Приложение N 1

к федеральному стандарту внутреннего

финансового аудита "Планирование

и проведение внутреннего финансового

аудита", утвержденному приказом

Министерства финансов

Российской Федерации

от 05.08.2020 N 160н

ОЦЕНКА БЮДЖЕТНЫХ РИСКОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минфина России от 01.09.2021 N 120н,

от 18.07.2023 N 118н)

1. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" под бюджетным риском понимается возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Оценкой бюджетного риска является осуществляемое субъектом внутреннего финансового аудита и субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) бюджетного риска и определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния, а также актуализация значимости (уровня) выявленных (обнаруженных) бюджетных рисков по результатам анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска и возможных последствий реализации бюджетного риска.

(в ред. Приказа Минфина России от 18.07.2023 N 118н)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утратил силу с 1 января 2024 года. - Приказ Минфина России от 18.07.2023 N 118н.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков главного администратора (администратора) бюджетных средств, который должен включать следующую информацию в отношении каждого выявленного бюджетного риска:

а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в которых выявлен бюджетный риск;

б) описание выявленного (обнаруженного) бюджетного риска и его причин;

(пп. "б" в ред. Приказа Минфина России от 18.07.2023 N 118н)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) возможные последствия реализации бюджетного риска;

г) значимость (уровень) бюджетного риска (в том числе оценка вероятности и степени влияния бюджетного риска);

д) владельцы бюджетного риска и (или) структурные подразделения (подразделения в составе этих структурных подразделений) главного администратора (администратора) бюджетных средств, ответственные за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск;

(в ред. Приказа Минфина России от 01.09.2021 N 120н)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) утратил силу с 1 января 2024 года. - Приказ Минфина России от 18.07.2023 N 118н;

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков (при необходимости принятия) и приоритетность их принятия.

(пп. "ж" в ред. Приказа Минфина России от 18.07.2023 N 118н)

(см. текст в предыдущей редакции)

3(1). Ведение реестра бюджетных рисков может осуществляться с использованием прикладных программных средств и информационных систем, в том числе созданных в установленном порядке для автоматизации исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

(п. 3(1) введен Приказом Минфина России от 18.07.2023 N 118н)

4. В реестр бюджетных рисков включаются операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры как со значимыми бюджетными рисками, так и с незначимыми бюджетными рисками.

При формировании и ведении реестра бюджетных рисков необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску, а также возможность актуализации реестра бюджетных рисков.

Информация, указанная в подпункте "ж" пункта 3 настоящего Приложения, включается в реестр бюджетных рисков в случае возможности и (или) необходимости (целесообразности) принятия главным администратором (администратором) бюджетных средств мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.

(в ред. Приказа Минфина России от 18.07.2023 N 118н)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Выявление (обнаружение) бюджетного риска проводится по каждой операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры путем анализа:

бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главным администратором (администратором) бюджетных средств в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятыми нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;

информации об изменениях положений законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения;

информации об изменениях в деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в его организационной структуре (например, изменение типа учреждения, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), изменение полномочий (видов деятельности), создание (ликвидация) обособленных структурных подразделений);

наличия (актуализации в соответствии с изменениями положений законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения) и (или) достаточности и соответствия положениям законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения, ведомственных (внутренних) актов);

информации, поступившей главному администратору (администратору) бюджетных средств и указанной в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также информации о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля;

используемых прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащих информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, в том числе информации об изменениях в этих прикладных программных средствах и информационных ресурсах;

организации наделения правами доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащих информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетных процедур, а также регламентов взаимодействия пользователей с этими прикладными программными средствами и информационными ресурсами;

наличия актов и (или) документов главного администратора (администратора) бюджетных средств о разграничении полномочий при выполнении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и (или) информации о фактическом разграничении полномочий при выполнении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

кадрового обеспечения структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств сотрудниками, в том числе информации о кадровых изменениях (например, организационно-штатные мероприятия, изменение организационных или технологических условий труда), которые способны оказать влияние на качество организации (обеспечения выполнения), выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

данных отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, представляемого в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

итогов деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств за отчетный год и определения целей и задач на текущий год и плановый период, а также взаимосвязанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетных процедур;

результатов ранее проведенных аудиторских мероприятий, отраженных в заключениях;

результатов мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, проведенного должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита;

информации, отраженной в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;

решений руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств, взаимосвязанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетных процедур;

информации, включенной в реестр бюджетных рисков на момент оценки бюджетных рисков;

информации субъектов бюджетных процедур о выявленных при совершении контрольных действий нарушениях и (или) недостатках;

иной информации о нарушениях и недостатках (их причинах и условиях).

(п. 5 в ред. Приказа Минфина России от 18.07.2023 N 118н)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Бюджетный риск оценивается с применением критериев вероятности и степени влияния:

"вероятность" - степень возможности наступления выявленного бюджетного риска;

"степень влияния" - уровень потенциального негативного воздействия выявленного бюджетного риска на результат выполнения бюджетной процедуры.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".

7. Критерий "вероятность" оценивается с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска, например:

а) отсутствие организованного внутреннего финансового контроля в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств и (или) неосуществление контрольных действий;

б) недостаточность положений правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение бюджетной процедуры и (или) их несоответствие положениям законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

(в ред. Приказа Минфина России от 18.07.2023 N 118н)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых субъектам бюджетных процедур и необходимых для совершения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

г) наличие конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур (например, назначение председателем инвентаризационной комиссии лица, ответственного за использование имущества по его назначению и (или) за сохранность имущества, в отношении которого проводится инвентаризация);

(в ред. Приказов Минфина России от 01.09.2021 N 120н, от 18.07.2023 N 118н)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) отсутствие прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

(в ред. Приказа Минфина России от 18.07.2023 N 118н)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) недостаточная укомплектованность подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств, ответственного за выполнение бюджетной процедуры;

ж) иные причины и условия (обстоятельства), которые могут привести к реализации бюджетного риска.

8. Критерий "степень влияния" оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска, например:

а) недостижение главным администратором (администратором) бюджетных средств целевых (максимальных) значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Приказа Минфина России от 18.07.2023 N 118н)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) искажение бюджетной отчетности;

в) причинение ущерба публично-правовому образованию, в том числе утрата или повреждение государственного (муниципального) имущества, включая утрату бюджетных средств;

(в ред. Приказа Минфина России от 18.07.2023 N 118н)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) отклонение от целевых значений показателей государственной (муниципальной) программы;

д) применение мер уголовной, административной, материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) главного администратора (администратора) бюджетных средств;

е) негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию главного администратора (администратора) бюджетных средств;

ж) снижение результативности и экономности использования бюджетных средств главным администратором (администратором) бюджетных средств;

з) иные последствия реализации бюджетного риска, которые могут оказать влияние на деятельность главного администратора (администратора) бюджетных средств.

9. Бюджетный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - "вероятность" или "степень влияния" - оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее", а также по решению руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств бюджетный риск может быть оценен как значимый.

В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.

10. Утратил силу с 1 января 2024 года. - Приказ Минфина России от 18.07.2023 N 118н.

(см. текст в предыдущей редакции)