Методика, утв. данным документом, применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

III. Локальные сметные расчеты (сметы)

43. Рекомендуемые образцы локальных сметных расчетов (смет) приведены для базисно-индексного метода в Приложении N 2 к Методике, для ресурсно-индексного метода - в Приложении N 3 к Методике, для ресурсного метода - в Приложении N 4 к Методике.

44. Сметная стоимость строительства, определенная с применением базисно-индексного метода, приводится в локальных сметных расчетах (сметах) в двух уровнях цен: базисном и текущем.

Для определения сметной стоимости в базисном уровне цен применяются единичные расценки, составляющие единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН.

При отсутствии информации о сметных ценах в базисном уровне по отдельным материальным ресурсам и оборудованию, их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90 - 92, 112 - 115 Методики с учетом положений пунктов 22 и 23 Методики.

Сметные цены в базисном уровне цен на высокотехнологичные и уникальные строительные машины, изготавливаемые по индивидуальным проектам (по единичным заказам, в том числе в единственном экземпляре), находящиеся, как правило, в собственности юридических лиц, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, не применяемые (или применяемые в рамках индивидуального проектирования) на территории Российской Федерации, включенные во ФСЭМ без сметных расценок и отмеченные в графах 4 и 5 знаком "- *" (далее - несерийные строительные машины), определяются в соответствии с пунктом 83 Методики.

45. Сметная стоимость в текущем уровне цен рассчитывается как произведение сметной стоимости, определенной в базисном уровне цен, и соответствующих индексов изменения сметной стоимости, разрабатываемых в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 5 июня 2019 г. N 326/пр (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2019 г., регистрационный N 55869), с изменениями, внесенными приказами Минстроя России от 20 февраля 2021 г. N 79/пр (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2021 г., регистрационный N 64577), от 13 января 2023 г. N 17/пр (зарегистрирован Минюстом России 14 марта 2023 г., регистрационный N 72589) и от 6 октября 2023 г. N 727/пр (зарегистрирован Минюстом России 15 ноября 2023 г., регистрационный N 75975) (далее - Методика N 326/пр), в том числе:

а) индексы к СМР применяются к итоговым стоимостным показателям СМР по локальным сметным расчетам (сметам);

б) индексы к элементам прямых затрат применяются в порядке, соответствующем порядку применения индексов к СМР, установленному пунктами 5 - 5.2, 5.5, 5.6 и 6 - 6.2 Методики N 326/пр:

к итоговым стоимостным показателям элементов прямых затрат в целом по локальным сметным расчетам (сметам) - сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов (в том числе оплате труда машинистов) и сметной стоимости материальных ресурсов;

к итоговым стоимостным показателям элементов прямых затрат по каждой расценке и (или) позиции, включенной в локальные сметные расчеты (сметы), - к сметной стоимости оплаты труда рабочих, машинистов, пусконаладочного персонала, сметной стоимости затрат на перевозку грузов для строительства и затрат на погрузочно-разгрузочные работы;

в) индексы по видам (комплексам) работ применяются к итоговым стоимостным показателям в целом по локальному сметному расчету (смете);

г) индексы к расценкам применяются к итоговым стоимостным показателям прямых затрат по каждой расценке, включенной в локальные сметные расчеты (сметы);

д) индексы к элементам прямых затрат расценок применяются к итоговым стоимостным показателям элементов прямых затрат по каждой расценке, включенной в локальные сметные расчеты (сметы);

е) индексы на перевозку применяются к сметной стоимости затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом, в том числе на дополнительное расстояние, сверх учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование, в соответствии с типом автотранспортных средств по каждой позиции локального сметного расчета (сметы).

Затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом, в том числе на дополнительное расстояние, сверх учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование, при отсутствии индексов на перевозку определяются в текущем уровне цен с использованием индекса к СМР, а при его отсутствии - индекса, рассчитываемого для применения к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов.

Затраты на погрузочно-разгрузочные работы определяются в текущем уровне цен по каждой позиции локального сметного расчета (сметы) с использованием индекса к СМР, а при его отсутствии - индекса, рассчитываемого для применения к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов, за исключением затрат на погрузочно-разгрузочные работы, осуществляемые вручную, определение которых в текущем уровне цен при отсутствии индекса к СМР выполняется с использованием индекса, рассчитываемого для применения к сметной стоимости оплаты труда рабочих, машинистов, пусконаладочного персонала.

Определение затрат на перевозку грузов для строительства отдельными видами транспорта, учитываемых в сметной документации по данным конъюнктурного анализа, в базисном уровне цен выполняется обратным счетом путем деления текущей стоимости таких затрат на индекс к СМР, а при его отсутствии - индекса, рассчитываемого для применения к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов;

ж) индексы к оборудованию применяются к итоговым стоимостным показателям оборудования в целом по локальному сметному расчету (смете) или по каждой позиции в зависимости от принятых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ.

(п. 45 в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

46. Сметная стоимость, определенная с применением ресурсного и ресурсно-индексного методов, приводится в локальных сметных расчетах (сметах) в текущем уровне цен.

47. В локальных сметных расчетах (сметах), разрабатываемых ресурсным и ресурсно-индексным методами, по каждой позиции выделяются следующие показатели строительных ресурсов:

а) затраты труда рабочих с указанием среднего разряда работы или квалификационного состава рабочих, звена пусконаладочного персонала, человеко-часов;

б) затраты труда машинистов, человеко-часов;

в) потребность в машинах и механизмах, машино-часов;

г) потребность в материальных ресурсах в натуральных единицах измерения (например, в метрах, метрах кубических, метрах квадратных, тоннах, килограммах);

д) потребность в оборудовании в натуральных единицах измерения (например, в штуках, комплектах, тоннах).

(п. 47 в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

48. Потребность в строительных ресурсах определяется на основании сметных норм, сведения о которых включены в ФРСН, перечня и объемов работ, принятых на основании проектной и (или) иной технической документации. При отсутствии в сметных нормах данных о расходе строительных ресурсов, их количество принимается по данным проектной документации с учетом положений Методики.

49. Сметная стоимость строительных ресурсов при применении ресурсного метода определяется в текущем уровне цен в соответствии с положениями главы IV Методики.

(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

50. Сметная стоимость строительных ресурсов при применении ресурсно-индексного метода определяется в текущем уровне цен в соответствии с положениями главы V Методики.

(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

51. В локальных сметных расчетах (сметах) выделяются разделы для учета архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной и (или) иной технической документации применительно к отдельным конструктивным решениям (элементам) и (или) видам работ.

52. При разработке локальных сметных расчетов (смет) для учета усложняющих факторов и условий производства работ, указанных в проектной и (или) иной технической документации, используются коэффициенты к отдельным составляющим сметных норм (единичных расценок), приведенные в Приложении N 10 к Методике.

При одновременном применении нескольких коэффициентов, учитывающих снижение производительности труда, приведенных в таблицах 1, 3, 5 или 7 Приложения N 10 к Методике, результирующее значение коэффициента определяется путем суммирования дробных частей таких коэффициентов и единицы по следующей формуле:

К = (ДК1 + ДК2 + .... + ДКn + 1),

где:

К - общий коэффициент к составляющим сметной нормы (единичной расценки) при наличии двух и более условий производства работ, учитывающих снижение их производительности;

ДК1, ДК2, ДКn - дробные части каждого коэффициента, выбранного из таблицы, приведенной в Приложении N 10 к Методике: таблица 1 - при строительстве объектов капитального строительства; таблица 3 - при реконструкции объектов капитального строительства; таблица 5 - при капитальном ремонте объектов капитального строительства или таблица 7 - при пусконаладочных работах;

00000001.wmz, где:

N - количество коэффициентов, учитывающих снижение производительности труда.

Коэффициент, учитывающий снижение производительности труда, приведенный в таблице 1 Приложения N 10 к Методике (при строительстве объектов капитального строительства), в таблице 3 Приложения N 10 к Методике (при реконструкции объектов капитального строительства), в таблице 5 Приложения N 10 к Методике (при капитальном ремонте объектов капитального строительства) или рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом Методики, применяется:

при определении сметной стоимости строительства базисно-индексным методом - к показателям оплаты труда рабочих, затратам труда рабочих, времени и стоимости эксплуатации машин и механизмов, в том числе к показателям оплаты труда и затратам труда машинистов;

при определении сметной стоимости строительства ресурсно-индексным и ресурсным методами - к затратам труда рабочих, времени эксплуатации машин и механизмов и затратам труда машинистов.

Коэффициент, учитывающий снижение производительности труда, приведенный в таблице 7 Приложения N 10 к Методике (при пусконаладочных работах) или рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом Методики, применяется:

при определении сметной стоимости строительства базисно-индексным методом - к показателям оплаты труда и затратам труда пусконаладочного персонала, рабочих;

при определении сметной стоимости строительства ресурсно-индексным и ресурсным методами - к затратам труда пусконаладочного персонала, затратам труда рабочих.

Коэффициент, учитывающий повышенный размер оплаты труда, приведенный в таблице 2 Приложения N 10 к Методике (при строительстве объектов капитального строительства), в таблице 4 Приложения N 10 к Методике (при реконструкции объектов капитального строительства), в таблице 6 Приложения N 10 к Методике (при капитальном ремонте объектов капитального строительства), применяется к показателям оплаты труда рабочих, машинистов, коэффициент, приведенный в таблице 8 Приложения N 10 к Методике (при пусконаладочных работах), применяется к показателям оплаты труда пусконаладочного персонала, рабочих.

Допускается совместное применение коэффициента, учитывающего снижение производительности труда, приведенного в таблицах 1 (при строительстве объектов капитального строительства), 3 (при реконструкции объектов капитального строительства), 5 (при капитальном ремонте объектов капитального строительства) или 7 (при пусконаладочных работах) Приложения N 10 к Методике, или рассчитанного в соответствии с пунктом 52 Методики, и коэффициента, приведенного в таблицах 2 (при строительстве объектов капитального строительства), 4 (при реконструкции объектов капитального строительства), 6 (при капитальном ремонте объектов капитального строительства) или 8 (при пусконаладочных работах) Приложения N 10 к Методике.

При определении сметной стоимости строительства базисно-индексным методом при одновременном применении коэффициента, учитывающего снижение производительности труда, приведенного в таблицах 1, 3, 5 или 7 Приложения N 10 к Методике (в том числе рассчитанного в соответствии с настоящим пунктом Методики), применение которого предусмотрено к затратам труда рабочих (пусконаладочного персонала), затратам труда машинистов, и коэффициента, учитывающего повышенный размер оплаты труда рабочих и машинистов и приведенного в таблице 2 Приложения N 10 к Методике (при строительстве объектов капитального строительства), в таблице 4 Приложения N 10 к Методике (при реконструкции объектов капитального строительства), в таблице 6 Приложения N 10 к Методике (при капитальном ремонте объектов капитального строительства), в таблице 8 Приложения N 10 к Методике (при пусконаладочных работах), результирующее значение коэффициента, применяемого к показателям оплаты труда рабочих (пусконаладочного персонала), машинистов, определяется путем их перемножения с округлением результата вычислений до двух знаков после запятой.

Коэффициенты, указанные в пунктах 2 и 5 таблицы 1 Приложения N 10 к Методике, пунктах 3 и 8 таблицы 3 Приложения N 10 к Методике, пунктах 3 и 9.1 - 9.3 таблицы 5 Приложения N 10 к Методике, не распространяются на работы, выполняемые в помещениях объектов капитального строительства.

Коэффициент, приведенный в пункте 9 таблицы 7 Приложения N 10 к Методике, учитывает дополнительные затраты, связанные со снижением производительности труда пусконаладочного персонала при температуре воздуха на рабочем месте ниже 0 °C, и не применяется в случае осуществления подготовки к сдаче в эксплуатацию объектов капитального строительства, которые по своим технологическим признакам не отапливаются, или сооружений на открытом воздухе.

(п. 52 в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

52.1. При определении дополнительных затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом в горной местности сверх расстояния, учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование и индексами изменения сметной стоимости, при составлении локального сметного расчета (сметы) к сметным ценам на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом по состоянию на 1 января 2000 г. применяются следующие коэффициенты:

а) на высоте свыше 1500 до 2500 м над уровнем моря - 1,25;

б) на высоте свыше 2500 до 3000 м над уровнем моря - 1,35;

в) на высоте свыше 3000 м над уровнем моря - 1,50.

(п. 52.1 введен Приказом Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)

53. Коэффициенты, приведенные в Приложении N 10 к Методике, применяются к количественным или стоимостным показателям сметных норм (единичных расценок): затратам труда (оплате труда) рабочих и (или) пусконаладочного персонала, времени (стоимости) эксплуатации машин и механизмов, в том числе затратам труда (оплате труда) машинистов с учетом положений, указанных в примечаниях к таблицам Приложения N 10.

53.1. В целях применения коэффициентов, приведенных в Приложении N 10 к Методике, при обосновании применения указанных коэффициентов в проектной документации учитывается, что:

а) вредные и опасные условия труда определяются в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";

(пп. "а" в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи определяются в соответствии с подпунктом "а" приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160;

(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) стесненные условия населенных пунктов определяются наличием трех из перечисленных факторов: интенсивное движение городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости (в пределах 50 метров) от зоны производства работ; сети подземных коммуникаций, подлежащие перекладке или подвеске; расположение объектов капитального строительства и сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости (в пределах 50 метров) от зоны производства работ; стесненные условия или невозможность складирования материалов; ограничение поворота стрелы грузоподъемного крана в соответствии с данными проекта организации строительства;

(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) к работам, выполняемым в подземных условиях, в том числе относятся монтажные и демонтажные работы систем инженерно-технического обеспечения, выполняемые после устройства перекрытия при строительстве тоннелей и метрополитенов открытым способом (тоннели, сооружения, устройства и станционные помещения, находящиеся ниже уровня первой ступени эскалатора (лестничного марша) наземного вестибюля станции, и сам вестибюль станции (с тоннелями, сооружениями, устройствами и станционными помещениями), вход в который расположен в подземном (подуличном) переходе);

д) эксплуатируемыми объектами капитального строительства являются объекты, введенные в эксплуатацию;

е) к рабочим процессам относятся производственные процессы на предприятиях и в организациях различных видов деятельности (производственного и непроизводственного назначения);

ж) к кровлям средней сложности относятся кровли с прямолинейными поверхностями (шатровые, вальмовые, вальмовые с переломом скатов и мансардные, полувальмовые, с фонарем, четырехщипцовые, а также кровли Г- и Т-образного очертания в плане, складчатые, кровли совмещенные с уклоном свыше 10%) или кровли с количеством скатов от трех до пяти. К сложным кровлям относятся также кровли с криволинейными поверхностями (куполообразные, сводчатые, конусообразные, сферические, шпилеобразные, крыши с крестовым сводом) или кровли с количеством скатов более пяти;

(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) к пусконаладочным работам, производимым в действующих электроустановках, относятся работы, выполняемые после введения эксплуатационного режима на данной электроустановке.

(пп. "з" введен Приказом Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(п. 53.1 введен Приказом Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)

54. Коэффициенты, учитывающие условия производства работ, обусловлены специфическими особенностями их выполнения на территории строительства, объекте капитального строительства или его части (выполнение работ в условиях эксплуатируемых зданий и сооружений, вблизи объектов, находящихся под электрическим напряжением, на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций, стесненные условия для складирования материалов и прочие).

55. Коэффициенты, учитывающие условия производства работ, дифференцированы в зависимости от вида применяемых сметных норм (единичных расценок) для строительства, реконструкции, капитального ремонта, пусконаладочных работ и сохранения объектов культурного наследия.

56. Коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ, применяются одновременно с другими коэффициентами в порядке, установленном Методикой. При одновременном применении коэффициенты перемножаются, результат округляется до семи знаков после запятой.

57. Коэффициенты, учитывающие технологические особенности производства отдельных видов работ (например, разработка мокрого грунта, кирпичная кладка закругленных стен и тому подобное), применяются к количественным или стоимостным показателям строительных ресурсов (за исключением оборудования) в соответствии с положениями разделов "Общие положения" и "Приложения" соответствующих сборников сметных норм (единичных расценок), а также в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

58. При отсутствии необходимых сметных норм (единичных расценок), включенных в сборники ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр) или в сборники ГЭСНрр, затраты на работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства, работы по сохранению объектов культурного наследия могут быть определены:

(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) по сметным нормам ГЭСН (ФЕР, ТЕР) 81-02-46-XXXX "Работы при реконструкции зданий и сооружений";

б) по сметным нормам, включенным в ГЭСН (ФЕР, ТЕР), аналогичным технологическим процессам в новом строительстве, в том числе по возведению новых конструктивных элементов, с применением коэффициентов 1,15 к затратам труда (оплате труда) рабочих и 1,25 к нормам времени (стоимости) эксплуатации машин и механизмов, затратам труда (оплате труда) машинистов.

(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

59. Указанные в пункте 58 Методики коэффициенты не применяются:

а) к сметным нормам и расценкам ГЭСН (ФЕР, ТЕР) 81-02-46-XXXX "Работы при реконструкции зданий и сооружений";

б) к сметным нормам и расценкам ГЭСНм (ФЕРм, ТЕРм), ГЭСНмр (ФЕРмр, ТЕРмр), ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр), ГЭСНрр (ФЕРрр, ТЕРрр), ГЭСНп (ФЕРп, ТЕРп);

в) на работы по разборке (демонтажу) строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, сметная стоимость которых определена с использованием сметных норм и расценок по разборке (демонтажу), включенных в ГЭСН (ФЕР, ТЕР);

г) на работы по разборке (демонтажу) строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения в случае полной разборки (демонтажа) указанных конструкций, систем и сетей, сметная стоимость которых определена по сметным нормам и расценкам на устройство (монтаж) ГЭСН (ФЕР, ТЕР) с применением понижающих коэффициентов на разборку (демонтаж);

д) на работы по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных и железных дорог и инженерных сооружений (в том числе гидротехнических сооружений, мостов, путепроводов и тому подобное) в объемах, обеспечивающих работы полноценными захватками, сметная стоимость которых определена по сметным нормам ГЭСН (ФЕР, ТЕР);

(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) в случае невыполнения условий, приведенных в пункте 60 Методики.

60. Коэффициенты, предусмотренные в пункте 58 Методики, учитывают:

а) отсутствие возможности применения технологических схем производства работ, принятых в сметных нормах, включенных в сборники ГЭСН;

б) необходимость проведения работ отдельными малыми участками с ограниченным объемом работ, в том числе снижение производительности машин и механизмов.

60.1. При определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов обороны и безопасности, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, включая линейные объекты капитального строительства, для которых в ФГИС ЦС отсутствуют утвержденные в установленном порядке среднемесячные размеры оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, учитывающие отраслевую специфику, применяются поправочные коэффициенты к показателям оплаты труда рабочих и машинистов в размере 1,25.

(п. 60.1 введен Приказом Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр; в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

60.2. При применении сметных норм (единичных расценок) на верхолазные работы, выполняемые с использованием альпинистского снаряжения, к оплате труда рабочих применяется коэффициент 1,16.

(п. 60.2 введен Приказом Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

61. Коэффициенты, предусмотренные в пунктах 58, 60.1 и 60.2 Методики, применяются при определении сметной стоимости одновременно с коэффициентами, учитывающими усложняющие факторы и условия производства работ, а также коэффициентами, учитывающими технологические особенности производства отдельных видов работ в порядке, определенном пунктом 56 Методики.

(в ред. Приказов Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр, от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

62. При определении сметных затрат на демонтаж строительных конструкций и оборудования стоимость погрузки, перевозки (от строительной площадки до места утилизации или складирования) и разгрузки строительного мусора и материалов, полученных при разборке строительных конструкций и оборудования, следует учитывать дополнительно.

(в ред. Приказов Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр, от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

Наименование, перечень, масса и расстояние перевозки строительного мусора и материалов, полученных при разборке, определяются на основании проектной и (или) иной технической документации, проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.

Затраты на перевозку, а также на погрузочно-разгрузочные работы строительного мусора и материалов, полученных при разборке (демонтаже), приводятся в локальном сметном расчете (смете) отдельными строками и указываются в итогах локального сметного расчета (сметы) по строке "перевозка".

(абзац введен Приказом Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

63. В локальных сметных расчетах (сметах) для материальных ресурсов и оборудования могут учитываться затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным и (или) железнодорожным транспортом, судами морского (внутреннего водного) и воздушного транспорта на дополнительное расстояние в пределах территории субъекта Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации, являющейся самостоятельной ценовой зоной), сверх учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование, индексами изменения сметной стоимости, а также затраты на погрузочно-разгрузочные работы в случаях, предусмотренных сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.

При определении дополнительных затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом сверх расстояния, учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование, индексами изменения сметной стоимости, при составлении локального сметного расчета (сметы) затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом в пределах территории субъекта Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации, являющейся самостоятельной ценовой зоной), в котором расположен объект капитального строительства, учтенные сметными ценами, индексами изменения сметной стоимости (по дорогам с усовершенствованным типом дорожного покрытия), исключаются, а затраты на перевозку грузов для строительства в пределах территории субъекта Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации, являющейся самостоятельной ценовой зоной), в которой расположен объект капитального строительства, на расстояние, указанное в проектной и (или) иной технической документации (далее - проектное расстояние), включаются с учетом объема перевозимых грузов.

При определении проектного расстояния учитывается расположение склада поставщика материального ресурса или оборудования. В случае, если склад поставщика материального ресурса или оборудования и объект капитального строительства расположены в разных субъектах Российской Федерации (частях территории субъекта Российской Федерации, являющихся самостоятельными ценовыми зонами), проектное расстояние определяется как расстояние от границы субъекта Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации, являющейся самостоятельной ценовой зоной), в котором расположен объект капитального строительства, по пути следования от склада поставщика материального ресурса или оборудования до объекта капитального строительства по наиболее оптимальному варианту доставки, определенному с учетом положений пункта 63.1 Методики. В случаях, если склад поставщика материального ресурса или оборудования и объект капитального строительства расположены в одном субъекте Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации, являющейся самостоятельной ценовой зоной), проектное расстояние определяется как расстояние от склада поставщика материального ресурса или оборудования до объекта капитального строительства по наиболее оптимальному варианту доставки, определенному с учетом положений пункта 63.1 Методики.

В случаях, если маршрут следования автомобильным транспортом пролегает по дорогам с разными типами дорожного покрытия, в локальном сметном расчете (смете) отдельными строками учитывается стоимость перевозки на проектное расстояние для каждого типа дорожного покрытия с учетом объема перевозимого груза, рассчитанного на долю протяженности дорог с соответствующим типом дорожного покрытия в проектном расстоянии, определенную на основании данных проектной и (или) иной технической документации.

Выбор материальных ресурсов и оборудования, для которых выполняется расчет дополнительных затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным и (или) железнодорожным транспортом, судами морского (внутреннего водного) и воздушного транспорта на дополнительное расстояние, сверх учтенного сметными ценами, индексами изменения сметной стоимости, осуществляется по решению заказчика.

Затраты на перевозку грузов для строительства на дополнительное расстояние, а также на грузовые операции в местах перевалки грузов, паромные, понтонные и иные переправы в случаях, предусмотренных сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, приводятся в локальных сметных расчетах (сметах) отдельными строками с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся указанные затраты. Дополнительные затраты на перевозку, а также на погрузочно-разгрузочные работы материальных ресурсов в локальных сметных расчетах (сметах) относятся к сметной стоимости материальных ресурсов. Дополнительные затраты на перевозку и погрузочно-разгрузочные работы оборудования в локальных сметных расчетах (сметах) включаются в сметную стоимость оборудования.

При отсутствии в ФГИС ЦС сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства отдельными видами транспорта, сметных цен услуг на грузовые операции в местах перевалки грузов, паромные, понтонные и иные переправы либо сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом для расстояния, предусмотренного проектной и (или) иной технической документацией, затраты на перевозку грузов для строительства на дополнительное расстояние, сверх учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование, индексами изменения сметной стоимости, определяются по результатам конъюнктурного анализа в соответствии с пунктами 13 - 21 Методики на основании данных о текущей стоимости таких услуг, полученных от не менее чем 2 (двух) производителей и (или) поставщиков данных услуг. В случае оказания услуг, связанных с перевозкой грузов, производителем и (или) поставщиком материальных ресурсов и оборудования допускается определение их текущей стоимости на основании данных о цене указанных услуг по 1 (одному) такому производителю и (или) поставщику.

При определении затрат на перевозку грузов для строительства проектное расстояние округляется до целого числа.

(п. 63 в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

63.1. При выборе оптимального варианта доставки грузов для строительства:

а) учитывается, что при расстоянии до 200 километров (включительно) экономически эффективным видом транспорта является автомобильный (исключение могут составлять перевозки при строительстве объектов железнодорожного транспорта и другие случаи, обоснованные в проектной и (или) технической документации);

б) учитывается, что при расстоянии свыше 200 километров до 500 километров для выбора экономически эффективного вида транспорта необходимо проводить сравнение цен на перевозку грузов для строительства разными видами транспорта;

в) учитывается, что при расстоянии свыше 500 километров экономически эффективными видами транспорта являются железнодорожный, морской (внутренний водный) (при наличии возможности перевозки указанными видами транспорта);

г) учитываются объемы и сроки поставок грузов для строительства, плановые сроки строительства.

(п. 63.1 введен Приказом Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

64. Сметная стоимость перебазировки машин с базы механизации на строительную площадку и обратно со строительной площадки на базу механизации, по которым данные затраты не включены в сметную цену эксплуатации машин и механизмов, но обоснованы проектной и (или) иной технической документацией, учитывается дополнительно отдельной строкой в главе 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета (графы 7 и 8). Указанные затраты определяются на основании расчета, выполненного в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.

(п. 64 в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

65. В случае, если проектной и (или) иной технической документацией предусмотрено приготовление (изготовление) отдельных материальных ресурсов (бетон, раствор, битум, асфальтобетонные и черные щебеночные смеси, битумные эмульсии, металлические конструкции и другие) в построечных условиях или условиях производственных баз, указанные затраты определяются в локальных сметных расчетах (сметах) по соответствующим сметным нормам (единичным расценкам), сведения о которых включены в ФРСН либо в соответствии с положениями и размерами, указанными в разделах "Общие положения" и "Приложения" сметных норм, единичных расценок.

