Настоящие методические рекомендации представляют единый методический подход к созданию, хранению, использованию и восполнению следующих видов резервов:
резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
резервы материальных ресурсов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления;
резервы материальных ресурсов организаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов определяются с учетом:
прогнозируемых видов, масштабов и характера ЧС;
предполагаемого объема работ по ликвидации ЧС;
максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС;
продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение населения по нормам, установленным в ЧС;
природных, экономических и иных особенностей региона или объекта;
величины ассигнований, выделенных на создание соответствующего вида резервов.
Ответственность за создание, накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию резервов материальных ресурсов возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Резервы материальных ресурсов создаются:
федеральными органами исполнительной власти. Для регламентирования порядка создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов федеральный орган исполнительной власти издает нормативный правовой акт о порядке создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, утверждающий положение о резерве, объемах и номенклатуре резерва;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для ликвидации ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера, в том числе для организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ЧС, включающего развертывание и содержание пунктов временного размещения населения, пунктов обогрева и питания; оснащения аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб (далее - АСФ, АСС) для проведения АСДНР и других мероприятий. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительный документ высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о Порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации. При этом следует подчеркнуть, что номенклатура и объемы резерва субъекта Российской Федерации должны быть утверждены решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В противном случае эти резервы могут считаться ведомственными или объектовыми. Аналогичную работу проводят и органы местного самоуправления;
организациями - для ликвидации ЧС локального характера, в том числе для защиты работников организации при ЧС природного и техногенного характера и оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований (при их наличии) (далее - НАСФ) для проведения АСДНР. Порядок создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС определяется приказом руководителя организации.
Примерная номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представлена в приложении 1.
В указанных нормативных правовых документах рекомендуется предусмотреть ответственных за создание резервов материальных ресурсов, источники финансирования, порядок выпуска и возмещения ресурсов, учета и контроля их хранения и использования.
Типовые документы по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС представлены в приложении 2.
Исходя из классификации ЧС и предназначения резервов материальных ресурсов, рекомендуется:
федеральным органам исполнительной власти рассчитывать объемы создаваемых резервов в соответствии с предназначением и территориальным размещением резерва федерального органа исполнительной власти;
субъектам Российской Федерации рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения соответственно не менее 500 человек и оснащения АСФ и АСС, участвующих в ликвидации ЧС регионального (межмуниципального) характера;
муниципальным образованиям рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения не менее 50 человек и оснащения АСФ и АСС, участвующих в ликвидации ЧС муниципального характера;
организациям рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом оснащения НАСФ и защиты сотрудников организации.
В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжительности периода первоочередного жизнеобеспечения населения:
в зоне ЧС после землетрясения - до 30 суток;
в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте - до 3 суток;
в приемных эвакуационных пунктах после аварии на радиационно опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) - до 3 - 10 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации);
в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях - по среднестатистическим многолетним данным для данной местности.
Нормы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в ЧС представлены в приложении 3.
Сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации, районам Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера, изолированным административно-территориальным единицам, не имеющим развитой транспортной сети, рекомендуется формировать резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС в большем объеме и в расширенной номенклатуре по сравнению с регионами, расположенными в центральной части Российской Федерации.
Учитывая, что по интенсивности протекания ряд ЧС классифицируется как ЧС с внезапно и быстро распространяющейся опасностью, и то, что они могут произойти в любое время, в том числе в выходные дни, ночное время, то есть тогда, когда большинство организаций не работает, наиболее целесообразно иметь максимальный объем заложенных в резерв материальных ресурсов. Такие ресурсы можно изъять с места хранения в любое время, обеспечить оперативную загрузку их в транспортные средства и доставку в зоны ЧС.
В связи с этим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям рекомендуется ежегодно планировать и выделять из соответствующих бюджетов средства для поддержания фактического накопления материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС.
При накоплении резервов материальных ресурсов необходимо учитывать экономические и производственные возможности территорий. В первоочередном порядке целесообразно закупать материальные ресурсы, не производимые в регионе и материальные ресурсы, наиболее часто используемые по предназначению.
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям рекомендуется постоянно совершенствовать работу в области создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС по следующим направлениям:
оптимизация номенклатуры и объемов резерва материальных ресурсов;
принятие мер по реальному накоплению резервов материальных ресурсов, соблюдению правил хранения материальных средств резерва, своевременному восполнению, освежению и замене.
Созданные резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера могут быть использованы в целях гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей