Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Соблюдение органами государственной власти Российской Федерации органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья граждан

В 2019 году в Росздравнадзор поступило 30548 обращений граждан с жалобами на нарушение, по мнению заявителей, их прав на получение медицинской помощи (на 13,6% больше чем в 2018 году - 26880), в том числе на:

низкое качество медицинской помощи - 18376;

отказ в оказании медицинской помощи - 2091;

непредоставление гарантированного объема медицинской помощи - 3407;

низкую доступность медицинской помощи - 2152;

нарушение права на оказание медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде ограничения свободы - 2506;

нарушение права выбора врача и медицинской организации - 450;

отказ в предоставлении информации о состоянии здоровья - 820;

несоблюдение врачебной тайны - 211;

медицинское вмешательство без получения добровольного информированного согласия гражданина - 257;

нарушение права на приоритетную охрану здоровья детей - 573;

непредоставление информации о факторах, влияющих на здоровье - 269.

В отношении органов государственной власти 61 субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья всего проведена 871 проверка, из них плановых - 26.

Количество проведенных внеплановых проверок - 844 (из них документарных - 747 (88,4%), в том числе на основании:

приказа Территориального органа Росздравнадзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации - 16 проверок;

поступления обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан - 436;

причинения вреда жизни, здоровью граждан - 4;

истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 379 проверок;

приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры - 9 проверок.

В результате проверок установлены нарушения в деятельности органов государственной власти 32 субъектов, в том числе:

непредоставление подведомственными медицинским организациями гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - в 19 субъектах Российской Федерации;

необеспечение подведомственными медицинскими организациями транспортной доступности для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в 5-ти субъектах Российской Федерации;

необеспечение подведомственными медицинскими организациями оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья в 6 субъектах Российской Федерации;

отсутствие программ, направленных на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний в 2-х субъектах (в Республике Алтай; Московской области);

отсутствие программ, направленных на снижение материнской и младенческой смертности в 2-х субъектах Российской Федерации;

отсутствие программ, направленных на формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни в одном субъекте Российской Федерации;

отсутствие организации обеспечения детей лекарственными препаратами в 13 субъектах Российской Федерации;

нарушения в организации обеспечения детей специализированными продуктами лечебного питания в 4-х субъектах Российской Федерации;

отсутствие организации обеспечения детей медицинскими изделиями в 11 субъектах Российской Федерации;

отсутствие мер по созданию и развитию медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья в одном субъекте Российской Федерации;

отсутствие программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ в одном субъекте Российской Федерации;

нарушения организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности в 15 субъектах Российской Федерации;

отсутствие координации деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации в 8-ми субъектах Российской Федерации;

отсутствие информирования населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации в 2-х субъектах Российской Федерации;

отсутствие порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях в 3-х субъектах Российской Федерации;

отсутствие порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу в 4-х субъектах Российской Федерации;

отсутствие в подведомственных медицинских организациях необходимого количества медицинских работников и несоответствие уровня их квалификации в 7-ми субъектах Российской Федерации;

отсутствие мероприятий по привлечению медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организаций в 4-х субъектах Российской Федерации;

отсутствие нормативных документов, регламентирующих организацию работы по рассмотрению обращений граждан, в том числе регламентирующие работу с обращениями граждан в 2-х субъектах Российской Федерации;

нарушения в организации работы "горячих линий" по актуальным вопросам медицинского и лекарственного обеспечения в 7-ми субъектах Российской Федерации;

отсутствие анализа работы по рассмотрению обращений граждан, в том числе обоснованности жалоб, в 3-х субъектах Российской Федерации;

отсутствие проверок по фактам, изложенным в обращениях граждан, в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в 8-ми субъектах Российской Федерации.

Проверено 15 государственных внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации, из них 10 в плановом порядке.

Внеплановые проверки по контролю исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений проведены в 6 субъектах Российской Федерации.

В ходе проверок установлены следующие нарушения:

несоблюдение рекомендуемого срока утверждения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - ТПГГ), включающей территориальную программу обязательного медицинского страхования;

несоответствие структуры ТПГГ базовой программе обязательного медицинского страхования; несоответствие средних нормативов объема медицинской помощи, установленных ТПГГ, базовой программе обязательного медицинского страхования в расчете на 1 застрахованное лицо;

несоответствие стоимости утвержденной ТПГГ размеру бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования;

нарушение порядка ведения реестра страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

несоблюдение территориальным фондом обязательного медицинского страхования порядка организации и проведения плановых проверок страховых медицинских организаций (филиалов страховых медицинских организаций);

необеспечение доступности лицам с ограниченными возможностями здоровья в случае обращения во внебюджетный фонд за предоставлением государственных услуг.

В результате проверок в деятельности проверенных медицинских организаций выявлено 3064 случая нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе:

отсутствие локального акта, регламентирующего порядок посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации - 24 случая;

отсутствие условий (наличие оборудования) для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья - 182 случая;

отсутствие в медицинской документации пациента письменного согласия гражданина или его законного представителя на разглашение сведений, составляющих его врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (в случае, если предполагается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну) - 113 случаев;

отсутствие в доступной для гражданина форме информации, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации - 175 случаев;

отсутствие на информационных стендах медицинской организации памятки о правах и обязанностях пациентов - 67 случаев;

отсутствие в доступном месте медицинской организации информация об участии в оказании медицинской помощи обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования - 51 случай;

отсутствие документа, регламентирующего возможность отказа пациента от участия обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, в оказании ему медицинской помощи - 56 случаев;

неполучение пациентами лечебного питания в случае нахождения их на лечении в стационарных условиях при наличии показаний - 30 случаев;

отсутствие в медицинской документации пациента информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства - 418 случаев;

отсутствие в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство или отказе от медицинского вмешательства подписей гражданина, одного из родителей или иного законного представителя (201) или медицинских работников (259) всего 460 случаев;

использование неустановленных форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (далее - ИДС) всего 583 случая из них: отсутствие ИДС на определенные виды медицинских вмешательств в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития N 390н - 187; несоответствие используемых форм ИДС Форме информированного добровольного согласия на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 23.04.2012 N 390н - 138; несоответствие используемой формы отказа от медицинского вмешательства утвержденной Форме отказа от вида медицинского вмешательства, включенного в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 23.04.2012 N 390н - 95; отсутствие ИДС на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, оформленное в письменной форме - 46; отсутствие в медицинской документации отказа на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, оформленный в письменной форме - 74; несоответствие используемой формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины, утвержденной приказом Минздрава России от 07.04.2016 N 216н - 43 случая;

нарушения при ознакомлении пациента либо его законного представителя с медицинской документацией всего 380 случаев, из них: отсутствие помещения, предназначенного для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией - 111; отсутствие графика работы помещения для ознакомления с медицинской документацией - 103; отсутствие в помещении для ознакомления с медицинской документацией необходимых учетных документов - 102; несоблюдение сроков ожидания пациентом либо его законным представителем ознакомления с медицинской документацией - 64 случая;

отсутствие на информационных стендах/официальном сайте медицинской организации информации о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - 97 случаев;

отсутствие в медицинской организации условий (предоставление спального места и питания) для пребывания без взимания платы одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в стационарных условиях при совместном нахождении в медицинской организации с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний - 27 случаев;

отсутствие у пациента возможности получить платные медицинские услуги по его желанию при оказании медицинской помощи, платные немедицинские услуги (бытовые, сервисные, транспортные и иные услуги), предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи - 90 случаев;

нарушения в организации работы по рассмотрению обращений граждан - всего 311 случаев, из них: отсутствие утвержденного порядка работы по рассмотрению обращений граждан - 34; отсутствие системы регистрации обращений граждан - 17; отсутствие графика личного приема граждан руководителем медицинской организации и его заместителями - 30; отсутствие информации о месте приема граждан, а также об установленных для приема днях и часах - 27; отсутствие у граждан возможности направить свое обращение через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" - 53; отсутствие в медицинской организации возможности рассмотрения обращения с участием гражданина, его направившего - 13; отсутствие у заявителя возможности ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения 13; не проведение анализа работы с обращениями граждан - 48; не проведение врачебной комиссией рассмотрения обращений граждан по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи - 75 случаев.