Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.2. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения

40. Устанавливаются следующие этапы федерального статистического наблюдения:

подготовительный этап;

этап проведения статистического наблюдения, осуществление контрольных мероприятий и сдача-приемка материалов;

этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов.

41. Подготовительный этап включает выполнение следующих работ:

41.1. Разработку:

41.1.1. Планов организации и проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ:

1) календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;

2) плана размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения;

3) плана административно-территориального размещения выборки домохозяйств для проведения наблюдения;

4) организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения, утверждаемого приказом территориального органа Росстата.

Организационный план-график по подготовке и проведению наблюдения на территориальном и полевом уровнях разрабатывается и утверждается территориальными органами Росстата в соответствии с перечнем работ, выполняемых на территориальном и полевом уровнях, сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения;

5) формирование перечня домохозяйств целевой группы, участвующих ранее в выборочных наблюдениях по социально-демографическим проблемам, для проведения наблюдения.

41.1.2. Официальной статистической методологии, форм федерального статистического наблюдения и статистического инструментария:

1) разработка Основных методологических и организационных положений наблюдения;

2) разработка проектов Вопросников и указаний по их заполнению, формируемых для групп опрашиваемых респондентов (включая, при необходимости, доработку Вопросников по результатам их предварительного тестирования на территориальном уровне);

3) утверждение статистического инструментария наблюдения для последующего тиражирования и проведения опросов.

Статистический инструментарий наблюдения состоит из Указаний по подготовке и проведению наблюдения и Вопросников.

41.1.3. Программ обучения специалистов Федеральной службы государственной статистики, территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального и полевого уровней, тестирования полученных знаний.

41.1.4. Технологии загрузки первичных статистических данных наблюдения и подведения итогов с учетом концепции развития информационно-вычислительной системы Росстата на соответствующий период.

41.1.5. Программного обеспечения по формированию выборочной совокупности, загрузке первичных статистических данных, формированию официальной статистической информации.

41.1.6. Средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо территориального и полевого уровней за весь период работы и сроков их привлечения, нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения.

Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней основывается на Плане размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения на основе отбора населенных пунктов городской и сельской местности и определения числа обследуемых домохозяйств в каждом из них.

Количество и распределение по категориям привлекаемых лиц территориального и полевого уровней по субъектам Российской Федерации устанавливается в зависимости от объема выборочной совокупности домохозяйств по каждому субъекту Российской Федерации и средней нормы нагрузки <1> соответствующей категории привлекаемых лиц.

--------------------------------

<1> Средние нормы нагрузки рассчитаны с учетом прогнозируемого среднего размера домохозяйства по каждому субъекту Российской Федерации на основе Комплексного наблюдения условий жизни населения 2018 года о размере домохозяйств и количестве форм наблюдения, подлежащих автоматизированной обработке в каждом субъекте Российской Федерации.

Подбор привлекаемых лиц на территориальном и полевом уровнях и оформление договорных отношений с ними осуществляется территориальными органами Росстата. Перечень работ, выполняемый привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней, определен в приложении N 2 к настоящим основным методологическим и организационным положениям наблюдения.

Продолжительность привлечения лиц, привлекаемых к выполнению работ, связанных со сбором первичных статистических данных на территориальном и полевом уровнях, определена в приложении N 3 к настоящим основным методологическим и организационным положениям наблюдения.

Сроки привлечения, условия выплаты вознаграждения и количество привлекаемых лиц по субъектам Российской Федерации определяются приказами Росстата.

41.2. Составление списков изучаемых объектов наблюдения, переписное районирование.

41.3. Организацию проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ.

41.4. Организацию загрузки полученных первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения.

41.5. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами по вопросам наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения.

В целях обеспечения выполнения работ по проведению наблюдения территориальные органы Росстата, на основании пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:

проведение информационно-разъяснительной работы:

подготовка информационных статей в местных средствах массовой информации;

размещение информационных материалов о проведении наблюдения, его целях и задачах на сайте территориального органа Росстата;

подготовка информационных писем и листовок главам местных администраций, руководителям управляющих компаний УЖКХ и ТСЖ, председателям уличных комитетов, на территории которых осуществляется наблюдение, с информацией о целях и задачах наблюдения;

обеспечение безопасности интервьюеров при рекрутировании и проведении опросов респондентов.

Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения, в том числе для подготовки ответов при обращениях граждан по возникающим вопросам в связи с проведением наблюдения.

41.6. Финансовое и материально-техническое обеспечение наблюдения.

Финансирование наблюдения осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Лимиты бюджетных обязательств доводятся в территориальные органы Росстата в установленном порядке.

Материально-техническое обеспечение наблюдения осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов ресурсного обеспечения на 1 лицо расчетной численности, привлекаемое к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых приказами Росстата.

Лицам, привлекаемым на территориальном (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня) и полевом (интервьюеры) уровнях выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке Росстатом.

Лица, привлекаемые на территориальном и полевом уровнях, централизованно обеспечиваются необходимыми канцелярскими принадлежностями.

Обеспечение канцелярскими принадлежностями, тиражом инструментария наблюдения, принадлежностями для фиксации данных производится в объемах по нормативам, установленным приказом Росстата.

Территориальными органами Росстата при проведении обучения и в период проведения наблюдения (опросов домохозяйств, контрольных мероприятий, сдачи-приемки материалов наблюдения) проводится возмещение (компенсация) следующих расходов привлекаемым лицам:

а) бригадирам-инструкторам территориального уровня:

проезд до места проведения предварительного натурного обхода отобранных для проведения наблюдения счетных участков на предмет их достижимости и обратно;

б) бригадирам-инструкторам территориального уровня и инструкторам территориального уровня:

проезд до места обучения и обратно;

проезд до места проведения контрольных мероприятий и обратно;

проживание по месту проведения контрольных мероприятий (не более 2-х дней);

в случае привлечения бригадира-инструктора территориального уровня и инструктора территориального уровня за пределами административного центра субъекта Российской Федерации:

проживание по месту обучения и проезд до него и обратно;

в случае привлечения инструктора территориального уровня за пределами административного центра субъекта Российской Федерации:

проживание по месту сдачи материалов наблюдения (заполненных Вопросников, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверения) и проезд до него и обратно;

почтовые расходы для отправки материалов наблюдения в районные отделы или территориальные органы Росстата.

в) интервьюерам:

проживание по месту обучения, проезд до него и обратно;

проезд до места проживания обследуемых домохозяйств и обратно за весь период проведения опросов;

проживание по месту сдачи материалов наблюдения (заполненных Вопросников, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверения), проезд до него и обратно;

почтовые расходы для отправки материалов наблюдения в районные отделы или территориальные органы Росстата.

Территориальные органы Росстата в период подготовки и проведения наблюдения могут осуществлять наем транспортных средств для доставки в районное звено бланочной продукции, принадлежностей для фиксации данных, проведения обучения интервьюеров и проведения контрольных мероприятий; заключать договоры на выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Общий объем затрат, связанных с обеспечением вышеуказанных мероприятий, не может превышать объем доведенных территориальным органам Росстата лимитов бюджетных обязательств на эти цели.

Расчет вознаграждения привлекаемых лиц территориального и полевого уровней проводится согласно приложению N 4 к настоящим основным методологическим и организационным положениям наблюдения.

41.7. Организацию обучения специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц.

Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального (бригадир-инструктор территориального уровня и инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней проводится в три этапа.

На первом этапе проводится обучение специалистов территориальных органов Росстата. Обучение проводится специалистами Росстата из числа представителей управлений центрального аппарата, отвечающих за подготовку и проведение наблюдения на федеральном уровне.

Обучение организуется централизованно с участием представителей от территориальных органов Росстата. Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направление для участия в них специалистов Росстата и представителей территориальных органов Росстата определяются в установленном порядке. Обучение проводится в течение 2-х рабочих дней.

На втором этапе проводится обучение бригадиров-инструкторов территориального уровня и инструкторов территориального уровня и на третьем этапе - интервьюеров. Обучение организуется каждым территориальным органом Росстата и проводится по очной форме (для привлекаемых лиц, по уважительным причинам, не принявшим участие в очном обучающем семинаре, возможно прохождение обучения по дистанционной форме).

Возможно совмещение второго и третьего этапов обучения.

Обучение проводится в течение 2-х рабочих дней в форме семинаров или индивидуально.

Обучение возлагается на специалистов отдела территориального органа Росстата, ответственных за подготовку и проведение наблюдения на территориальном уровне, прошедших соответствующую подготовку на обучающих семинарах. В обучении интервьюеров принимают участие бригадир-инструктор территориального уровня и инструкторы территориального уровня согласно программе обучения.

Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе.

42. Этап проведения наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов включает выполнение следующих работ:

42.1. Сбор первичных статистических данных наблюдения, проводимый путем опроса респондентов, и заполнения интервьюерами форм наблюдения.

В ходе подготовки к проведению наблюдения интервьюер посещает домохозяйства по адресам, указанным в доведенных до него Списках адресов, и договаривается о дате проведения опроса.

При отсутствии договоренности (отказе) или недостижимости домохозяйств по иным причинам интервьюер самостоятельно производит замену данного домохозяйства на другое из резервного списка домохозяйств.

Домохозяйствам, согласившимся принять участие в наблюдении, интервьюер предоставляет принадлежности для фиксации данных с логотипом Федеральной службы государственной статистики.

По результатам предварительного посещения домохозяйств (рекрутирования) интервьюер составляет график посещений домохозяйств для проведения опросов. Опросы проводятся интервьюером в течение 16 календарных дней. На опрос домохозяйств целевой группы интервьюеру дается 4 календарных дня.

Интервьюер ежедневно фиксирует информацию по факту посещения домохозяйств (в т.ч. об отказах от участия в наблюдении) и о ходе проведения опросов в специальном бланке "Отчет интервьюера о рекрутировании домохозяйств". По завершении опросов указанный отчет передается интервьюером на территориальный уровень в порядке, установленном для сдачи-приемки результатов наблюдения.

Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется Указаниями по подготовке и проведению наблюдения.

42.2. Проведение контрольных мероприятий для обеспечения полноты и правильности учета объектов наблюдения и правильности заполнения Вопросников.

42.2.1. На территориальном уровне проводятся мероприятия по оказанию консультативной и методологической помощи дистанционно и с непосредственным выездом в территориальные органы Росстата по следующим направлениям:

по порядку и срокам выполнения работ в соответствии с утвержденным Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;

по выполнению программы наблюдения, полноты и правильности заполнения Вопросников;

по вопросам выполнения графиков проведения контрольных проверок интервьюеров и полноты их выполнения;

по порядку и срокам составления отчетов, предусмотренных Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения.

42.2.2. На полевом уровне для обеспечения полноты и правильности получаемых от респондентов первичных статистических данных проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения Вопросников.

Контрольные мероприятия осуществляются как специалистами территориальных органов Росстата, так и привлекаемыми лицами в период (или после) проведения опросов интервьюерами. Проведение контрольных мероприятий осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти цели.

В ходе контрольных мероприятий производится:

сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, направленных интервьюеру в качестве основного и резервного списков домохозяйств;

наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1 - 2 домохозяйствах, в которых проводится опрос);

проведение контрольных опросов (выборочно в 2 - 3 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по ограниченному кругу информации;

выяснение факта участия в наблюдении (выборочно, в 8 - 10 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по телефону.

Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера.

По итогам контрольных мероприятий составляется "Акт по результатам проверки работы интервьюера".

42.3. Сдачу-приемку заполненных Вопросников и контроль их заполнения.

Сдача-приемка результатов работ, выполненных на полевом уровне, производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, утверждаемым территориальным органом Росстата.

Сдача результатов работ производится интервьюерами с выездом в территориальный орган Росстата или по почте через районные отделы статистики.

При сдаче-приемке заполненных Вопросников на территориальном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе предварительного арифметического и логического контроля.

По завершении сдачи-приемки на территориальном уровне Вопросники комплектуются и подготавливаются к загрузке первичных статистических данных в информационно-вычислительную систему Росстата (визуальный контроль, дополнительное кодирование информации).

42.4. Загрузку первичных статистических данных в информационно-вычислительную систему Росстата.

Для загрузки полученных первичных статистических данных используется предусмотренное подпунктом 37.3 пункта 37 настоящих основных методологических и организационных положений наблюдения специализированное программное обеспечение информационно-вычислительной системы Росстата.

Функции загрузки полученных первичных статистических данных наблюдения осуществляются на территориальном уровне:

ввод на сервер ЦОД ФУ первичных статистических данных с бумажных носителей;

формальный и логический контроль первичных статистических данных;

мониторинг ввода первичных статистических данных с использованием предоставленного Росстатом специализированного программного обеспечения;

защиту первичных статистических данных и иной информации ограниченного доступа.

Работы по загрузке первичных статистических данных на территориальном уровне выполняются привлекаемыми лицами (оператор формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации).

43. Этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов включает выполнение следующих работ:

формирование официальной статистической информации на основе итогов наблюдения и ее распространение.

43.1. Функции обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов осуществляются на федеральном уровне.

На федеральном уровне производится:

а) мониторинг хода загрузки первичных статистических данных;

б) проведение повторного формального и логического контроля первичных статистических данных, полученных с территориального уровня;

в) формирование первичного информационного фонда;

г) ведение нормативно-справочной информации;

д) редактирование и импутация данных наблюдения;

е) формирование единой базы первичных статистических данных (обобщенного информационного фонда), дополнительный контроль полученной информации;

ж) расчет коэффициентов взвешивания данных, обобщающих показателей, ошибок выборки;

з) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц;

и) подготовка набора данных к размещению в системе открытого доступа на интернет-сайте Росстата.

43.2. Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в Вопросниках, определены в статье 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

При обработке материалов наблюдения соблюдаются меры по защите информации от несанкционированного доступа.

43.3. В целях формирования официальной статистической информации на основе итогов наблюдения, а также расширения форм взаимодействия с внешними пользователями статистической информации на федеральном уровне осуществляется:

описание набора данных наблюдения для размещения в системе открытого доступа на интернет-сайте Росстата;

распространение данных (статистические таблицы, база микроданных, метаданные, тематический сборник в виде печатного издания и для размещения на интернет-сайте Росстата).

При подготовке к публикации микроданные проходят дополнительные процедуры редактирования и импутации в автоматизированном режиме, а также в целях соблюдения принципов конфиденциальности - процедуры анонимизации, что исключает любую возможность не только прямой, но и косвенной идентификации домохозяйств и проживающих в них лиц.

В целях анонимизации публикуемых признаков домохозяйства и членов домохозяйства исключается ряд кодификационных признаков, производится изменение номеров домохозяйств по определенному алгоритму; исключаются из публикации показатели, количество наблюдаемых единиц по которым имеет низкую частотность.

Публикация микроданных сопровождается описанием метаданных, а также размещением на данной странице интернет-сайта Росстата агрегированных данных (статистических таблиц по итогам наблюдения).

Метаданные представляют собой полную информацию о наблюдении (организационные документы, методика подготовки и проведения наблюдения, описание инструментария и так далее) и описание микроданных.

Микроданные представляют собой файлы данных, содержащие информацию по каждой единице наблюдения (домохозяйству и членам домохозяйства), исключая данные, позволяющие идентифицировать респондентов. Публикация микроданных совместно с метаданными наблюдения дает возможность пользователям воспроизводить публикуемые итоговые таблицы, а также получать любые итоговые показатели по данным наблюдения.

Статистические итоговые таблицы представляют собой таблицы, построенные на основе микроданных наблюдения с учетом распространения итогов на генеральную совокупность.

Опубликование итогов наблюдения в системе открытого доступа на интернет-сайте Росстата осуществляется в следующем порядке:

публикация статистических таблиц с данными наблюдения в целом по Российской Федерации;

публикация статистических таблиц с данными по субъектам Российской Федерации;

публикация базы микроданных.

43.4 Срок хранения заполненных Вопросников на бумажных носителях - 1 год с даты подведения окончательных итогов наблюдения - в соответствии со статьей 478 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Росстата от 5 сентября 2016 г. N 484.

Место хранения Вопросников до их уничтожения определяется руководством территориального органа Росстата с учетом требований обеспечения конфиденциальности данных. Уничтожение Вопросников производится в установленном порядке.