к Правилам), Журнала учета обработки информации БУР по АТ (форма Журнала приведена в приложении N 3 к Правилам), Журнала учета обработки информации БУР на НУО (форма Журнала приведена в приложении N 4 к Правилам);

б) специалистами ИАС в журнал подготовки воздушного судна.

Все случаи нарушения правил эксплуатации ВС в полете и выхода контролируемых параметров за эксплуатационные ограничения, обнаруженные по средствам объективного контроля, доводятся до старшего инженера полетов (дежурного инженера) и руководителя полетов.

16. В случаях, когда руководствами по организации объективного контроля федеральных органов исполнительной власти, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации, определено проведение оперативного контроля по информации БУР общего назначения и БАСК после каждой посадки ВС с выключением двигателей, выпускать ВС или экипаж ВС в полет, до получения результатов проводимого контроля, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

17. Специальный контроль представляет собой углубленный контроль технического состояния АТ и выполнения экипажами ВС полетных заданий по данным БУР, БАСК, БУЗ, ФКП и ВКП, наземных штатных и нештатных средств регистрации, НУО параметрической и звуковой информации, проверку правильности ведения радиопереговоров членов экипажа ВС, ГРП, ПУ, центров ЕС ОрВД по записям бортовых и наземных магнитофонов.

18. Специальный контроль проводится по данным СОК в сроки и в объеме, определяемые командиром (начальником) авиационного подразделения в соответствии с требованиями руководства по организации объективного контроля соответствующего федерального органа исполнительной власти, имеющего в подчинении подразделения государственной авиации.

19. На промежуточных аэродромах специальный контроль проводится в случаях отказов АТ, если для определения их причин требуются материалы объективного контроля, а также нарушений экипажем ВС режима полета и выхода за эксплуатационные ограничения, выявленных по результатам оперативного контроля.

20. Специальный контроль проводится в целях:

установления причин отказов АТ, выявленных при проведении оперативного контроля или по замечаниям летного состава;

анализа специалистами ИАС работоспособности АТ после облета ВС, опробования авиационных двигателей техническим составом в сроки, установленные регламентом технического обслуживания;

анализа и оценки соответствующими должностными лицами выполнения полетных заданий по установленным нормативам, выявления инцидентов и ошибочных действий летного состава, ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД;

подготовки и обработки результатов испытательных (исследовательских) полетов;

прогнозирования состояния АТ;

проверки исправности и качества фотографирования бортовых и наземных ФКП и записи магнитофонов (диктофонов), установленных на пунктах управления полетами и на отдельных средствах связи, РТО и АСУ после предполетного облета радиотехнических систем.

21. Полный контроль проводится с целью определения причин авиационных происшествий (серьезных авиационных инцидентов) и инцидентов.

22. Порядок проведения и объем полного контроля определяет председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия (серьезного авиационного инцидента), а при расследовании инцидента - командир (начальник) авиационной части.

23. Включение БУР общего назначения является обязательным и осуществляется летным и наземным экипажем ВС в соответствии с эксплуатационной документацией перед запуском двигателя (наземной проверкой АТ), а выключение - после его остановки (окончания наземной проверки), если иной порядок включения и выключения БУР не определен правилами эксплуатации.

24. Включение БУР специального назначения, ФКП и ВКП производится в соответствии с полетным заданием летным и наземным экипажем ВС или по указанию руководителя полетов.

25. Разрешение на вскрытие и прослушивание наземных, бортовых магнитофонов, вскрытие контейнера с носителем и обработку зарегистрированной информации при авиационном происшествии (серьезном авиационном инциденте) дает председатель комиссии, производящей расследование, а при инцидентах - командир (начальник) авиационного подразделения.

Передачу сторонним организациям первичных носителей информации СОК и материалов объективного контроля, используемых при расследовании авиационного происшествия (серьезного авиационного инцидента) или инцидента, осуществлять только с письменного разрешения председателя комиссии или командира (начальника) авиационного подразделения.

Лица, виновные в повреждении или уничтожении бортовых и наземных средств объективного контроля и других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 ст. 97 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ.

26. При получении ВС из организаций - изготовителей, авиационных ремонтных заводов, а также других авиационных частей вместе с технической документацией принимаются циклограммы регистрируемых параметров, градуировочные характеристики (таблицы, графики), карты регистрации разовых команд на БУР общего назначения, материалы объективного контроля ознакомительного полета и облета, а также перечень регистрируемой информации на БУР специального назначения и БАСК.

Градуировочные работы проводятся в сроки и объемах, определенных регламентом технического обслуживания. В случае проведения регулировочных или ремонтных работ на любой системе, агрегате, параметры которых регистрируются БУР, необходимо проведение градуировочных работ датчиков, измеряющих эти параметры. Кроме того, градуировочные работы отдельных датчиков могут производиться по замечаниям летного состава, специалистов ИАС (после получения результатов обработки полетной информации) или специалистов групп обработки и анализа полетной информации.

28. При проведении летно - тактических учений (исследований) материалы объективного контроля предоставляются руководителю этих учений (исследований). Руководитель учений (исследований) определяет объем и сроки предоставления материалов объективного контроля. За своевременное предоставление и качество материалов объективного контроля отвечают командиры (начальники) авиационных подразделений, привлекаемых к учениям (исследованиям).

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

29. Летный состав, специалисты ИАС, ГРП, расчеты ПУ, центров ЕС ОрВД, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ должны знать возможности и технические характеристики СОК, грамотно их эксплуатировать, уметь анализировать материалы объективного контроля для оценки своих действий, действий подчиненных и работы АТ, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ полетов.

30. ВС считается не подготовленным к полету, если штатные СОК неисправны, на них не выполнены регламентные и градуировочные работы и не установлены первичные носители информации.

31. ПУ считаются не готовыми, если штатные СОК неисправны, не заряжены носителями информации и на них не выполнены регламентные работы.