IV. Система показателей, характеризующих уровень технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации

IV. Система показателей, характеризующих уровень

технологического развития транспортного комплекса

Российской Федерации

8. В рамках настоящей Методики с целью статистической оценки уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации используются следующие группы показателей:

группа 1 - показатели, характеризующие инвестиционную активность;

группа 2 - показатели, характеризующие уровень ресурсоемкости;

группа 3 - показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов;

группа 4 - показатели, характеризующие уровень инновационности, создания и использования технологий;

группа 5 - показатели, характеризующие уровень цифровизации.

8.1. Показатели инвестиционной активности оценивают потенциал развития транспортной инфраструктуры, обновления основных фондов и транспортных средств для оказания услуг по перевозке грузов и пассажиров.

В рамках настоящей Методики предлагаются следующие показатели:

1) инвестиции в основной капитал к валовой добавленной стоимости (процентов);

2) индекс физического объема инвестиций в основной капитал (процентов).

8.2. К показателям, характеризующим уровень ресурсоемкости, относятся:

1) энергоемкость валовой добавленной стоимости (тонн в нефтяном эквиваленте на 1000 долл. США в постоянных ценах) (применяется обратный показатель, нормированный);

2) прогрессивность энергопотребления (процентов).

8.3. Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов, включают:

1) производительность труда (тыс. долл. США по паритету покупательной способности рубля к доллару США/чел.);

2) индекс производительности труда (процентов).

8.4. Показатель создания и использования технологий определяется как отношение расходов на НИОКР к валовой добавленной стоимости по виду экономической деятельности и оценивает интенсивность ведения исследований и разработок в отрасли в части финансирования.

8.5. Показатели, характеризующие уровень цифровизации транспортного комплекса, оценивают использование информационных технологий. К ним отнесены следующие показатели:

1) удельный вес организаций, имеющих доступ в Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/с, в общем числе организаций (процентов);

2) удельный вес организаций, размещающих заказы на товары (работы, услуги) в Интернете, в общем числе организаций (процентов);

3) удельный вес организаций, получавших заказы на выпускаемые товары (работы, услуги) по Интернету, в общем числе организаций (процентов).

9. Для проведения статистической оценки уровня технологического развития основных видов экономической деятельности транспортного комплекса Российской Федерации используются показатели двух уровней:

- общеотраслевые показатели;

- специализированные отраслевые показатели.

9.1. Показатели первого уровня - общеотраслевые показатели, используемые для любого вида экономической деятельности. Показатели объединены в три группы:

- показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов;

- показатели, характеризующие инвестиционную активность;

- показатели, оценивающие научно-технологическую деятельность, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

К общеотраслевым показателям, оценивающим уровень технологического развития основных видов экономической деятельности транспортного комплекса Российской Федерации, относятся:

1) производительность труда (тыс. долл. США по ППС/чел.);

2) инвестиции в основной капитал к валовой добавленной стоимости (процентов);

3) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) к валовой добавленной стоимости (процентов).

Все перечисленные общеотраслевые показатели рассчитываются на основе показателя "Валовая добавленная стоимость".

В связи с тем, что Росстат определяет валовую добавленную стоимость по укрупненным видам экономической деятельности (деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта, деятельность водного транспорта, деятельность воздушного и космического транспорта, складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность), а зарубежная статистика большинство экономических показателей предоставляет на уровне классов видов экономической деятельности, для построения интегральных показателей уровня технологического развития видов экономической деятельности транспортного комплекса, принято следующее допущение: общие показатели определяются для видов деятельности на уровне классов ОКВЭД.

9.2. Показатели второго уровня - специализированные отраслевые показатели, оценивающие уровень технологического развития отдельных видов экономической деятельности транспортного комплекса:

1) показатели, оценивающие уровень технологического развития транспортной инфраструктуры;

2) показатели, оценивающие уровень технологического развития транспортных средств и оборудования;

3) показатели эффективности производства и качества услуг.

В Методике предусмотрены специализированные отраслевые показатели, относящиеся к видам экономической деятельности, находящимся в ведении Минтранса России.

Распределение специализированных отраслевых показателей по укрупненным видам экономической деятельности с целью получения интегральных показателей представлено в приложении N 2.

Алгоритм расчета показателей, а также источники данных для построения интегральных показателей, оценивающих уровень технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации, представлены в приложении N 3.

10. Международная сопоставимость обеспечивается со странами, занимающими лидирующее положение по объему транспортных услуг и уровню технологического развития транспорта с учетом сопоставимости методологии расчета используемых показателей.

Сравнение уровня технологического развития транспорта проводится со следующими странами: высокоразвитыми странами с развитой промышленностью, высокоразвитыми странами со значительным сырьевым сектором в экономике, среднеразвитыми странами с развитой промышленностью, странами БРИКС, активно развивающимися странами Юго-Восточной Азии, странами ЕАЭС.