VI. Интегральные показатели, характеризующие уровень технологического развития основных видов экономической деятельности транспортного комплекса Российской Федерации

VI. Интегральные показатели, характеризующие уровень

технологического развития основных видов экономической

деятельности транспортного комплекса Российской Федерации

14. Построение интегрального показателя, характеризующего уровень технологического развития по виду экономической деятельности, основано на агрегировании общеотраслевых и специализированных отраслевых показателей по следующей формуле:

00000003.wmz,

где:

00000004.wmz - общеотраслевой интегральный показатель по j-му виду экономической деятельности;

00000005.wmz - специализированный отраслевой интегральный показатель по j-му виду экономической деятельности.

Показатель Ij используется для статистической оценки уровня технологического развития по j-му виду экономической деятельности.

15. Общеотраслевой интегральный показатель j-му виду экономической деятельности определяется по следующей формуле:

00000006.wmz,

где:

00000007.wmz - значение i-го общеотраслевого показателя по j-му виду экономической деятельности;

wi - вес i-го общеотраслевого показателя по j-му виду экономической деятельности wi = 1 / k (принимается равным для всех групп показателей - 0,33. При наличии нескольких показателей в группе значение для группы определяется как среднее арифметическое);

k - число общих показателей.

Здесь и далее при наличии пропусков данных значение соответствующего показателя и его веса принимаются равными нулю и, таким образом, исключаются из расчета.

16. Расчет специализированного отраслевого интегрального показателя по j-му виду экономической деятельности производится по следующей формуле:

00000008.wmz,

где:

00000009.wmz - значение i-го специализированного показателя по j-му виду экономической деятельности;

wi - вес i-го специализированного показателя по j-му виду экономической деятельности в специализированном интегральном показателе j-го вида экономической деятельности. Показатели, оценивающие уровень технологического развития транспортной инфраструктуры, и показатели эффективности производства и качества услуг, относящиеся к воздушному транспорту, учитываются с весом 1. Показатели эффективности производства и качества услуг, относящиеся к сухопутному транспорту, учитываются с весом 0,5. В составе группы показателей, оценивающих уровень технологического развития транспортных средств и оборудования, показатели, характеризующие долю контейнерных перевозок, учитываются с весом 0,5, а показатели использования альтернативного топлива - с весом 0,25. Вес данных показателей определен на основе экспертной оценки;

k - число специализированных показателей по j-му виду экономической деятельности.

17. При расчете интегральных показателей по транспортному комплексу и видам экономической деятельности для обеспечения однородности значений показателей, имеющих различные единицы измерения (проценты, тыс. руб., тыс. человек и др.), применяется процедура нормирования данных по странам по формуле:

00000010.wmz,

где:

U - нормированное значение показателя;

Xi - фактическое значение показателя;

Xmin, Xmax - минимальное и максимальное значение показателя по странам за весь период наблюдения.

В отдельных случаях для обеспечения соответствия общей направленности используется обратный показатель:

00000011.wmz

Рост всех показателей, включенных в интегральный показатель, можно трактовать как положительную динамику.

Обратный показатель определяется, например, по энергоемкости валовой добавленной стоимости.

Значения интегральных индексов и нормализованные значения находятся в интервале [0;1].

18. Для сопоставимости динамических рядов при установлении минимальных и максимальных значений рассматривается весь период наблюдения с 2010 г. В случае, если наблюдение показателя осуществлялось с более позднего периода, используются данные за фактический период наблюдений.

19. Сводные интегральные индексы, рассчитанные по транспортному комплексу Российской Федерации и зарубежным странам, используются для ранжирования стран по уровню технологического развития, сравнения темпов технологического развития.