ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
3. Планирование денежного обращения в СССР осуществляется путем составления балансов денежных доходов и расходов населения и кассовых планов Госбанка.
4. Порядок и формы составления расчетов баланса денежных доходов и расходов населения определяются методическими указаниями, издаваемыми Госпланом СССР, ЦСУ СССР, Минфином СССР и Госбанком СССР.
В период разработки планового баланса денежных доходов и расходов населения конторы Госбанка:
- производят экономический анализ и оценку правомерности складывающегося в планируемом периоде соотношения между денежными доходами и расходами населения по республике, краю, области, исходя из проектируемых плановыми органами на местах показателей государственного плана экономического и социального развития и государственного бюджета;
- разрабатывают и вносят плановым органам предложения, обеспечивающие улучшение соотношения между денежными доходами и расходами населения, в первую очередь, за счет увеличения производства товаров народного потребления, розничного товарооборота, платных услуг, оказываемых населению, использования имеющихся в республике, крае, области возможностей для более полной реализации денежных доходов населения по месту их получения и ликвидации необоснованного территориального перемещения денег.
Конторы Госбанка в ходе разработки проектов государственных планов экономического и социального развития представляют руководящим органам доклады о состоянии денежного обращения и мерах, необходимых для дальнейшего укрепления его в планируемом периоде.
Проект планового баланса денежных доходов и расходов населения конторы Госбанка в автономных республиках, краях, областях высылают республиканским (в союзных республиках) конторам Госбанка, а последние - Правлению Госбанка СССР в сроки, установленные для разработки государственного плана экономического и социального развития. О содержании неурегулированных вопросов по отдельным статьям баланса денежных доходов и расходов населения между конторами Госбанка и соответствующими плановыми органами конторы Госбанка сообщают одновременно с высылкой проекта планового баланса.
5. На основе планового баланса денежных доходов и расходов населения разрабатываются годовые расчеты кассового плана (в соответствии с методическими указаниями, направленными конторам Госбанка).
Республиканские конторы Госбанка (в союзных республиках) составляют годовые расчеты кассового плана в двухнедельный срок со времени получения в республике утвержденного планового баланса денежных доходов и расходов населения на предстоящий год и представляют их Управлению денежного обращения Госбанка СССР.
Правление Госбанка СССР утверждает годовые расчеты кассового плана по союзным республикам и доводит их до Советов Министров союзных республик и республиканских контор Госбанка.
Республиканские (в союзных республиках) конторы Госбанка утверждают годовые расчеты кассового плана по автономным республикам, краям, областям и доводят их до Советов Министров автономных республик, исполкомов областных (краевых) Советов народных депутатов и до соответствующих контор Госбанка.
По усмотрению управляющих республиканскими (в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках), краевыми и областными конторами Госбанка на основании утвержденных республике, краю, области годовых расчетов кассового плана разрабатываются годовые расчеты кассового плана по подчиненным отделениям Госбанка.
6. Кассовый план Государственного банка СССР составляется на основе показателей Государственного плана экономического и социального развития СССР и Государственного бюджета СССР и устанавливает размер и источники поступлений наличных денег в кассы Госбанка, размер и целевое направление выдач наличных денег из касс Госбанка, размер выпуска денег или изъятия их из обращения на каждый квартал года с распределением по месяцам.
Квартальные кассовые планы Госбанка составляются отделениями, городскими управлениями контор, агентствами, конторами и Правлением Госбанка СССР <*>.
При составлении кассовых планов учреждения Госбанка обязаны тщательно анализировать намечаемый результат плана (выпуск денег или изъятие их из обращения) и на основе этого анализа разрабатывать предложения, направленные на обеспечение правильного соотношения между денежными доходами и расходами населения, к сокращению эмиссии или увеличению изъятия денег из обращения.
--------------------------------
<*> В дальнейшем для сокращения текста под термином "отделения Госбанка" понимается "отделения, городские управления контор и агентства "Госбанка"; под термином "учреждения Госбанка" - "отделения, городские управления контор, агентства и конторы Госбанка".
7. Кассовый план Госбанка составляется по следующим источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег:
Поступления торговой выручки 02
Поступления выручки железнодорожного, водного
Поступления выручки местного транспорта 06
Поступления квартирной платы и коммунальных
Поступления выручки зрелищных предприятий 09
Поступления выручки предприятий бытового
Поступления налогов и сборов 12
Поступления на счета колхозов 13
Поступления на счета жилищных кооперативов 15
Поступления от предприятий министерств связи 17
Поступления от сберегательных касс 18
Перечисления из резервных фондов в оборотную кассу 38
Выдачи на заработную плату (включая стипендии,
прочие виды оплаты труда, выплаты постоянных
надбавок и премий из фондов материального
Выдачи на закупки сельскохозяйственных продуктов 46
Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых
Выдачи подкреплений предприятиям министерств связи 59
8. Для составления квартальных кассовых планов учреждения Госбанка в соответствии с Уставом Государственного банка СССР имеют право получать необходимые отчетные и плановые материалы от всех предприятий, организаций, учреждений, министерств и ведомств.
9. Отделения Госбанка за 60 дней до начала планируемого квартала получают от предприятий, организаций, учреждений, имеющих счета в данном отделении банка, кассовые заявки по форме Приложения N 2, от колхозов - по форме Приложения N 7.
Кроме кассовых заявок, торговые организации, транспортные, зрелищные, коммунальные предприятия и организации, предприятия бытового обслуживания, районные и городские финансовые отделы, инспекции Госстраха, отделы социального обеспечения, центры по начислению и выплатам пенсий и пособий представляют фактические и плановые данные соответственно по формам Приложений N 3 - 6 и применительно к форме Приложения N 18.
Центральные сберегательные кассы представляют отделениям Госбанка данные о своих операциях по форме Приложения N 11.
Районные узлы связи, почтамты сообщают отделениям Госбанка фактические и плановые данные об объемах реализации услуг связи населению и о суммах выплат заработной платы своим работникам.
Воинские части, учреждения, организации Министерства обороны, МВД СССР, КГБ СССР (за исключением торговых и зрелищных предприятий), партийные и комсомольские организации сообщают отделениям Госбанка данные об общих суммах поступлений и выдач наличных денег в планируемом квартале. Отделения Госбанка включают эти суммы в кассовый план по статьям "Прочие поступления" и "Выдачи на заработную плату".
Учреждения Стройбанка или его уполномоченные и отделения Внешторгбанка представляют в соответствующие отделения Госбанка за 55 дней до начала планируемого квартала кассовые планы, составленные на основе плановых и отчетных данных обслуживаемых ими предприятий, организаций и учреждений в порядке, установленном настоящей инструкцией. Отделения Госбанка включают эти планы в свой кассовый план.
Кассовые заявки и расчеты к ним отделения Госбанка могут получать:
- в сводном виде по учреждениям, состоящим на местном бюджете, - от местных финансовых органов; по сельским потребительским обществам и хозрасчетным отраслевым объединениям - от райпотребсоюзов или райпо; по домоуправлениям и жилищно-эксплуатационным конторам - от организаций жилищного и коммунального хозяйства;
- два раза в год - в установленный срок на I квартал и не позднее 1 февраля на II, III, IV кварталы года (отдельно по кварталам) - от торговых организаций, предприятий местного транспорта, зрелищных, коммунальных предприятий и организаций, предприятий бытового обслуживания, учреждений и нехозрасчетных организаций, а также от предприятий, имеющих небольшие кассовые обороты.
Сводить кассовые заявки организаций рекомендуется в ведомости по форме Приложения N 8.
10. Организации, имеющие в подчинении предприятия, расположенные на территории двух или нескольких районов, представляют кассовые заявки в отделения Госбанка по месту нахождения своего расчетного счета с указанием в них объема товарооборота (доходов) предприятий, расположенных на территории других районов, и суммы выручки, сдаваемой в кассы отделений Госбанка в других районах (по каждому району отдельно). Отделения Госбанка в день получения планов от таких организаций сообщают соответствующим отделениям и конторам Госбанка сведения о плане товарооборота (доходов) и размере поступлений выручки в их кассы на планируемый квартал.
11. Конторы Госбанка для составления кассового плана получают плановые и отчетные данные в территориальном разрезе:
- от министерств торговли союзных и автономных республик, краевых, областных и городских управлений (отделов) торговли, отделов (управлений) торговли Главного управления торговли Министерства обороны, организаций Госкомнефтепродукта - о розничном товарообороте государственной и кооперативной торговли и об объеме продажи товаров по мелкому опту;
- от предприятий Союзпечати - о реализации печатных изданий по ранее оплаченной подписке и ожидаемых в данном квартале поступлениях подписной платы наличными деньгами;
- от управлений железных дорог и гражданской авиации, морских и речных пароходств - о поступлениях выручки от перевозок пассажиров и багажа;
- от республиканских министерств и ведомств, краевых, областных и городских управлений автомобильного транспорта и шоссейных дорог, культуры, кинофикации, бытового обслуживания населения, организаций жилищного и коммунального хозяйства, а также других организаций, оказывающих платные услуги населению, - о доходах по отдельным видам платных услуг, оказываемых населению, а от республиканских, краевых и областных советов профсоюзов - о доходах от кинообслуживания клубными киноустановками;
- от министерств финансов союзных и автономных республик, краевых, областных и городских финансовых отделов - о поступлениях налогов и сборов (по форме Приложения N 5);
- от республиканских, краевых, областных и городских управлений государственного страхования - о поступлениях страховых платежей и выплатах страховых возмещений (по форме Приложения N 6);
- от госпланов союзных и автономных республик, областных (краевых) плановых комиссий - о плановых фондах заработной платы;
- от республиканских, краевых и областных союзов потребительской кооперации, госагропромов, управлений торговли и других организаций, производящих закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, - об объемах закупок у населения в суммовом выражении (применительно к форме Приложения N 17);
- от республиканских, краевых, областных и городских управлений гострудсберкасс - об операциях сберегательных касс (по форме Приложения N 11);
- от республиканских министерств связи, краевых и областных управлений связи - об объеме реализации услуг связи населению и о выплатах работникам предприятий связи заработной платы из денег, поступающих на почту;
от министерств финансов и социального обеспечения союзных и автономных республик, краевых, областных и городских финансовых отделов и отделов социального обеспечения, а также от советов профсоюзов - о расходах на выплату пенсий и пособий (применительно к форме Приложения N 18).
12. Учреждения Госбанка рассматривают полученные от предприятий, организаций и учреждений плановые и отчетные материалы, необходимые для составления кассового плана, обращая при этом особое внимание на:
- полноту учета денежных поступлений в кассы предприятий и организаций исходя из планов их деятельности;
- правильное определение в планах сумм поступлений денежной выручки в банк исходя из действующих норм и правил расходования наличных денег из выручки и распределение этих сумм по каналам: в кассы банка, в сберегательные кассы, на почту;
- возможность увеличения денежных поступлений и экономии в расходовании денежных средств.
Плановые и отчетные материалы, полученные для составления кассового плана, рассматриваются с участием экономистов, осуществляющих кредитно-расчетное обслуживание отдельных предприятий и организаций.
По результатам рассмотрения полученных от организаций плановых материалов учреждения Госбанка при необходимости вносят в них уточнения.
13. Учреждения Госбанка производят расчеты кассового плана в соответствии с методическими указаниями, изложенными в приложении N 1. По отдельным статьям отделения Госбанка составляют расчеты по формам Приложений N 9 - 13, конторы Госбанка - по формам Приложений N 9 - 18.
14. Конторы Госбанка распределяют квартальные кассовые планы по месяцам. При этом учитывается:
- количество дней и другие особенности каждого месяца;
- возможные изменения по месяцам объема розничного товарооборота, фондов заработной платы, закупок сельскохозяйственной продукции (в зависимости от сезонности работы отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, влияния праздников и т.п.);
- сроки уплаты населением налогов, сборов и других платежей, проведения тиражей государственных займов и лотерей; время массовых отпусков рабочих и служащих;
- проводимые мероприятия по увеличению кассовых ресурсов и экономии в расходовании средств.
15. Кассовые планы представляются отделениями и конторами Госбанка их вышестоящим учреждениям. Вместе с кассовыми планами представляются основные показатели к планам по перечню, приведенному в Приложении N 1.
Кассовые планы и основные показатели высылаются по телеграфу (отделениями - в тысячах рублей, конторами - в десятках тысяч рублей). Конторы Госбанка могут разрешать высылку планов и показателей почтой при условии соблюдения срока представления кассовых планов.
Одновременно с квартальным кассовым планом высылают почтой:
- отделения Госбанка - расчет кассового плана по поступлениям торговой выручки (Приложение N 9);
- конторы Госбанка - помесячное распределение кассового плана, расчеты плана по статьям (Приложения N 9 - 18) и объяснительную записку к кассовому плану. Записка должна быть краткой, в ней даются обоснования плана в целом и объяснения значительных изменений по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Сроки представления кассовых планов отделениями конторам и последними республиканским конторам устанавливаются республиканской (в союзной республике) конторой Госбанка с таким расчетом, чтобы план с расчетами по статьям в целом по союзной республике, распределение его по месяцам и объяснительная записка были представлены Правлению Госбанка СССР за 35 дней до начала планируемого квартала.
16. До высылки Правлению Госбанка СССР квартальных кассовых планов республиканские (в союзных республиках) конторы Госбанка представляют эти планы на рассмотрение Советам Министров союзных республик.
Конторы Госбанка в автономных республиках, краях, областях и отделения Госбанка предварительно представляют кассовые планы местным руководящим органам для рассмотрения в случаях, когда такой порядок установлен Советом Министров республики или обл(край)исполкомом. При этом в городах, где имеется несколько отделений Госбанка, кассовый план представляется на рассмотрение городского Совета народных депутатов в сводном виде непосредственно конторой Госбанка или одним из отделений Госбанка, которому это поручено конторой Госбанка.
17. Правление Госбанка СССР подготавливает проект квартального кассового плана совместно с Советами Министров союзных республик и представляет его в разрезе союзных республик на утверждение Совета Министров СССР.
Квартальные кассовые планы Госбанка СССР в целом по стране и по союзным республикам с помесячным распределением утверждаются Советом Министров СССР. Утвержденный кассовый план Госбанка СССР является директивой по денежному обращению.
В союзных республиках кассовые планы утверждаются:
- по автономным республикам, краям и областям - Советом Министров союзной республики или (по его усмотрению) соответствующей республиканской конторой Госбанка;
- по районам и городам - Советом Министров союзной республики, не имеющей областного деления, Советом Министров автономной республики, обл(край)исполкомом или (по их усмотрению) соответствующей республиканской, краевой, областной конторой Госбанка. Для города и прилегающего района утверждается один кассовый план в случаях, когда предприятия и организации города и района обслуживает одно отделение Госбанка.
18. Правление Госбанка СССР доводит утвержденные кассовые планы по союзным республикам до соответствующих республиканских контор Госбанка.
Кассовые планы учреждениям Госбанка, расположенным на территории республики, края, области, утверждаются на квартал с распределением по месяцам в точном соответствии с кассовым планом, установленным для данной конторы Госбанка по каждой статье прихода и расхода.
Кассовые планы конторы Госбанка доводят до подчиненных учреждений в течение четырех рабочих дней после получения плана конторой.
По усмотрению управляющих конторами Госбанка кассовый план в условиях централизованной инкассации денежной выручки аппаратом инкассации банка в областных, краевых, республиканских центрах (других городах) контора Госбанка разрабатывает и доводит горуправлению конторы Госбанка или отделению, которому поручен свод кассового плана в соответствии с п. 16, в целом, включая все одногородние отделения банка. При этом порядке для каждого отделения Госбанка такого города контора Госбанка, кроме того, утверждает кассовый план по оборотам наличных денег, проходящих через их кассы, что определяет плановую эмиссионную позицию соответствующих отделений Госбанка.
Республиканские (в союзных республиках) конторы Госбанка доводят до республиканских (в автономных республиках), краевых, областных контор Госбанка кассовые планы на квартал и первые два месяца квартала по телеграфу; на третий месяц план сообщается конторам по почте. Республиканские (в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках), краевые и областные конторы Госбанка доводят до подчиненных учреждений кассовые планы на квартал и на первый месяц квартала по телеграфу или почтой в зависимости от условий связи. Помесячное распределение плана на второй и третий месяцы квартала сообщается учреждениям Госбанка по почте, за исключением отдаленных, которым оно высылается по телеграфу.
Кассовые планы отделениям Внешторгбанка утверждаются соответствующим отделением Госбанка в течение двух рабочих дней.
Конторы Госбанка доводят до учреждений Госбанка вместе с кассовым планом те основные показатели к кассовому плану, которые сообщены Правлением Госбанка СССР.
19. При разработке кассового плана по подчиненным учреждениям конторы Госбанка используют плановые данные, полученные от республиканских, краевых и областных организаций, расчеты годовых кассовых планов, проекты квартальных кассовых планов, представленные учреждениями Госбанка, отчетные данные Госбанка о фактических кассовых оборотах за прошлые периоды, анализируют результат кассового плана по каждому учреждению Госбанка, оценивают выполнение годовой директивы по денежному обращению и, в зависимости от результатов, разрабатывают предложения и принимают меры к выполнению установленных заданий по денежному обращению.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей