70. Физическая инвентаризация ЯМ проводится по ЗБМ в соответствии с установленным в организации порядком. Физической инвентаризации подлежат все ЯМ, находящиеся в ЗБМ.
71. Физическая инвентаризация ЯМ должна проводиться в целях:
определения фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ;
установления соответствия фактических параметров УЕ существующим учетным данным;
подведения баланса ЯМ, определения ИР и ее погрешности;
проверки ведения учета и контроля ЯМ.
72. В организации должны проводиться плановая и внеплановая физическая инвентаризация ЯМ.
73. Плановые физические инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть организованы и проведены не реже:
двух календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 1);
трех календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 2);
шести календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 3);
двенадцати календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 4).
Первая плановая физическая инвентаризация ЯМ в ЗБМ должна проводиться в организации не позднее двух календарных месяцев после регистрации данной ЗБМ в Госкорпорации "Росатом".
74. МБП для ЗБМ может быть увеличен решением Госкорпорации "Росатом" после согласования с Ростехнадзором на основании представленного эксплуатирующей организацией обоснования необходимости увеличения МБП, соответствия состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также перечисления применяемых дополнительных СКД, улучшающих сохранность ЯМ.
75. Внеплановая физическая инвентаризация ЯМ в ЗБМ должна проводиться в следующих случаях:
изменение организационно-правовой формы организации;
полное прекращение работ с ЯМ;
уменьшение численности МОЛ в бригаде более чем на 50% (при полной коллективной (бригадной) материальной ответственности);
смена МОЛ (при полной индивидуальной материальной ответственности);
установление факта несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения ЯМ;
после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
76. Для проведения физической инвентаризации ЯМ распорядительным документом руководителя организации должны быть назначены инвентаризационные комиссии, определены ЗБМ, в которых проводится физическая инвентаризация, сроки подготовки и проведения физической инвентаризации, время, по истечении которого запрещаются любые перемещения ЯМ (кроме разделительных и/или радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ЯМ) на период физической инвентаризации ЯМ без разрешения председателя центральной инвентаризационной комиссии, а также сроки представления отчетных документов по результатам физической инвентаризации ЯМ.
77. В организации должна быть создана центральная инвентаризационная комиссия, а в ЗБМ - рабочие инвентаризационные комиссии.
Допускается создание одной инвентаризационной комиссии, объединяющей функции центральной и рабочей комиссий. Состав инвентаризационной комиссии не может быть менее 3 человек, включая председателя инвентаризационной комиссии. Внесение изменений в состав инвентаризационной комиссии производится распорядительным документом руководителя организации.
В состав центральной инвентаризационной комиссии должны входить:
ответственный за организацию учета и контроля ЯМ в организации (председатель);
специалист, осуществляющий бухгалтерский учет ЯМ в организации;
МОЛ ЗБМ, в которой проводится физическая инвентаризация ЯМ, в состав инвентаризационных комиссий не включаются. Они вправе присутствовать при работе инвентаризационных комиссий.
78. При подготовке и проведении физической инвентаризации ЯМ должны осуществляться:
составление СНК, подписанного МОЛ, на начало срока проведения физической инвентаризации ЯМ, указанного в распорядительном документе руководителя организации;
проверка соответствия данных СНК и данных учетных документов;
проверка состояния пломб, анализ данных других СКД, в том числе применяемых в целях физической защиты в отношении помещений, в которых осуществляется хранение или обращение с ЯМ;
проверка наличия УЕ, учетные и/или подтверждающие измерения, проверка атрибутивных признаков;
оценка значений количеств потерь ЯМ и их погрешностей в соответствии с установленными в организации методиками;
составление инвентаризационной комиссией СФНК, сверка данных СФНК с данными СНК;
определение значений ИР и ее погрешности для каждого ЯМ.
79. Во время физической инвентаризации ЯМ или до нее должна быть определена масса ЯМ в продуктах (как в УЕ, так и в балк-форме). Значение массы ЯМ, а также значения погрешности определения этой величины для доверительной вероятности 0,95 должны быть зафиксированы документально.
Значения массы ЯМ в выбросах, сбросах, потерях из-за радиоактивного распада, отложениях, накоплениях, а также погрешности этих значений должны быть определены на основании МИ или расчетных методик, действующих в организации.
Значения погрешности определения параметров (характеристик) ЯМ используются для определения погрешности ИР, оценки значимости расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений.
80. Ранее определенные значения массы ЯМ допускается использовать в качестве учетных и отчетных данных (при физических инвентаризациях ЯМ, передачах ЯМ, составлении отчетов) только в тех случаях, когда их достоверность была подтверждена данными СКД, визуальным контролем состояния УЕ и/или подтверждающими измерениями.
81. В случае обнаружения статистически значимого расхождения результатов учетных и подтверждающих измерений и/или нарушения целостности пломб, нарушения функционирования систем наблюдения, в том числе применяемых в целях физической защиты в отношении помещений, в которых осуществляется хранение или обращение с ЯМ, председатель рабочей инвентаризационной комиссии должен уведомить об этом председателя центральной инвентаризационной комиссии и руководителя организации. В целях выяснения причин нарушения осуществляются действия в соответствии с главой IX настоящих Правил.
82. При завершении физической инвентаризации ЯМ должен быть подведен баланс для каждого ЯМ в ЗБМ за МБП, определена ИР и ее погрешность с последующим анализом значимости ИР в соответствии с критериями, установленными в пунктах 89 и 90 настоящих Правил.
ИР данного ЯМ в ЗБМ определяется с помощью уравнения:
ИР = ФК - ДК = ФК - (НК + УВ - УМ),
где ФК - фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации ЯМ;
ДК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало физической инвентаризации (конец данного МБП);
УВ - документально зарегистрированное увеличение количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех поступлений, наработок;
УМ - документально зарегистрированное уменьшение количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь;
НК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало данного МБП.
83. После завершения физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ инвентаризационной комиссией должны быть составлены МБО, СФНК и оформлен акт инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ.
84. В акте инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть отражены:
сроки проведения физической инвентаризации, наименование ЗБМ (подразделения) и состав комиссии;
результаты проверки ведения учетных и отчетных документов, наличия и состояния пломб, УЕ, наличия ЯМ;
сведения о выполненных в ходе физической инвентаризации учетных и подтверждающих измерениях;
выявленные нарушения и признаки аномалий в учете и контроле ЯМ (при наличии);
основные результаты физической инвентаризации, в том числе заключение о соответствии или несоответствии фактического наличия ЯМ данным СНК, а также вывод о соответствии значения ИР критериям, установленным для ИР.
85. К акту инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть приложены СНК, СФНК, протоколы всех измерений, выполненных в ходе физической инвентаризации, МБО, а также особые мнения членов комиссии (при наличии).
86. При проведении первой плановой физической инвентаризации ЯМ в акте инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ ИР и ее допустимые значения не указываются, МБО не составляется.
87. Акт инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ подписывается председателем комиссии и всеми членами инвентаризационной комиссии и утверждается руководителем организации.
88. Если в результате подведения баланса ЯМ не установлена аномалия в их учете и контроле, то зарегистрированное в СФНК количество ЯМ в ЗБМ должно использоваться в качестве документально зарегистрированного количества ЯМ в ЗБМ на начало следующего МБП.
89. Если в течение МБП, предшествующего данной физической инвентаризации ЯМ, выполнялись учетные измерения ЯМ или таковые производились в процессе физической инвентаризации ЯМ, то критерием обнаружения аномалий в учете и контроле этого ЯМ является превышение модулем ИР наименьшего из значений нижеперечисленных величин:
утроенной средней квадратической погрешности определения ИР;
2% от количества данного ЯМ, которое было преобразовано и подверглось учетным измерениям в данный МБП или в процессе физической инвентаризации ЯМ, - для промышленных ядерных установок;
3% от такой же величины - для исследовательских ядерных установок и заводских лабораторий;
3 кг - по плутонию, урану-233 для ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1, 2;
8 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1, 2 и 3;
50 кг - по урану-235 и 8 кг - по плутонию (для ЗБМ радиохимических заводов, в которых перерабатываются уран-плутониевые растворы, содержащие ЯМ категорий 1);
70 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих ЯМ категории 4, в продуктах с концентрацией (содержанием) ВОУ менее 1 г/л (1 г/кг), а также в любых продуктах, содержащих НОУ, природный и уран с содержанием урана-235 менее 0,73%, или в любых продуктах, содержащих ВОУ с мощностью поглощенной дозы на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч = 100 рад/ч.
90. Если в течение МБП и в процессе проведения физической инвентаризации учетные измерения данного ЯМ не выполнялись, а достоверность результатов предыдущих учетных измерений была обеспечена применением СКД, в том числе используемых в целях физической защиты в отношении помещений, в которых осуществляется хранение или обращение с ЯМ, то выводы об отсутствии аномалий в учете и контроле ЯМ должны быть сделаны на основе результатов выборочных подтверждающих измерений, а также проверки СКД. Объем случайной выборки УЕ, которые будут подвергнуты подтверждающим измерениям, определяется с помощью статистических методов, исходя из значений двух параметров - порогового количества ЯМ для обнаружения их недостачи (излишка) и вероятности обнаружения недостачи (излишка) этого порогового количества.
Для ЯМ категорий 1, 2 и 3 пороговое количество составляет:
3 кг - для плутония, урана-233;
Для НОУ (категория 4) пороговое количество составляет 70 кг по урану-235.
Если масса данных ЯМ в ЗБМ меньше вышеуказанного значения, то пороговое количество составляет 30% от массы данного ЯМ в ЗБМ.
Для остальных ЯМ значение порогового количества составляет 5% от документально зарегистрированного наличного количества данного ЯМ в ЗБМ на дату начала физической инвентаризации.
Объем подтверждающих измерений должен определяться в зависимости от результатов применения СКД, контроля состояния УЕ, исходя из вероятностей обнаружения недостачи (излишка) порогового количества для каждого ЯМ. Статистически значимое расхождение между результатами учетных и подтверждающих измерений количественных параметров ЯМ, УЕ, продуктов должно устанавливаться при доверительной вероятности 0,99.
Виды подтверждающих измерений, объем и порядок контроля состояния УЕ должны быть установлены в инструкции по учету и контролю ЯМ в ЗБМ либо в ином документе, утвержденном руководителем организации.
Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового количества ЯМ для расчета количества УЕ, подлежащих подтверждающим измерениям, при отсутствии показаний СКД о несанкционированном доступе, должна быть определена в соответствии с приложением N 8 к настоящим Правилам.
Результаты применения СКД, подтверждающие отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ, должны быть оформлены документально и представлены инвентаризационной комиссии.
91. Если в результате физической инвентаризации ЯМ в соответствии с критериями, установленными в пунктах 89 и 90 настоящих Правил, выявлен хотя бы один из признаков аномалии, приведенных в пункте 95 настоящих Правил, то председатель рабочей инвентаризационной комиссии должен сообщить об этом в соответствии с установленным в организации порядком председателю центральной инвентаризационной комиссии и руководителю организации. В целях подтверждения факта аномалии и выяснения причин проводятся действия в соответствии с требованиями главы IX настоящих Правил.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей