1. Общие положения

1.1. Коммерческий осмотр - это комплекс мероприятий, направленных на выявление несоответствий условий размещения и крепления грузов требованиям технических условий, правил перевозки и сохранности груза, в том числе с использованием программно-технических средств проведения коммерческого осмотра (далее - ТСКО).

1.2. Требования к проведению коммерческого осмотра вагонов и грузовых поездов (далее - поездов) на железнодорожных станциях (далее - Требования) устанавливают типовые требования к проведению коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях (далее - станциях), в том числе:

- к последовательности и составу операций в ходе проведения коммерческого осмотра;

- к оформлению результатов коммерческого осмотра;

- к устранению коммерческих неисправностей;

- к оформлению документов, удостоверяющих факт устранения коммерческих неисправностей;

- к проведению служебного расследования случаев нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

- к организации работы станций для проведения коммерческого осмотра;

- к перечню неснижаемого запаса материалов и приспособлений для устранения коммерческих неисправностей вагонов и контейнеров на ПКО, ПКБ, ПКД;

- к перечню необходимого оснащения ПКО (ПКБ, ПКД) оборудованием, материалами, приспособлениями для устранения коммерческих неисправностей, наглядными пособиями и служебными инструкциями;

- к классификации коммерческих неисправностей грузовых вагонов.

1.3. Коммерческий осмотр проводится в целях обеспечения сохранности и безопасности грузовых перевозок.

1.4. Коммерческий осмотр проводится:

- перед отправлением состава поезда на станциях погрузки;

- по прибытии на станциях выгрузки;

- в пути следования на пунктах коммерческого осмотра вагонов в поездах (далее - ПКО), постах коммерческой безопасности (далее - ПКБ) или постах коммерческой диагностики (далее - ПКД);

- на станциях формирования и расформирования поездов, не являющихся ПКО, ПКБ, ПКД;

- перед отправлением со станции временного отставления поезда от движения.

Порядок проведения коммерческого осмотра при назначении гарантийных расстояний в коммерческом отношении установлен распоряжением ОАО "РЖД" N 986/р от 12.04.2022.

Коммерческий осмотр перед отправлением состава поезда на станциях погрузки и по прибытии на станциях выгрузки может осуществляться на железнодорожных путях необщего пользования.

(п. 1.4 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 09.03.2023 N 521/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5. Выбор станций для организации работы ПКО (ПКБ, ПКД) осуществляется в соответствии с Методикой размещения ПКО, ПКБ, ПКД.

1.6. Настоящие Требования распространяются на подразделения железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", проводящих коммерческий осмотр вагонов и поездов.

1.7. Требования предусматривают оформление необходимых технологических операций и первичных документов с использованием Единой автоматизированной системы актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок (ЕАСАПР М) во взаимодействии со смежными автоматизированными системами и ТСКО.

1.8. К ТСКО относятся:

- Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ);

- Автоматизированная система коммерческого осмотра "Смотровая вышка" (АСКО СВ);

- Тепловизионный комплекс дистанционного контроля загрузки вагонов (Тепловизионный комплекс);

- Электронные вагонные весы;

- Интегрированный пост автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях (ППСС);

- Иные программно-технические средства, используемые при проведении коммерческого осмотра.