Нарушения при определении объема безучетного потребления электрической энергии (мощности)
В силу абзаца 3 пункта 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Как указано в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2019 N 309-ЭС18-24456 по делу N А60-64563/2017, положения пункта 195 Основных положений, с одной стороны, направлены на стимулирование потребителей энергетических ресурсов к энергосбережению путем удержания от несанкционированного вмешательства в работу прибора учета и в случае причинения реального имущественного вреда поставщику ресурса (сетевой организации) служат допустимым механизмом его возмещения, а с другой - стимулируют сетевую организацию (гарантирующего поставщика) к своевременному и надлежащему исполнению вытекающих из требований законодательства обязанностей по проведению проверок приборов учета потребителей, принятию мер к выявлению нарушений и уменьшению потерь.
Таким образом, указанное правовое регулирование в случаях безучетного потребления электрической энергии направлено на обеспечение баланса интересов потребителя и энергоснабжающей (ресурсоснабжающей) организации.
Буквальное содержание пунктов 172, 195 Основных положений позволяет сделать вывод о том, что при установлении факта безучетного потребления совокупный период неучтенного потребления должен определяться с даты предыдущей проверки (если она была проведена и соответствующая дата не выходит за пределы 12 месяцев) или с даты, не позднее которой проверка приборов учета должна была быть проведена (если она не проведена и/или дата проверки выходит за пределы 12 месяцев), до даты выявления факта и составления акта о неучтенном потреблении.
Определение объема безучетного потребления не в соответствии положениями Основных положений может свидетельствовать о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не только в действиях сетевой организации, но и в действиях (бездействии) гарантирующего поставщика, выставляющего потребителю счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности).
Так, например, по результатам рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы по городу Москве дела о нарушении антимонопольного законодательства N 1-10-1391/77-18, управление приняло решение от 05.12.2018, которым установило:
- в действиях сетевой организации нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью сетевой компании) путем несоблюдения порядка определения объема безучетного потребления по актам о неучтенном потреблении электрической энергии, что привело к ущемлению интересов потребителя;
- в действиях гарантирующего поставщика нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на территории города Москвы путем применения неверных значений объема безучетного потребления электрической энергии объектом общества, при расчете стоимости безучетного потребления электрической энергии объектом за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления, а также путем направления в адрес потребителя уведомлений об ограничении режима потребления электрической энергии в отношении объекта с целью понуждения к оплате спорной суммы, что привело к ущемлению интересов потребителя.
В рамках рассмотрения дела было установлено, что между потребителем и гарантирующим поставщиком заключен договор энергоснабжения от 28.04.2008.
16.12.2015 сетевая организация провела проверку приборов учета, по результатам которой выявило нарушения, которые впоследствии привели к составлению актов о неучтенном потреблении электрической энергии. Нарушения выразились в отсутствии пломб сетевой организации, гарантирующего поставщика на трансформаторах тока приборов учета и в истечении срока межповерочного интервала у трансформаторов тока и электросчетчиках.
При этом, ни гарантирующий поставщик, ни сетевая организация не осуществляли проверку узлов учета потребителя в период с 28.04.2008 (даты заключения договора энергоснабжения) до 16.12.2015.
Между тем сетевая организация сочла возможным определить период безучетного потребления электрической энергии в течение полного года, предшествующего дате, в которую был выявлен факт безучетного потребления (16.12.2015), при том, что плановая проверка должна была быть проведена не позднее 28.04.2015.
В дальнейшем, при обжаловании указанного решения, судебные инстанции указали, что установление пунктом 195 Основных положений годичного срока само по себе не давало основание определять срок безучетного потребления в рассматриваемом случае в течение всего года, предшествовавшего проведению проверки. В данном случае положение абонента не должно быть обусловлено ненадлежащим исполнением сетевой и энергосбытовой организациями своих обязанностей.
В связи с этим суды согласились с мнением управления о том, что на абонента отнесены негативные последствия не только его собственного поведения, но и бездействия контрагента - профессионального участника товарного рынка, что привело к ущемлению интересов абонента и свидетельствует о злоупотреблении сетевой и энергосбытовой организациями своим доминирующим положением, что запрещено частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суды заключили, что названные действия совершены заявителями с превышением пределов осуществления гражданских прав; неверное определение периода безучетного потребления сетевой организацией, направление гарантирующим поставщиком счета на оплату стоимости безучетного потребления электрической энергии, рассчитанной исходя из неверных значений объема безучетного потребления, привело к значительному ухудшению имущественного положения абонента. Акты о неучтенном потреблении электрической энергии составлены сетевой организацией с нарушением Основных положений, в части определения объема безучетного потребления электрической энергии. Сетевая организация при неверном определении объема электрической энергии по актам о безучетном потреблении электрической энергии получало коммерческую выгоду.
При этом суды установили, что гарантирующему поставщику, являющемуся стороной по договору энергоснабжения, в настоящем случае было известно о некорректности произведенных сетевой организацией расчетов, поскольку гарантирующий поставщик располагал информацией об отсутствии проведенных проверок сетевой организацией и гарантирующим поставщиком с даты заключения договора энергоснабжения, однако не предпринял каких-либо действий, направленных на восстановление прав абонента, предпочтя сразу выставить ему счет за безучетное потребление на основании данных, представленных сетевой организацией.
Дополнительно суды установили, что гарантирующий поставщик, использовав свое монопольное положение на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии, поставив под риск деятельность абонента путем инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии, несмотря на добросовестное исполнение им обязательств по оплате текущих платежей по упомянутому договору энергоснабжения, в целях понуждения абонента оплатить спорную сумму для восстановления энергоснабжения, что привело к ущемлению прав и законных интересов последнего.
