Банком России утвержден План на 2022 - 2024 годы.

Дорожная карта

N п/п

Основные мероприятия

Ответственный

Срок

Результат <1>

1

Содействие в разработке и пилотной реализации сервиса предоставления финансовых услуг пожилым людям и людям с ментальными нарушениями при участии близких родственников или знакомых в офисах кредитных организаций и посредством дистанционных каналов обслуживания через ограниченный доступ к информации об операциях на основании согласия клиента (далее - Сервис)

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ

До конца 2020 года

Отчет на заседании РГ

1.1

Направление в кредитные организации рекомендаций по внедрению и применению Сервиса (при условии его успешного пилотирования)

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

II квартал 2021 года - в случае успешного завершения мероприятия, предусмотренного пунктом 1 Дорожной карты

Информационное письмо Банка России

2

Оценка особенностей применения действующего законодательства в сфере финансовых рынков и защиты прав потребителей финансовых услуг в части обеспечения доступности услуг финансовых организаций для людей с ментальными нарушениями, а также иных категорий ЛСИ и МГН, испытывающих затруднения в представлении своих интересов.

Выявление специфических проблем, возникающих у пожилого населения при получении финансовых услуг с учетом сенсорных и когнитивных возрастных особенностей.

Рассмотрение вопроса о целесообразности корректировки нормативных правовых актов по итогам проведенного анализа действующего законодательства, в том числе для повышения защищенности указанных категорий потребителей финансовых услуг

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ

I квартал 2021 года

Отчет на заседании РГ

3

Создание глоссария финансовых терминов, доступного для восприятия различными категориями ЛСИ и МГН, в том числе людьми с ментальными нарушениями и пожилыми людьми (формат "Легкий для чтения" (Easy Read). Размещение глоссария финансовых терминов на соответствующих информационно-просветительских и (или) образовательных ресурсах с целью дальнейшего использования и распространения общественными и финансовыми организациями среди ЛСИ и МГН

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ

I квартал 2021 года

Доклад о реализации в РГ

3.1

Дополнение глоссария финансовых терминов информацией на жестовом языке

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ

II квартал 2021 года

Доклад о реализации в РГ

4

Адаптация обучающих материалов по финансовой грамотности в формате, доступном для восприятия людьми с ментальными нарушениями. Разработка новых материалов, содержащих рекомендации непосредственно для людей с ментальными нарушениями (дополняющих существующие материалы). Размещение указанных материалов на соответствующих информационно-просветительских и (или) образовательных ресурсах

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ

II квартал 2021 года

Доклад об этапах реализации в РГ

4.1

Разработка и апробация методических рекомендаций по преподаванию основ финансовой грамотности и образовательных программ, направленных на повышение уровня финансовой грамотности ЛСИ и МГН, испытывающих затруднения в представлении своих интересов, с акцентом на людей с ментальными нарушениями, с целью повышения уровня защищенности указанных групп населения при совершении финансовых операций и формирования у них финансово грамотного поведения

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ

До конца 2021 года

Доклад о реализации в РГ

5

Адаптация обучающих материалов по финансовой грамотности в формат обучающих видеоматериалов, доступных для восприятия людьми с нарушениями слуха (сурдоперевод или субтитры)

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ

До конца 2021 года

Доклад об этапах реализации в РГ

6

Адаптация типовых форм паспорта продукта (услуги) (ключевых информационных документов) по основным видам банковских услуг для ознакомления и использования людьми, испытывающими затруднения в восприятии и (или) понимании финансовых документов

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ

До конца 2020 года - подготовка проекта минимум 1 документа

Формы документов, согласованные участниками РГ

7

Обеспечение составления ренкинга российских банков с точки зрения оценки доступности различных каналов обслуживания для людей с инвалидностью

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

II квартал 2021 года

Доклад о реализации в РГ

8

Проведение двух этапов исследования финансовой доступности для людей с инвалидностью в 2020 году и 2021 году.

Публикация на официальном сайте Банка России обзоров по итогам каждого этапа исследования

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

I квартал 2021 года - публикация результатов, полученных в 2020 году

Доклад о реализации в РГ

I квартал 2022 года - публикация результатов, полученных в 2021 году

9

Направление рекомендаций в кредитные организации по доработке мобильных банковских приложений и иных дистанционных каналов обслуживания с учетом обновленного национального стандарта ГОСТ Р 52872-2019 "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности".

Указанные рекомендации также должны содержать положения по обеспечению возможности для клиента банка, в том числе из числа ЛСИ и МГН, использующего мобильное банковское приложение или иные дистанционные каналы обслуживания, в случае недостаточной скорости доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" перейти на "легкую" версию (или в специальный режим работы мобильного приложения или сайта, предназначенный для низких скоростей доступа), способную надежно обеспечить для потребителей получение ограниченного объема наиболее востребованных финансовых услуг посредством дистанционного доступа к счету

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

До конца 2020 года

Информационное письмо Банка России

10

Внедрение механизма получения людьми с инвалидностью определенного состава сведений из ФГИС ФРИ с целью передачи в электронном виде в финансовые организации (на основании информированного согласия людей с инвалидностью)

Минтруд России (по согласованию),

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, иные структурные подразделения центрального аппарата Банка России (по согласованию), заинтересованные участники РГ

До конца 2020 года

Нормативные документы, порядки, регламенты

11

Разработка механизмов поддержки самозанятых и предпринимателей с инвалидностью, а также субъектов МСП, использующих труд людей с инвалидностью.

Реализация пилотных проектов с заинтересованными кредитными организациями в части специальных предложений для предпринимателей с инвалидностью

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ

До конца 2020 года - запуск минимум 1 пилотного проекта

Доклад о реализации в РГ

11.1

Распространение лучших практик, выявленных в ходе реализации пилотных проектов, среди кредитных организаций

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

До конца 2021 года - по итогам исполнения пункта 11

Письма в банковские ассоциации и объединения

12

Проработка технологических и юридических аспектов использования специальных аналогов собственноручной подписи при совершении ЛСИ и МГН, испытывающими затруднения с проставлением собственноручной подписи, при заключении сделок и совершении иных юридически значимых действий в процессе взаимодействия с финансовыми организациями

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, иные структурные подразделения центрального аппарата Банка России (по согласованию),

Минтруд России (по согласованию),

ВОИ

(по согласованию), заинтересованные участники РГ

До конца 2020 года

Отчет на заседании РГ с предложениями по дальнейшим мероприятиям

Предложения по изменению нормативной правовой базы (в случае выявления необходимости внесения изменений в законодательство)

13

Внедрение дополнительных биометрических модальностей для удаленной идентификации и аутентификации ЛСИ и МГН, испытывающих затруднения с использованием принятых модальностей (голос и изображение лица) в ЕБС. Определение дальнейших мероприятий по итогам внедрения

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, иные структурные подразделения центрального аппарата Банка России (по согласованию), Минтруд России (по согласованию), заинтересованные участники РГ

II квартал 2021 года

Отчет на заседании РГ с предложениями по дальнейшим мероприятиям

14

Выявление и устранение ограничений, препятствующих оказанию финансовых услуг, сбору биометрических данных и регистрации клиента в ЕБС работником кредитной организации по месту жительства клиента из числа ЛСИ и МГН

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, иные структурные подразделения центрального аппарата Банка России (по согласованию), Минтруд России (по согласованию), заинтересованные участники РГ

До конца 2020 года

Отчет на заседании РГ

15

Выявление барьеров, возникающих при использовании финансовых инструментов людьми с ментальными нарушениями. Разработка предложений с целью устранения выявленных проблем. Подготовка рекомендаций по методам обслуживания и коммуникации работников финансовых организаций с данной категорией потребителей с учетом проведенной аналитической работы

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заинтересованные участники РГ

III квартал 2020 года

Отчет на заседании РГ

16

Ежегодное проведение обследований по соблюдению кредитными организациями рекомендаций Банка России по формированию инклюзивной среды для ЛСИ и МГН (в течение срока действия Дорожной карты)

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

Ежегодно до конца 2021 года

Отчет на заседании РГ

17

Выявление ограничений, препятствующих получению людьми с инвалидностью страховых услуг на условиях, аналогичных условиям при получении их людьми без инвалидности. В отношении ограничений, признанных дискриминирующими, - разработка и реализация мероприятий по устранению данных ограничений при получении людьми с инвалидностью страховых услуг

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, иные структурные подразделения центрального аппарата Банка России (по согласованию), заинтересованные участники РГ, Всероссийский союз страховщиков (по согласованию)

До конца 2021 года

Доклад о реализации в РГ

--------------------------------

<1> Организация (орган), указанная (указанный) первой (первым) в списках исполнителей (графа "Ответственный") по каждому пункту Дорожной карты, является ответственной (ответственным) за подготовку и согласование соответствующего документа в графе "Результат" с остальными соисполнителями в рамках каждого пункта Дорожной карты.

Согласован на заседании Рабочей группы Банка России по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения (протокол от 29 января 2020 года):

Руководитель Рабочей группы,

руководитель Службы по защите прав

потребителей и обеспечения доступности

финансовых услуг Банка России

М.В.МАМУТА

Согласовано

Министр труда и социальной защиты

Российской Федерации

А.О.КОТЯКОВ

(письмо Минтруда России

от 25 мая 2020 года исх. N 13-0/10/В-3957)