6. Современные методики реализации среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО на основе практик субъектов Российской Федерации

6. Современные методики реализации среднего общего

образования в пределах освоения ООП СПО на основе практик

субъектов Российской Федерации

С целью повышения качества освоения среднего общего образования в пределах ООП СПО, а также усиления мотивации обучающихся в процессе реализации общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях субъектов Российской Федерации используется широкий спектр методик и технологий преподавания.

Применение современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала студентами, повышает интерес к изучаемым дисциплинам, а также позволяет заложить основу для освоения дисциплин профессионального цикла.

ФГОС СПО предъявляет высокие требования к современному выпускнику. Сокращение сроков обучения, большие объемы информации и жесткие требования к практическому опыту, умениям, знаниям и компетенциям обучающихся должны обеспечиваться современными условиями, а реализовываться за счет современных методик и технологий.

Региональный опыт насыщен современными практиками работы преподавателей общеобразовательных дисциплин. В субъектах отмечается, что новым видом деятельности преподавателя является умение сочетать в методике преподавания общеобразовательных дисциплин практик ориентированную составляющую и развитие познавательных потребностей, организацию поиска новых знаний.

Так, в Оренбургской области отмечено, что на занятиях по учебным дисциплинам "Естествознание", "География", "Химия", "Биология" оправдано применение таких образовательных технологий, как технология сотрудничества, технология развития критического мышления, проблемного и личностно-ориентированного обучения. Это способствует более эффективному восприятию учебного материала обучающимся, повышают интерес к изучаемым дисциплинам. В процессе обучения "Химии" и "Физики" особое значение исследовательские методы.

Технология сотрудничества реализует гуманистический подход в педагогической деятельности. Она направлена на работу обучающихся в малых группах и способствует развитию системно-деятельностных компетенций обучающихся, таких, как заинтересованность, умение идти на определенный компромисс, интеллектуальная терпимость, умение слушать, и отстаивать позицию, эмпатия, лабильность, гибкость мышления, культура речи.

Технология развития критического мышления позволяет обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и осознанно размышлять о полученных знаниях. В рамках данной технологии используются различные приемы работы с учебной литературой, где применяются активные методы чтения: записи по мере осмысления материала, составление плана и графическое оформление полученной информации. Технология критического мышления способствует формированию у обучающихся исследовательской деятельности и управление информацией. Данная технология успешно применяется при изучении таких дисциплин, как "Литература", "История", "Обществознание", "Право", "Иностранный язык", "ОБЖ".

Также в Оренбургской области успешно применяются игровые технологии, которые включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактических, деловых, ролевых. Игровые технологии формируют у обучающихся компетенции, связанные с выстраиванием отношений с окружающими, формируют правильную речь, бесконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим временем, что позволяет установить устойчивый контакт в коллективе.

К данной технологии относится геймификация, когда правила игры переносятся в реальный мир. Данная технология формирует у участников мотивацию к соблюдению утвержденных правил и вынуждают поступать взвешенно и качественно, оценивать себя в сравнении с другими.

Коучинг, когда целью применения данной технологии педагогами является возможность помогать обучающимся учиться осознанно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания. Используя коучинг, педагог помогает студенту понять свои возможности и ресурсы, определить цели, поставить задачи, используя проблемы.

Кейс-метод способствует формированию умений решать различные проблемные ситуации, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой возможно в дальнейшем придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Применяя данный метод в качестве метода конкретных ситуаций, педагоги предусматривают работу по активному проблемно-ситуационному анализу, основанному на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций, как типичных, так и нетипичных.

На занятиях физической культуры успешно применять технологию дифференцированного физкультурного образования. Данная технология направлена на физическое формирование обучающегося посредством развития индивидуальных способностей, выносливости, что является одним из важных качеств специалиста при выполнении профессиональных обязанностей.

Учитывая образовательные потребности обучающихся, одним из предложений является включение в программу физической культуры раздела "Фитнес": изучение функционального состояния человека с использованием "умных" браслетов и "умных" весов.

В образовательном процессе республики Башкортостан сформирован банк современных методик и технологий преподавания по общеобразовательным дисциплинам, среди которых используются: проектные технологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии (ролевые и деловые игры), кейс-технологии, модульные технологии, технологии развития критического мышления, технологии развивающего обучения, интерактивные методы обучения, модульное обучение, метод рефлексии, метод мозгового штурма.

В рамках преподавания общеобразовательных дисциплин в колледжах Омской области преподаватели используют следующие современные технологии:

технологии сотрудничества;

технологии проектного обучения;

технологии интерактивных методов обучения;

технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения;

Преподаватели активно применяют технологии критического мышления, которые позволяют студентам самостоятельно определять и формулировать цели обучения, осуществлять активный поиск информации и осознанно размышлять о полученных знаниях. В рамках данной технологии используются различным приемы работы с учебной литературой, применяются активные методы чтения:

- запись ключевой информации по мере осмысления материала:

- отбор наиболее значимой информации общего объема;

- отбор наиболее значимой информации из общего объема;

- выделение смысловых единиц текста;

- составление плана и графическое оформление полученной информации.

Многие регионы отмечают, что особенность преподавания общеобразовательных дисциплин состоит в необходимости учета разницы в входном уровне общеобразовательной подготовки студентов одной группы, а также учета профессиональной направленности осваиваемой ООП СПО. Учет образовательных потребностей обучающихся осуществляется посредством внедрения дифференцированных разноуровневых заданий в сочетании с индивидуально подобранными активными и интерактивными методами и внеаудиторной работой. Одновременно с этим учет индивидуальных особенностей позволяет выявить и опережающе начать формировать ряд общих компетенций, в том числе основ финансовой грамотности, антикоррупционной культуры и др.

В целях учета образовательных потребностей обучающихся в педагогами Ярославской области в качестве эффективного инструмента мотивации обучающихся для студентов первого курса в рамках освоения общеобразовательного цикла предложены предметные олимпиады, развитие которых может сформировать интерес обучающихся к изучаемым дисциплинам.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов выраженность дифференцированного подхода усиливается. Для данной категории обучающихся необходимо применять персонифицированные методики преподавания общеобразовательных дисциплин, учитывающие особенности нозологии обучающегося. Определенные эффекты для данной категории лиц дают бинарные уроки.

В качестве предложений по внедрению новых методик преподавания общеобразовательных дисциплин в системе среднего профессионального образования с учетом образовательных потребностей обучающихся профессиональными образовательными организациями сформулирован ряд конструктивных предложений, что позволяет активизировать развитие региональных практик в данных направлениях.

Так, опыт Свердловской области позволяет сделать вывод о необходимости:

создания базы современных методик и практик на сайте Федеральных учебно-методических объединений для эффективной трансляции в образовательных организациях;

разработки программ единых тестовых заданий по общеобразовательным программам;

использования контекстно-ориентированных профессиональных заданий (кейсов), разрабатываемых с участием работодателей;

разработки и внедрения программных продуктов, соответствующих требованиям ФГОС СПО, по иностранному языку с привлечением носителей языка;

формирования базовых знаний по черчению;

реализации системно-деятельностного и метапредметного подходов, обеспечения преемственности образовательных программ основного общего и среднего общего образования, формирования и оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, развития универсальных учебных действий в рамках преподавания дисциплины;

создания общедоступного банка материалов для использования в рамках мультимедиа-технологий по общеобразовательным дисциплинам (виртуальных кабинетов).

Также предлагается разработать примерные образовательные программы по дисциплинам "Мировая художественная культура" и "Психология общения".

В разрезе преподавания конкретных дисциплин, практики субъектов Российской Федерации достаточно разнообразны.

Так, в Саратовской области в предметной области "Русский язык и литература" применяется методика использования интерактивных модулей, методика использования интерактивным заданий на базе инструментальной компьютерной программы, методика "Письмо под копирку" для развития навыков самооценки.

В предметной области "Математика" применяется методика с использованием компьютерной программы "Живая геометрия".

В предметной области "История" методика использования проблемных заданий с элементами ролевой игры - образовательный webquest.

В предметной области "Информатика" используются различные цифровые системы.

Анализ образовательных потребностей обучающихся показывает, что у молодежи возрос интерес к формированию навыков при изучении иностранных языков. К основным образовательным потребностям относится развитии коммуникативных навыков аудирования и общения на иностранном языке, в использовании современных цифровых технологий при освоении образовательных программ, навыки самостоятельного поиска информации и освоения дисциплины во внеаудиторном формате, потребности в использовании полученных знаний при освоении дисциплины профессионального цикла.

В связи с чем, преподаватели используют коммуникативную методику преподавания с использованием современных пособий, аудио- и видео- материалов и встреч с носителями изучаемого иностранного языка. В предметной области "Иностранный язык" применяется методика, когда все занятия проводятся на английском языке, либо с минимальным включением родной речи.

При реализации общеобразовательной дисциплины "Астрономия" образовательными организациями Омской области предлагается рассмотреть вопрос об увеличении доли самостоятельной работы для возможности использования пяти видов виртуальных тематических экскурсий, в том числе с помощью использования русскоязычных астрономических сайтов и ресурсов электронных библиотек для профессиональных организаций.

Сегодня в среднем профессиональном образовании наблюдается смешанный тип обучения, когда наряду с очным образованием (с использованием различных информационных платформ и информационно-образовательной среды) применяются дистанционные образовательные технологии.

На образовательных порталах образовательных организаций студентам предлагаются задания, создаются портфолио, создается контент, позволяющий работать в дистанционном режиме, в мобильном режиме, с использованием мобильных технологий. В этой ситуации адаптивные технологии обучения и распределенные формы образовательного процесса играют немаловажную роль и являются условием персонализации обучения.

Для повышения эффективности освоения общеобразовательных дисциплин необходимо использовать самые передовые информационно-коммуникационные технологии, применять всю линейку мультимедиа-технологий, различных средств общего назначения, программных средств обучения: электронных учебников и пособий, охватывающих как весь курс изучения учебной дисциплины, так и отдельно его крупные разделы; средства для тренировки и контроля полученных знаний и профессиональных умений; применять видеоуроки и электронные конференции, презентации для визуального и звукового сопровождения словесных методов обучения.

Внедрение дистанционных технологий и электронного обучения, расширяет возможности коммуникации участников образовательного процесса с целью выполнения групповых проектов, оперативной корректировки хода выполнения заданий, возможностей удаленного доступа к источнику информации. Наряду с предметными компетенциями осваиваются компетенции по информационно коммуникационным технологиям, которые важны для современного специалиста.

Основные направления работы по повышению качества подготовки студентов по общеобразовательным дисциплинам, на примере Московской области:

- оценка эффективности подготовки студентов по общеобразовательным дисциплинам (входная и выходная диагностика по общеобразовательным дисциплинам);

- оценка эффективности работы преподавателей общеобразовательных дисциплин;

- применение цифровых образовательных ресурсов для повышения качества освоения общеобразовательных дисциплин;

- формирование методической базы.

В рамках реализации задач по повышению качества подготовки студентов по общеобразовательным дисциплинам реализуются следующие мероприятия:

- утвержден перечень базовых площадок по внедрению эффективных практик обучения по дисциплинам: русский язык, математика;

- сформированы и утверждены списки рабочих групп из числа преподавателей общеобразовательных дисциплин базовых площадок;

- разработаны и утверждены показатели эффективности деятельности преподавателей общеобразовательных дисциплин;

- проведена серия совместных круглых столов региональных учебно-методических объединений профессиональных образовательных организаций Московской области (далее - ПОО МО) с учебно-методическими объединениями в системе общего образования Московской области (обмен методиками подготовки);

- активизирована работа методических служб Московской области в области качества подготовки студентов по общеобразовательным дисциплинам;

- сформирован и утвержден перечень электронных учебно-методических комплекса ЭУМК), рекомендованных при организации освоения общеобразовательных дисциплин (6 УЭМК - на платформе "Цифровой колледж Подмосковья": Русский язык, Математика, Химия).