(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

66. Сметная стоимость материальных ресурсов, учтенных в сметных нормах с обобщенным наименованием и указанием кода группы или не учтенных в единичных расценках, расход которых зависит от проектных решений, определяется на основании данных проектной и (или) иной технической документации об их количестве с учетом нормативов трудноустранимых потерь и отходов, определяемых по проектным данным (при наличии) или в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

67. Сметная стоимость материальных ресурсов, используемых несколько раз при выполнении отдельных видов работ в соответствии с технологией строительного производства (далее соответственно - оборачиваемость, оборачиваемые ресурсы), определяется на основании данных об их количестве с учетом неоднократной оборачиваемости. Затраты на перевозку оборачиваемых ресурсов на расстояние, учтенное сметными ценами, индексами изменения сметной стоимости, исключаются и приводятся отдельной строкой в позиции локального сметного расчета (сметы), содержащей оборачиваемый ресурс, с учетом объема такого ресурса, указанного в данной позиции локального сметного расчета (сметы), и включаются следующей отдельной строкой в ту же позицию локального сметного расчета (сметы) с учетом его объема, увеличенного на показатель кратности оборачиваемости.

Затраты на погрузку, перевозку (от строительной площадки до места утилизации или складирования) и разгрузку оборачиваемых ресурсов, при соответствующем указании в разделе "Общие положения" сборников сметных норм (единичных расценок), учитываются дополнительно на основании проектной и (или) иной технической документации.

Определение затрат на погрузку, перевозку (от строительной площадки до места утилизации или складирования) и разгрузку оборачиваемых ресурсов выполняется с учетом объема таких ресурсов, рассчитанного без учета оборачиваемости, обоснованного в проектной и (или) иной технической документации.

При определении предусмотренных пунктом 63 Методики дополнительных затрат на перевозку оборачиваемых ресурсов затраты на перевозку таких ресурсов на расстояние, учтенное сметными ценами, индексами изменения сметной стоимости, исключаются и приводятся отдельной строкой в позиции локального сметного расчета (сметы), содержащей оборачиваемый ресурс, с учетом объема такого ресурса, указанного в данной позиции локального сметного расчета (сметы), а затраты на перевозку на проектное расстояние включаются следующей отдельной строкой в ту же позицию локального сметного расчета (сметы) с учетом объема, увеличенного на показатель кратности оборачиваемости.

(п. 67 в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

68. Сметная стоимость оборачиваемых ресурсов, учтенных в сметных нормах с обобщенным наименованием и указанием кода группы или не учтенных в единичных расценках и приведенных с литерой "П", определяется с учетом их нормативной оборачиваемости, указанной в соответствующих разделах сборников сметных норм (единичных расценок).

69. В случаях, когда при обосновании проектом организации строительства (далее - ПОС) на объекте невозможно достичь нормативного числа оборота отдельных материалов (опалубка, крепления и тому подобное), оборачиваемость которых учтена сметными нормами, норма расхода таких материалов корректируется на основании данных проектной документации с учетом положений сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, устанавливающих методы применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материальных ресурсов.

70. Стоимость материальных ресурсов и оборудования, указанных в проектной, а также иной технической документации и (или) задании на проектирование, учитывается в сметной документации, вне зависимости от условий их приобретения (заказчиком, подрядчиком).

71. В случае, если проектной документацией предусмотрено применение годных для повторного использования (ранее использованных один и более раз) материальных ресурсов, их стоимость в текущем уровне цен определяется заказчиком с учетом оценки возможного повторного использования, в размерах, не превышающих сметные цены соответствующих новых материальных ресурсов в текущем уровне цен, с учетом степени их износа на основании локальных нормативных актов, утвержденных заказчиком.

(п. 71 в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

72. В локальных сметных расчетах (сметах) учитываются сметные прямые затраты, сметная стоимость оборудования, накладные расходы и сметная прибыль.

73. В составе сметных прямых затрат при обосновании в проектной и (или) иной технической документации дополнительно учитывается разница в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных источников снабжения, по сравнению со стоимостью электроэнергии, передаваемой от производителей единой энергетической системы России, относимая на стоимость материальных ресурсов.

Потребность в электроэнергии в киловатт-часах определяется на основании данных проектной и (или) иной технической документации.

Разница в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных источников снабжения, по сравнению со стоимостью электроэнергии, передаваемой от производителей единой энергетической системы России, рассчитывается как произведение потребности в электроэнергии и разности сметных цен на электроэнергию, получаемую от передвижных источников снабжения, и электроэнергию, передаваемую от производителей единой энергетической системы России.

При базисно-индексном методе определения сметной стоимости строительства сметные цены на электроэнергию, получаемую от передвижных источников снабжения, и электроэнергию, передаваемую от производителей единой энергетической системы России, определяются по ФССЦ.

При ресурсно-индексном и ресурсном методах определения сметной стоимости строительства сметная цена электроэнергии, получаемой от передвижных источников снабжения установленной мощности, рассчитывается в текущем уровне цен на основании информации, размещенной в ФГИС ЦС, исходя из сметной цены эксплуатации таких передвижных источников снабжения (рублей/машино-час), оплаты труда машинистов (с учетом накладных расходов и сметной прибыли) и установленной мощности, при этом при ресурсно-индексном методе определения сметной стоимости строительства учитываются положения пункта 95 Методики. Сметная стоимость электроэнергии, передаваемой от производителей единой энергетической системы России, в текущем уровне цен определяется на основании информации, размещенной в ФГИС ЦС.

(п. 73 в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

74. Затраты на электроэнергию, потребляемую ручным инструментом, относятся к сметной стоимости материальных ресурсов, учитываются в локальных сметных расчетах дополнительно отдельной строкой в случаях и размерах, указанных в разделах "Общие положения" и "Приложения" сметных норм, единичных расценок.

(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

75. При определении сметной стоимости работ с использованием ГЭСНм и ГЭСНмр дополнительно учитывается сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов, не учтенных в указанных сметных нормах (например, ветошь, бумага, керосин, бензин, смазочное масло, солидол), в следующих размерах:

а) 2 (два) процента от оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНм;

б) 3 (три) процента от оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНмр.

При определении сметной стоимости работ по разборке и (или) демонтажу оборудования с использованием сметных норм на монтаж оборудования, включенных в сборники ГЭСНм, в порядке, предусмотренном пунктом 84 Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 14 июля 2022 г. N 571/пр (зарегистрирован Минюстом России 26 августа 2022 г., регистрационный N 69802) (далее - Методика N 571/пр), а также согласно общим положениям соответствующих сборников сметных норм, сведения о которых включены в ФРСН, материальные ресурсы, предусмотренные такими сметными нормами, в расчете не учитываются, а сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов определяется по расчету в соответствии с настоящим пунктом Методики с применением к оплате труда рабочих коэффициента, принимаемого равным размеру коэффициента, выбранного в соответствии с пунктом 84 Методики N 571/пр или предусмотренного общими положениями соответствующих сборников сметных норм, сведения о которых включены в ФРСН.

В случае использования единого поправочного коэффициента, предусмотренного сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, применяемого одновременно ко всем элементам прямых затрат по сметной норме (единичной расценке): затратам труда (оплате труда) рабочих, затратам труда (оплате труда) машинистов, времени (стоимости) эксплуатации машин и механизмов, расходу (стоимости) материальных ресурсов - сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов определяется по расчету в соответствии с настоящим пунктом Методики с применением такого единого поправочного коэффициента к оплате труда рабочих.

В случае одновременного применения коэффициентов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта Методики, сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов определяется с применением к оплате труда рабочих коэффициента, рассчитанного как произведение коэффициентов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта Методики, округленного до семи знаков после запятой.

В случаях, не предусмотренных настоящим пунктом Методики, поправочные коэффициенты при расчете стоимости вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов не применяются.

Сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов, не учтенных в сметных нормах, относится на стоимость материальных ресурсов.

При определении сметной стоимости работ по разборке и (или) демонтажу оборудования с применением ФЕРм сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов не учитывается.

(п. 75 в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

76. Стоимость накладных расходов и сметной прибыли в локальных сметных расчетах (сметах) определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и приводится:

а) по итогу каждой позиции;

б) после итога прямых затрат по разделам (при формировании разделов);

в) после итога прямых затрат по локальному сметному расчету (смете).

77. В локальных сметных расчетах по каждой позиции приводятся итоговые данные составляющих сметных прямых затрат, оборудования, накладных расходов и сметной прибыли.

(п. 77 в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

78. Итоги по разделам и по локальному сметному расчету (смете) включают данные о сметной стоимости прямых затрат, включая затраты на перевозку, накладных расходов, сметной прибыли, оборудования и суммарные итоги по разделу (смете), при этом сметная стоимость материальных ресурсов и оборудования, определенная на основании конъюнктурного анализа в соответствии с пунктами 13 - 22 Методики, указывается дополнительно отдельно.

(п. 78 в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)