Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ КАССОВОГО ПЛАНА

20. Работа учреждений Госбанка по исполнению кассового плана направляется на безусловное выполнение директив по денежному обращению, достижение лучшего в сравнении с планом эмиссионного результата.

При организации этой работы учреждения Госбанка учитывают, что законодательными органами установлено следующее:

- Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов в целях сбалансированности денежных доходов населения с предложением необходимых товаров и услуг обеспечивают постоянный рост производства высококачественных товаров народного потребления и ускоренное развитие сферы услуг, привлекая к активному участию в производстве товаров и оказании платных услуг населению все предприятия, объединения и организации, независимо от их ведомственной подчиненности;

- Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов имеют право устанавливать на основе изыскания местных и вторичных ресурсов, сверхплановой экономии сырья и материалов, более полного использования производственных мощностей задания предприятиям, объединениям и организациям, независимо от их ведомственной подчиненности, по дополнительному выпуску пользующихся спросом товаров народного потребления, оставляя в своем распоряжении весь объем товаров, изготовленных по указанным заданиям.

Учреждения Госбанка, с участием в необходимых случаях соответствующих предприятий и организаций, разрабатывают и вносят на рассмотрение руководящих органов предложения по обеспечению выполнения кассового плана. Разработка предложений должна основываться на анализе состояния денежного обращения, проводимого при составлении кассового плана и в процессе его исполнения.

Учреждения Госбанка докладывают местным руководящим органам о ходе выполнения кассового плана.

21. Учреждения Госбанка систематизируют показатели, характеризующие состояние денежного обращения, изучают и анализируют его, повседневно контролируют ход выполнения кассового плана, осуществляют меры, направленные на выполнение и перевыполнение приходной части кассового плана, экономное расходование наличных денег, бесперебойное удовлетворение потребности хозяйства в наличных деньгах, достижение экономии по выпуску денег в обращение или перевыполнение заданий по изъятию денег из обращения.

Учреждения Госбанка:

- осуществляют систематический контроль за ходом выполнения планов и заданий по производству товаров народного потребления, розничному товарообороту, оказанию платных услуг населению, поставке товаров в торговую сеть, за размещением товаров между районами, областями, торговыми организациями и предприятиями в соответствии с денежными доходами и спросом населения;

- предоставляют кредиты предприятиям и организациям для увеличения производства нужных населению товаров, расширения ассортимента и улучшения качества этих товаров, развития сферы платных услуг, оказываемых населению; в случае выявления фактов снижения объема производства товаров или свертывания видов платных услуг, пользующихся спросом и нужных населению, ставят перед соответствующими организациями вопросы об обоснованности таких действий;

- применяют меры кредитного воздействия к предприятиям и организациям, которые вырабатывают товары без учета спроса населения, допускают выпуск продукции, не имеющей сбыта, накапливают в связи с этим сверхплановые запасы товарно-материальных ценностей, а также к торговым организациям, которые завозят товары без учета спроса населения;

- изучают конъюнктуру торговли, структуру розничного товарооборота, состав товарных запасов в оптовом звене и розничной торговой сети, удовлетворение спроса населения на товары и услуги, состояние торговли на колхозных рынках и используют результаты этого изучения для разработки предложений по улучшению удовлетворения платежеспособного спроса населения; контролируют соблюдение правил и лимитов мелкооптовой продажи товаров из торговой сети внерыночным потребителям;

- проводят совместно со сберегательными кассами меры, направленные на привлечение свободных денежных средств населения во вклады, расширение безналичных перечислений денежных доходов трудящихся во вклады, развитие безналичных расчетов за товары и услуги;

- организуют налично-денежный оборот в районе, городе, устанавливают предприятиям, организациям, учреждениям нормы расходования денег из выручки, лимиты остатка денег в их кассах, порядок и сроки сдачи денежной выручки, имея в виду обеспечение быстрейшего поступления наличных денег в банк, недопущение встречных перевозок денег;

- анализируют причины отклонений фактических поступлений и выдач наличных денег от кассового плана Госбанка по отдельным статьям и принимают меры к усилению поступлений и обеспечению строгой экономии в расходовании денежных средств.

Конторы Госбанка:

- проводят и организуют работу по кредитованию и денежному обращению с таким расчетом, чтобы активно влиять на соблюдение основных пропорций государственного плана экономического и социального развития, в частности, соотношение темпов роста денежных доходов населения и розничного товарооборота и платных услуг, соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы;

- анализируют ход исполнения кассовых планов Госбанка, оперативно выявляют намечающиеся отклонения от плана, добиваются осуществления мер, обеспечивающих выполнение установленной директивы по денежному обращению. В случае превышения плана по выдачам денег вносят на рассмотрение руководящих органов предложения по увеличению объема розничного товарооборота и расширению услуг населению с тем, чтобы обеспечить покрытие указанных расходов за счет дополнительных поступлений денег и не допустить увеличения против плана выпуска денег в обращение или снижение изъятия денег;

- изучают территориальное размещение эмиссии денег, пути и причины миграции денег, добиваются правильных экономических пропорций между денежными доходами и расходами населения по республике, краю, области, вносят предложения о распределении рыночных товарных фондов и розничного товарооборота по территории в соответствии с объемами и темпами роста денежных доходов населения;

- осуществляют в установленном порядке регулирование кассовых ресурсов, имея в виду обеспечение своевременных расчетов наличными деньгами в хозяйстве, ускорение оборачиваемости кассовых ресурсов;

- систематически контролируют работу подчиненных учреждений Госбанка по денежному обращению.

22. Для повседневного контроля за ходом выполнения кассового плана отделения Госбанка используют ведомость учета кассовых оборотов по форме N 744. План прихода денег в кассы Госбанка распределяется по дням с учетом возможных внутримесячных колебаний, в частности, в зависимости от выходных дней и праздников. В ведомости проставляется рассчитанный план поступлений на каждую пятидневку и выводится отклонение от плана.

Для сопоставления с планом фактические кассовые обороты по приходу и расходу должны быть сальдированы за счет операций предприятий связи и сберегательных касс, которые в учете показываются развернуто по приходу и расходу. (Например, поступления от предприятий связи составили 100 тыс. рублей, а выдачи им подкреплений - 20 тыс. рублей. Следовательно, при сальдировании кассовые обороты по приходу и расходу уменьшаются на 20 тыс. рублей. Поступления от сберегательных касс составили 10 тыс. рублей, а выдачи им подкреплений - 70 тыс. рублей, кассовые обороты по приходу и расходу уменьшаются на 10 тыс. рублей).

Отделения Госбанка по данным о кассовых оборотах производят оценку ожидаемого исполнения кассового плана до конца месяца. Конторы Госбанка уточняют оценку при получении отчетности о кассовых оборотах за последующие пятидневки. На основании этих оценок и рассмотрения причин отклонений в ходе выполнения кассового плана руководители учреждений Госбанка принимают оперативные меры к обеспечению его выполнения и недопущению потребности в сверхплановых денежных подкреплениях.