Исходя из указанного суды признали правомерным квалификацию управлением действий гарантирующего поставщика и сетевой организации по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и с учетом этого указали на законность оспариваемых предписаний и решения управления (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.08.2019 N Ф05-13108/2019 по делу N А40-307876/2018).
Более того, в данном постановлении указано, что правовая позиция судов первой и апелляционной инстанций по настоящему делу подтверждается определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2019 N 309-ЭС18-24456 по делу N А60-64563/2017.
В Московском регионе сложилась обширная судебная практика по обжалованию актов антимонопольного органа, вынесенных по факту нарушения сетевой организацией, гарантирующим поставщиком части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции при неверном определении периода безучетного потребления: дела NN А40-196524/18, А40-105330/18, А40-117339/2018, А40-81512/2018, А40-116168/18, А40-237895/2018, А40-290290/18, А40-307876/18, А40-108276/2019.
Некорректное определение объема безучетного потребления сетевой организацией может также свидетельствовать об ущемлении интересов гарантирующего поставщика.
Так, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения обращения гарантирующего поставщика в отношении сетевой организации возбуждено и рассмотрено дело N 15-/А-10-2017 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением управления от 04.06.2018 сетевая компания признана нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, в части искусственного увеличения полезного отпуска электроэнергии, передача которой подлежит оплате гарантирующим поставщиком, и, соответственно, уменьшения потерь электрической энергии, которые должны приобретаться и оплачиваться сетевой компанией; создания ситуации, которая ведет к неправильному определению объемов потребленной гражданами электроэнергии, некорректным начислениям и, как следствие, создает угрозу введения ограничения (приостановления) предоставления электроэнергии потребителям ввиду наличия задолженности.
В рамках рассмотрения указанного дела было установлено, что между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях от 21.11.2014.
Согласно положениям Договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях, объем электрической энергии (мощности), приобретаемый сетевой организацией для целей компенсации потерь электрической энергии, подлежит корректировке в сторону уменьшения на выявленный и рассчитанный в соответствии с Основными положениями и принятый гарантирующим поставщиком объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) в том расчетном периоде, в котором были составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии.
В марте 2017 года сетевой организацией были выявлены факты безучетного потребления электроэнергии в двух частных жилых домах, составлены акты о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии гражданином - потребителем коммунальной услуги по электроснабжению ввиду несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета; произведен расчет объема безучетно потребленной электроэнергии; акты направлены гарантирующему поставщику для рассмотрения и включения 88 068 кВтч в объем полезного отпуска электрической энергии сетевой организации.
При этом объем безучетного потребления был определен сетевой организацией с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к Основным положениям.
В силу пункта 188 Основных положений объем электрической энергии (мощности), подлежащей покупке соответствующей сетевой организацией для целей компенсации потерь электрической энергии, уменьшается на выявленный и рассчитанный в соответствии с настоящим документом объем безучетного потребления электрической энергии, в том расчетном периоде, в котором были составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии, при этом объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых был выявлен факт безучетного потребления, увеличивается в том же расчетном периоде на выявленный и рассчитанный в соответствии с настоящим документом объем безучетного потребления электрической энергии. Пунктом 184 Основных положений предусмотрено, что определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами N 354. Согласно абзацу 6 пункта 81(11) Правил N 354 в случае выявления несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель производит потребителю перерасчет платы за коммунальную услугу исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента 10. Такой перерасчет производится не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство.
Таким образом, в рассматриваемом случае расчет объема безучетно потребленной в индивидуальных жилых домах электроэнергии был произведен предприятием в соответствии с пунктом 195 Основных положений исходя из мощности ресурсопотребляющего оборудования за период, превышающий 3 месяца (217 дней и 182 дня), что противоречит пункту 184 Основных положений и Правилам N 354.
Необоснованное применение сетевой организацией расчетного способа определения объема безучетного потребления электроэнергии в отношении граждан-потребителей подтверждено судебными актами по делу N А27-9546/2017. Кроме того, в рамках данного дела установлено, что спорный объем безучетного потребления, исчисленный по Правилам N 354, значительно ниже объема, рассчитанного предприятием.
При таких обстоятельствах суд согласился с выводами антимонопольного органа о том, что неверный расчет сетевой организацией объема безучетного потребления привел к искусственному увеличению полезного отпуска электроэнергии, передача которой подлежала оплате гарантирующим поставщиком, и, соответственно, уменьшению потерь электрической энергии, которые должны приобретаться и оплачиваться сетевой организацией.
Будучи профессиональным участником рынка оказания услуг по передаче электрической энергии, сетевая организация не могла не знать о правовом регулировании рассматриваемых правоотношений и возможных последствиях своего поведения.
Поскольку допущенное сетевой организацией нарушение влечет неправильное определение гарантирующим поставщиком объемов потребленной гражданами электроэнергии, некорректным начислениям и завышению предъявляемой им к оплате стоимости безучетного потребления, а также создает угрозу введения ограничения (приостановления) предоставления электроэнергии, суды обоснованно указали на возможность ущемления прав и законных интересов как гарантирующего поставщика, так и неопределенного круга потребителей.
Законность решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области подтверждена постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.04.2019 N Ф04-877/2019 по делу N А27-13746/2018 (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2019 N 304-ЭС19-8212 отказано в передаче дела N А27-13746/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей