5. Рекомендации по проектированию жизненных ситуаций, бизнес-ситуаций на примере жизненной ситуации "Содействие занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста"

5 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ, БИЗНЕС-СИТУАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В соответствии с Едиными требованиями:

- "комплекс услуг" - набор взаимосвязанных государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг, негосударственных услуг и мер поддержки, предоставление которых организуется в пилотных центрах занятости по принципу "одного окна" с целью содействия гражданам и работодателям в решении конкретной "жизненной ситуации" или "бизнес-ситуации";

- "жизненная ситуация" - обстоятельства жизни гражданина, которые необходимо учитывать, или которые требуют решения для достижения успешного результата предоставления услуг в области содействия занятости населения, удовлетворяющего индивидуальные потребности и ожидания гражданина;

- "бизнес-ситуация" - обстоятельства деятельности работодателя, которые необходимо учитывать, или которые требуют решения для достижения успешного результата предоставления услуг в области содействия занятости населения, удовлетворяющего индивидуальные потребности и ожидания работодателя.

Цель организации предоставления услуг по принципу "жизненной ситуации" ("бизнес-ситуации") - создание системы комплексной поддержки граждан (работодателей) в вопросах трудоустройства (поиска работников), включая содействие в поиске подходящей работы (в подборе необходимых работников), предоставление социальной поддержки (финансовой поддержки), сопровождение карьерного и профессионального роста, а также снятие барьеров, препятствующих трудоустройству (найму работников).

Предоставление услуг по принципу "жизненной ситуации" ("бизнес-ситуации") подразумевает создание условий, при которых гражданам (работодателям) в целях решения задачи по трудоустройству (поиску работников) достаточно обращение в одну организацию. ЦЗН при таком обращении должен будет предоставить гражданину (работодателю) исчерпывающую информацию обо всех услугах, которые он может получить для решения своей жизненной ситуации (бизнес-ситуации), результатах и поставщиках этих услуг, необходимых действиях с указанием последовательности получения конкретных услуг.

В состав услуг, предоставляемых по принципу "жизненной ситуации" ("бизнес-ситуации) рекомендуется включать услуги, предусмотренные Едиными требованиями, а также иные государственные и муниципальные услуги, меры поддержки, негосударственные услуги, необходимые для эффективного решения задачи по трудоустройству гражданина (поиску работников) и снятию барьеров, препятствующих трудоустройству (найму работников). Государственные услуги в области содействия занятости населения, входящие в состав "жизненной ситуации" ("бизнес-ситуации"), должны быть оптимизированы в целях соответствия Единым требованиям, а также с целью повышения эффективности задачи по трудоустройству гражданина (поиску работников) в рамках соответствующей "жизненной ситуации" ("бизнес-ситуации").

С целью организации предоставления услуг по принципу "жизненной ситуации" ("бизнес-ситуации") и для обеспечения единообразного предоставления на территории соответствующего субъекта РФ, - разрабатывается описание "жизненной ситуации" ("бизнес-ситуации"), включающее технологическую схему предоставления услуг по принципу "жизненной ситуации" ("бизнес-ситуации").

Описание "жизненной ситуации" ("бизнес-ситуации") включает ключевые сведения о "жизненной ситуации" ("бизнес-ситуации), включая получателей услуг, перечень входящих в ее состав услуг, траектории их предоставления, а также карты и блок-схемы услуг. В целях визуализации процесса предоставления услуг по различным траекториям (состав и последовательность предоставления государственных, муниципальных услуг, мер поддержки, негосударственных услуг, формирующих траекторию) разрабатывается схема (диаграмма) процессов предоставления услуг в рамках жизненной ситуации по всем выделенным траекториям.

Ниже приведет пример описания "жизненной ситуации" "Содействие занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста".

Технологическая схема предоставления услуг по принципу "жизненной ситуации" ("бизнес-ситуации" состоит из следующих разделов:

1. Общие сведения о "жизненной ситуации" - содержит сведения о наименовании "жизненной ситуации", основаниях ее предоставления, составе услуг и траекторий их предоставления в рамках данной "жизненной ситуации".

2. Общие сведения об услугах в составе "жизненной ситуации" - содержит информацию об услугах, предоставляемых в рамках "жизненной ситуации", структурированную по типу услуг: государственные услуги, муниципальные услуги, меры поддержки, негосударственные услуги и т.д.

3. Состав и последовательность услуг по траекториям предоставления услуг в рамках жизненной ситуации - содержит описание траекторий предоставления услуг в контексте состава и последовательности предоставления государственных, муниципальных услуг, мер поддержки, негосударственных услуг и т.д., формирующих траекторию.

4. Сведения о траекториях предоставления услуг в рамках "жизненной ситуации" - содержит общие сведения о траекториях предоставления услуг в целом, без детализации до отдельных услуг в составе жизненной ситуации.

5. Сведения о заявителях - содержит информацию о заявителях, которым могут быть предоставлены услуги в рамках жизненной ситуации (в целом по жизненной ситуации, без выделения отдельных услуг).

6. Документы, предоставляемые заявителем для получения услуг в рамках "жизненной ситуации" - содержит сведения о документах, которые должен предоставить заявитель для получения услуг в рамках "жизненной ситуации", структурированные по траекториям предоставления услуг.

7. Результаты предоставления услуг в рамках "жизненной ситуации" - содержит подробное описание результата (всех возможных результатов) предоставления услуг (в разрезе траекторий), в том числе в случае отказа в предоставлении услуг.

При разработке технологических схем предоставления ЦЗН услуг по принципу "жизненной ситуации" ("бизнес-ситуации") следует ориентироваться на Методические рекомендации по формированию технологических схем предоставления в Центрах оказания услуг комплексных услуг (включая требования к содержанию технологических схем предоставления комплексных услуг по принципу бизнес-ситуаций, а также форму технологической схемы предоставления комплексных услуг по принципу бизнес-ситуаций) <1>.

--------------------------------

<1> https://mybiz.dasreda.ru/docs/Методика%20техносхем%20комплексных%20услуг.pdf.

Для негосударственных услуг, входящих в "жизненную ситуацию" ("бизнес-ситуацию") и предоставляемых сторонними организациями, разрабатывается отдельная технологическая схема предоставления негосударственной услуги, которая является приложением к договору (соглашению) между ЦЗН и поставщиком услуги, в рамках которого поставщик услуги осуществляет предоставление негосударственной услуги через ЦЗН. При разработке технологических схем предоставления негосударственных услуг на базе ЦЗН следует ориентироваться на Методические рекомендации по формированию технологических схем предоставления негосударственных услуг в Центрах оказания услуг (включая требования к содержанию технологических схем предоставления негосударственных услуг, необходимых для начала осуществления предпринимательской деятельности, а также форму технологической схемы предоставления негосударственных услуг) <2>.

--------------------------------

<2> https://mybiz.dasreda.ru/docs/Методика%20техносхем%20НГУ.pdf.