IV. Организация образовательной деятельности в классах физкультурно-спортивного профиля

IV. Организация образовательной деятельности в классах

физкультурно-спортивного профиля

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413, учебный план образовательной программы среднего общего образования содержит не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

Так, в учебный план образовательной программы среднего общего образования для классов физкультурно-спортивного профиля помимо углубленного изучения учебного предмета "Физическая культура" может быть включено углубленное изучение таких учебных предметов, как "Литература", "Иностранный язык", "История", "Биология", "Основы безопасности жизнедеятельности" (примерный учебный план прилагается).

При изучении указанных учебных предметов рекомендуется учитывать предметно ориентированную специфику классов физкультурно-спортивного профиля.

Например, содержание учебных предметов может быть дополнено:

учебный предмет "Литература" - темами, направленными на формирование письменных и речевых умений, в том числе на использование спортивной терминологии;

учебный предмет "Иностранный язык" - темами по истории физической культуры и спорта, олимпийского движения, видам спорта;

учебный предмет "История" - темами "Физическая культура и спорт в современном обществе", "История физической культуры и спорта в России", "Основы олимпийского движения";

учебный предмет "Биология" - темами "Медико-биологические основы физического воспитания", "Физиология и гигиена физического воспитания", "Основы спортивной морфологии";

учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" - темами "Двигательная активность как фактор здоровья и высокого уровня работоспособности", "Основы медицинских знаний", "Физическая культура и спорт - альтернатива вредным привычкам".

В классах физкультурно-спортивного профиля рекомендуется проводить уроки физической культуры следующих направленностей:

уроки с образовательно-познавательной направленностью, предусматривающие освоение способов и правил организации самостоятельных занятий и рекомендаций к недельному двигательному режиму с учетом комплекса ГТО; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, приобретение индивидуального опыта в выполнении специально-прикладных физических упражнений;

уроки с образовательно-предметной направленностью, предусматривающие обучение практическому материалу разделов по видам спорта; освоение новых знаний, касающихся предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и другое);

уроки со спортивной направленностью, предусматривающие развитие физических качеств с учетом основ спортивной тренировки; формирование у обучающихся представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма;

теоретические уроки, направленные на использование для формирования знаний в области теории и методики физической культуры основ физиологии мышечной деятельности, биомеханики, биохимии, спортивной метрологии;

профориентационные уроки, направленные на формирование у обучающихся раннего самоопределения в выборе профессиональных предпочтений из многообразия профессий спортивной индустрии.

Также рекомендуется проводить практико-ориентированные уроки, характеризующиеся развитием интереса у обучающихся к будущей профессиональной деятельности с учетом важности физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования и конкурентоспособности на современном рынке труда.

При организации обучения в физкультурно-спортивных классах следует уделить особое внимание межпредметным связям содержания учебных предметов "Литература", "Иностранный язык", "История", "Биология", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также включению в рабочие программы указанных учебных предметов вопросов здоровьеформирования и здоровьесбережения.

Кроме того, с целью формирования у обучающихся общих и предметных компетенций, систематизации полученных обучающимися знаний в области физической культуры и спорта, а также установления их связи с практикой, рекомендуется использование интегрированных и бинарных уроков.

В учебном плане образовательной программы среднего общего образования для классов физкультурно-спортивного профиля рекомендуется предусмотреть факультативные и (или) элективные учебные курсы, содержание которых ориентирует обучающихся на получение специальностей среднего профессионального образования (например, "Физическая культура", "Адаптивная физическая культура", "Педагогика дополнительного образования") и (или) направлений подготовки высшего образования (например, "Педагогическое образование", "Физическая культура", "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)", "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм", "Спорт").

Элективные и факультативные учебные курсы способствуют удовлетворению образовательных потребностей и интересов обучающихся и могут проводиться с привлечением специалистов из других учреждений и организаций.

В качестве методического обеспечения для классов физкультурно-спортивного профиля возможно использование учебников, включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

При реализации образовательной программы среднего общего образования в классах физкультурно-спортивного профиля рекомендуется использовать сетевую форму реализации образовательной программы.

В реализации образовательной программы с использованием сетевой формы могут участвовать образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности, физкультурно-спортивные организации, профессиональные образовательные организации, а также образовательные организации высшего образования, обладающие ресурсами, необходимыми для реализации образовательной программы.

Для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего общего образования одновременно с программами спортивной подготовки, расписание учебных занятий рекомендуется составлять с учетом графика проведения спортивных мероприятий, соревнований, тренировок.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся в классах физкультурно-спортивного профиля осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом, регламентирующим формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

В качестве форм проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации могут быть использованы:

мониторинг уровня физической подготовленности, сформированности основ знаний;

сдача контрольных упражнений для отслеживания уровня усвоения того или иного изучаемого раздела рабочей программы учебного предмета "Физическая культура", технического элемента или целой комбинации упражнений, самостоятельности тренировок в выполнении заданий различного уровня сложности, систематизации знаний по физической культуре и спорту;

мониторинг участия обучающихся в предметных неделях физической культуры и спорта;

результаты участия обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников по учебному предмету "Физическая культура" (на школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах);

участие обучающихся в региональных, всероссийских и международных конкурсах физкультурно-спортивной направленности, спортивных фестивалях, акциях, соревнованиях, играх и программах;

участие обучающихся в подготовке и презентации проектов физкультурно-спортивной направленности, проведении исследовательской и проектной деятельности с представлением ее результатов на научно-практических конференциях.

Также общеобразовательной организации рекомендуется рассмотреть возможность зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, предусмотренном пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона.

Например, общеобразовательными организациями могут быть учтены результаты освоения программ спортивной подготовки, в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (например, "Плавание", "Баскетбол", "Футбол", "Хоккей", "Гимнастика" и другие), соответствующие разделам рабочей программы учебного предмета "Физическая культура".

В случае использования образовательной организацией, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, безотметочной системы оценивания, общеобразовательной организацией по желанию обучающегося или родителей (законных представителей) обучающихся за освоение конкретного раздела могут быть выставлены отметки "хорошо" или "отлично".

Общеобразовательной организации рекомендуется вовлекать обучающихся классов физкультурно-спортивного профиля в проведение:

предметных недель физической культуры и спорта;

исследовательской и проектной деятельности физкультурно-спортивной направленности, в том числе с представлением полученных результатов;

всероссийской олимпиады школьников по учебному предмету "Физическая культура";

муниципальных, региональных, всероссийских и международных спортивных фестивалей, акций, соревнований, игр и программ физкультурно-спортивной направленности;

экскурсий в профильные образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации, физкультурно-спортивные, научные и иные организации для знакомства обучающихся с укрупненными группами профессий, специальностей и направлений подготовки в области физической культуры и спорта, по которым в них проводится подготовка, и спецификой их работы.

Для работы в классах физкультурно-спортивного профиля рекомендуется привлекать педагогических работников, аттестованных на квалификационную категорию не ниже первой, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки) в области физической культуры и спорта.