IV. Основные требования безопасности, реализуемые при проектировании судна атомно-технологического обслуживания
IV. Основные требования безопасности,
реализуемые при проектировании судна
атомно-технологического обслуживания
40. Судно АТО должно обеспечивать безопасное выполнение работ по АТО, в том числе:
прием, хранение и передачу на другое судно или в береговой пункт хранения свежего и отработавшего ЯТ судов и других плавсредств с ядерными реакторами;
прием, дезактивацию, ремонт, хранение и передачу на другое судно или в береговой пункт хранения (хранилище) оборудования реакторных установок судов и других плавсредств с ядерными реакторами;
прием, переработку, хранение и передачу на другое судно или в береговые хранилища жидких и твердых РАО.
Состав систем и элементов судна АТО определяется его назначением, обосновывается в проекте судна АТО и представляется в ООБ.
41. Технические и организационные меры по обеспечению безопасности при обращении с ЯМ, РВ и РАО, предусмотренные проектом судна АТО, должны соответствовать требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
42. Обоснование безопасности при обращении с ЯМ, РВ и РАО должно быть выполнено в проекте судна АТО и представлено в ООБ.
43. Объем и срок хранения ЯТ и РАО на судне АТО должны обосновываться в проекте судна АТО и представляться в ООБ.
44. Расположение на судне помещений, предназначенных для хранения свежего ЯТ, ОТВС и (или) РАО, должно быть обосновано в проекте судна АТО.
45. В проекте судна АТО, предназначенного для обращения с ЯТ, должны быть предусмотрены специальные места и оборудование, предназначенные для приема транспортных упаковочных комплектов с ЯТ, подготовки транспортных упаковочных комплектов с ЯТ к передаче на другое судно АТО или в береговые хранилища.
46. Помещение для хранения свежего ЯТ должно быть оборудовано стеллажами для хранения. Стеллажи и устройства фиксации транспортных контейнеров должны исключать возможность их перемещения при кренах и дифферентах судна, в том числе при опрокидывании.
47. Помещения для хранения свежего ЯТ должны быть оборудованы системой осушения.
48. Необходимость прокладки транзитных трубопроводов через помещения для хранения свежего ЯТ, не предназначенных для обслуживания этих помещений, должна быть обоснована в проекте судна АТО. В случае прокладки через указанные помещения транзитных трубопроводов они не должны иметь разъемных соединений внутри помещений. Прокладка паропроводов в помещениях для свежего ЯТ не допускается.
49. Конструкцией хранилищ ОТВС должно исключаться возникновение самоподдерживающейся цепной реакции деления в любых возможных условиях хранения ОТВС.
50. Хранение твердых РАО на судне АТО должно осуществляться в специальных хранилищах стационарного типа и (или) в контейнерах, которые должны располагаться в специально предназначенных для этого помещениях.
51. Для приема и хранения жидких РАО должны быть предусмотрены специальные цистерны вкладного типа, расположенные в предназначенных для этого помещениях.
52. Возможность хранения оборудования реакторных установок судов и других плавсредств с ядерными реакторами, а также места его хранения на судне должны быть обоснованы в проекте судна АТО и представлены в ООБ.
53. В проекте судна АТО должны быть предусмотрены технические средства обращения с поврежденным ЯТ.
54. Системы и элементы судна АТО, важные для безопасности, должны проектироваться и конструироваться в соответствии требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. Требования иных нормативных документов, не относящихся к нормативным правовым актам, могут применяться в части, не противоречащей федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии.
55. В ООБ должны быть представлены обоснованные в проекте судна АТО эксплуатационные пределы и условия, пределы и условия безопасной эксплуатации судна АТО для всех предусмотренных проектом эксплуатационных состояний судна.
56. Судно АТО с хранилищем (хранилищами) ЯТ должно иметь системы и элементы безопасности, предназначенные для выполнения следующих основных функций безопасности:
обеспечения подкритичности при хранении и транспортировании ЯТ на борту судна АТО;
отвода тепла от ЯТ при его хранении и транспортировании на борту судна АТО;
удержания РВ и (или) РАО в установленных границах.
Судно АТО с хранилищами РАО должно иметь системы (элементы) безопасности, предназначенные для удержания РВ и (или) РАО в установленных границах.
57. Осуществление функций безопасности допускается выполнять системами нормальной эксплуатации. Совмещение выполнения системой функций безопасности и функций нормальной эксплуатации должно быть обосновано в проекте судна АТО и представлено в ООБ.
58. В проекте судна АТО должен быть предусмотрен контроль состояния ЯМ, РВ и РАО в условиях проектных аварий, а также средства послеаварийного мониторинга. Объем контроля, предусмотренный в проекте судна АТО, должен быть достаточным для управления авариями.
59. В проекте судна АТО для защиты систем и элементов безопасности от отказов по общей причине должны применяться принципы разнообразия, резервирования (избыточности) и независимости.
60. В проекте судна АТО должны предусматриваться средства, с помощью которых предотвращаются ошибки персонала судна АТО или ослабляются их последствия, в том числе при техническом обслуживании и ремонте систем и элементов безопасности.
61. Системы и элементы, важные для безопасности, должны проходить прямую и полную проверку на соответствие проектным показателям при вводе в эксплуатацию, после модернизации, ремонта и периодически в течение всего их срока службы. В случае если проведение прямой и (или) полной проверки невозможно, что должно быть обосновано в проекте судна АТО, необходимо проведение косвенных и (или) частичных проверок. Достаточность косвенной и (или) частичной проверки должна быть обоснована в проекте судна АТО.
62. Системы безопасности должны функционировать таким образом, чтобы начавшееся их действие доводилось до полного выполнения их функции. Возвращение системы безопасности в исходное состояние должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в проекте судна АТО и указанными в эксплуатационной документации.
63. В проекте судна АТО должны быть установлены требования к химическим режимам сред в системах и элементах, которые должны соблюдаться при эксплуатации судна АТО с целью поддержания целостности физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и РВ в окружающую среду.
64. В проекте судна для систем и элементов, важных для безопасности, должно предусматриваться применение материалов, обеспечивающих работоспособность конструкций в рабочих средах, включая среды, используемые при дезактивации (очистке, промывке), в течение предусмотренного срока службы. Конструкционные материалы должны обладать соответствующими технологическому процессу характеристиками (прочностными свойствами, низкой сорбционной способностью по отношению к радионуклидам, коррозионной стойкостью в агрессивных средах и радиационной стойкостью). Конструкция элементов должна обеспечивать работоспособность, надежность и безопасность их эксплуатации в течение установленного срока службы.
65. В проекте судна АТО должна быть предусмотрена возможность дезактивации помещений, систем и элементов. Конструкцией трубопроводов и оборудования с радиоактивными технологическими средами должна быть предусмотрена возможность дренажа жидких сред, дезактивации наружных и внутренних поверхностей и удаления дезактивирующих растворов.
В проекте судна АТО должны быть приведены методы и средства для ликвидации аварийных загрязнений помещений, трубопроводов и оборудования, а также их дезактивации.
66. Системы и элементы, важные для безопасности, должны быть оснащены необходимыми для их эксплуатации контрольно-измерительными устройствами, позволяющими контролировать правильность ведения технологического процесса.
67. В конструкции трубопроводов и других элементов, работающих под избыточным давлением, должны быть предусмотрены технические средства, предотвращающие превышение допустимого давления (разряжения).
68. Конструкция и компоновка трубопроводов и других элементов, важных для безопасности, должны обеспечивать удобство при их эксплуатации, доступность для проведения технологических операций, возможность их технического обслуживания и ремонта, гидравлических (пневматических) испытаний, контроля металла и сварных соединений, если это предусмотрено проектом судна АТО.
69. Электроснабжение систем безопасности должно осуществляться от основной, резервной и аварийной систем электроснабжения судна АТО.
70. В проекте судна АТО должна быть предусмотрена система контроля целостности физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и РВ в окружающую среду.
71. В проекте судна АТО должны быть предусмотрены системы радиационного контроля, которые должны обеспечивать измерение значений контролируемых параметров, характеризующих радиационную обстановку в помещениях судна АТО при проектных и запроектных авариях, а также при выводе судна АТО из эксплуатации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей